Слайд 1Процессы, виды и индивидуальные различия памяти.
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Орловской области
«Училище
олимпийского резерва»
Подготовила и провела:
Понкратова Л.В.
Слайд 2
Тема урока: Процессы, виды и индивидуальные различия памяти.
Тип урока: Совершенствования знаний,
умений и навыков.
Вид урока: практическая работа
Цель: углубить знания о памяти.
Задачи:
Обучающая: обобщение, систематизация, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по теме «Память»; формирование умений применять полученные психологические знания на практике.
Развивающая: развитие интеллектуальных умений у обучающихся, требующих сравнения имеющейся информации, планирования исследования, статистического анализа данных;
Воспитательная: выработка таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.
Слайд 3Особенности и виды памяти
Память — одна из психических функций и видов умственной
деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.
Слайд 4 Память можно определить как способность к получению, хранению
и воспроизведению жизненного опыта. Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. Существует несколько видов памяти. Рассмотрим и дадим краткое определение основным из названных видов памяти.
Слайд 5Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного
опыта. Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. Существует несколько видов памяти. Рассмотрим и дадим краткое определение основным из названных видов памяти.
Слайд 6Классификация памяти
В зависимости от преобладающего типа психической активности
- Зрительная- сохранение и
воспроизведение зрительных образов.
- Слуховая
- Эмоциональная
- Моторная (двигательная)
- Словесно-логическая
- Осязательная, бонятельная
По длительности хранения информации
- Сенсорная (мгновенная)
- Кратковременная (оперативная)
- Долговременная:
По наличию средств запоминания
- непосредственная
- опосредованная
По характеру целей деятельности
- произвольная
- непроизвольная
Слайд 7Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов.
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРЕОБЛАДАЮЩЕГО
ТИПА ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ
Слайд 8Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков,
например музыкальных, речевых.
Слайд 9Эмоциональная память - это память на переживания. Она участвует в работе
всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. заключается в запоминании, воспроизведении и узнавании эмоций и чувств. Лежит в основе формирования привычек.
Слайд 10Двигательная (моторная) память проявляется в запоминании и воспроизведении движений и их
систем. Она лежит в основе выработки и формирования двигательных навыков (ходьбы, письма, трудовых и спортивных навыков и т. д.). Двигательная память позволяет, например, пианисту играть в полной темноте, гимнасту мысленно «ощутить» порядок движений в разученной комбинации.
Слайд 11Словесно-логическая память выражается, в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, словесных
формулировок.
Этот вид памяти специфически человеческий.
Слайд 12Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни
человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма.
Слайд 13По длительности хранения информации
Сенсорная (мгновенная) память связана с удержанием точной и
полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации.
та, что длится менее 1 сек.
Слайд 14Кратковременная (оперативная)
Называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного,
заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней.
Слайд 15
Долговременная – это память способная хранить информацию в
течение практически неограниченного срока. её объем и время не ограничены. Эффективность определяется уровнем организации материалов памяти. Решающее значение имеет осмысленность запоминаемого и установление связей между новой информацией и тем, что уже было известно субъекту.
Слайд 16По характеру целей деятельности
Непроизвольное запоминание и воспроизведение осуществляется без специальных волевых усилий,
когда не ставятся цели, задачи запоминания или воспроизведения материала, оно осуществляется как бы само собой. Непроизвольно запоминается многое из того, с чем сталкивается человек в жизни. В целом, преимуществами непроизвольного запоминания является больший объем и большая прочность запоминания.
Произвольное запоминание сопровождается произвольным вниманием, имеет целенаправленный характер, оно избирательно. Запоминание включает в себя логические приемы организации материала, осмысливание запоминаемого материала.
Слайд 17Процессы памяти
Запоминание – закрепление образов предметов и явлений, возникающие в процессе
их восприятия и ощущения, то есть это процесс образования и закрепления следов возбуждения и соответствующих нервных связей.
От успешности запоминания зависит эффективность деятельности человека (учебная, трудовая).
Непроизвольное запоминание – без заранее поставленной цели, без волевых усилий Произвольное запоминание – с целью, и волевыми усилиями. Заучивание – систематическое, планомерное, специально организованное запоминание с применением определенных приемов.
Слайд 18Сохранение – удержание заученного в памяти. Сохранять материал необходимый, полезный, нужный,
важный. Поэтому сохранение – это борьба с забыванием.
Слайд 19Узнавание – чувство знакомости при повторном восприятии благодаря наличию слабого минимального
следа, который остался в коре мозга. Узнавание – простой процесс, легче. Узнавание – это не показатель эффективности прочности запоминания (читал учебник и понял, что все это знакомо, но воспроизвести не может).
Слайд 20Забывание – ликвидация следов, нервных связей, исчезновение образов предметов и явлений.
Забывание – полезный процесс. Мозг перегружается информацией, а забывание дает возможность освобождаться от избыточной информации (Шерлок Холмс).
Слайд 21Воспроизведение – процесс появления в сознании представлений памяти, осуществление памяти, возникновение
в следах возбуждения. Воспроизведение в отличие от узнавания характеризуется тем, что образы воспроизводятся без опоры на вторичное восприятие объектов.
Слайд 22Припоминание – наиболее активное воспроизведение, связанное с напряжением и требующее определенных волевых
усилий. Процесс припоминания протекает успешно, когда забытый факт воспроизводится не изолированно, а в связи с другими фактами, событиями, обстоятельствами и действиями, сохранившимися в памяти.
Слайд 24По горизонтали
6. Память, хранящая в себе информацию, ценность которой определяется текущим
моментом времени..
7. Буфер, на короткое время сохраняющий информацию в акустических кодах..
8. Самое примечательное в кратковременной памяти-очень ограниченный..
10. Кратковременная память хранит информацию максимум секунд..
12. Чтобы закодировать информацию в кратковременной памяти, надо сосредоточить на ней..
14. Кратковременная память играет важную роль в..
По вертикали
1. Пребывание в кратковременной памяти можно сравнить с состоянием..
2. Кратковременная память служит ... станцией на пути в долговременную память.
3. Кратковременная память хранит ..., необходимый на короткое время.
4. Буфер, на короткое время сохраняющий информацию в зрительных или пространственных кодах..
5. Повторение элемента не только удерживает его в кратковременной памяти, но и заставляет его перейти в..
9. Сколько элементов в среднем составляет предел объема кратковременной памяти?
11. Сколько существует систем кратковременной памяти?
13. Главная причина забывания в кратковременной памяти — вытеснение старых элементов..
Слайд 25Тесты по теме «Память»
1. Способность к воспроизведению прошлого опыта:
а) память;
б) запоминаемость;
в) воображение.
2.
По продолжительности память бывает:
а) коротковременная;
б) оперативная;
в) длительная.
3. Какая память наиболее точно удерживает информацию:
а) долговременная;
б) оперативная;
в) мгновенная.
4. Какая память является самой сильной и преобладающей:
а) зрительная;
б) слуховая;
в) осязательная.
5. Осмысленное запоминание достигается:
а) сравнением;
б) сохранением;
в) извлечением;
г) все варианты.
6. По характеру психической активности память может быть:
а) образная;
б) абстрактная;
в) внутренняя.
7. Что относится к виду запоминания:
а) воспроизведение;
б) осмысление;
в) объем памяти.
8. Информация, которая хранится в генотипе:
а) моторная память;
б) образная память;
в) внутренняя память.
9. Запоминание может быть:
а) непреднадмерянное;
б) случайное;
в) многократное;
г) все варианты.
10. Факторы, влияющие на воспроизведение:
а) настроение;
б) общее состояние;
в) забывчивость;
г) все варианты.