Слайд 1
Урок-викторина
по спецдисциплине
Автомобильные эксплуатационные материалы
Разработала преподаватель
Цели:
Воспитательная: пробуждение устойчивого интереса к предмету и активизации познавательной деятельности обучающихся.
Развивающая: развитие любознательности обучающихся, познавательного интереса; развитие памяти; развитие способности обобщать.
Познавательная: обобщение и систематизация знаний по дисциплине.
Слайд 3 Формирование интереса к изучаемой дисциплине, развитие общеинтеллектуальных
Слайд 4Карточки заданий, «кроссворд»,тест
Компьютер, мультимедийный проектор
Оборудование:
Слайд 5
Сегодня мы проводим игру –викторину по теме
«Чем мы кормим свой
автомобиль и
как влияет автомобильный транспорт на окружающую среду»
Человеку, чтобы жить,
Надо есть и надо пить.
Пища есть и для машин,
Называется - бензин.
Эта пища не пустяк,
Ей заполнен бензобак!
.
В игре участвуют 2 команды.
Игра включает четыре задания:
Разминка.
Решить кроссворд.
3. Расшифровать марку топлива.
4. Гонка за лидером.
Слайд 6
Сегодня иметь машину уже не считается роскошью. Скорее это средство
передвижения, необходимое для активной жизни, которую ведут большинство людей. Мало иметь машину, уметь ездить на ней, необходимо за ней ухаживать. И то, насколько качественный бензин или дизельное топливо мы будем в нее заливать, будет отражаться на автомобиле.
Бензин и дизельное топливо- продукты переработки нефти. Большинство автомобилей оснащены бензиновыми двигателями.
Слайд 8Морские и речные суда, тепловозы, военная и сельскохозяйственная техника, грузовые автомобили
– практически весь тяжелый транспорт работает на дизельных двигателях
Слайд 9Последние десятилетия популярным в развитых странах Европы становится легковой автомобиль, который
работает на дизельном топливе. Расход топлива на 40 % в дизельном двигателе меньше, а тяговое усилие, мощность, проходимость и безопасность выхлопных газов больше, чем в бензиновом.
Слайд 10
Дизельное топливо – это достаточно старый, но по-прежнему востребованный вид топлива
для поршневых дизельных двигателей. И если раньше область его применения была ограничена из-за низкого качества и токсичных продуктов сгорания, то сейчас все больше легковых автомобилей оснащаются дизельными двигателями, и ученые работают над тем, чтобы повысить эксплуатационные характеристики и сделать дизельное топливо экологически безопасным.
Слайд 11О качестве дизельного топлива говорит и предельная температура фильтруемости, то есть
такая температура, при которой дизтопливо густеет настолько, что уже не проходит совсем или очень медленно проходит через фильтр с определенными размерами, с 2015 г. не рекомендуется использовать топливо, в котором высокие показатели содержания серы, так как при этом увеличиваются вредные выбросы в атмосферу, ускоряется коррозия и износ элементов топливной системы, соответственно, увеличиваются расходы на частую замену фильтров и масла.
Слайд 12
Вопросы первой команде:
Какие компоненты содержатся в автомобильных выхлопных газах?
На каком виде
топлива работает подавляющее большинство современных автомобилей?
Что понимается под термином «альтернативные топлива»?
Какова теплота сгорания бензина?
Вопросы второй команде:
В чем причина поиска замены традиционного топлива на альтернативные?
В каких единицах измеряется теплота сгорания топлива?
Что такое цетановое число дизеля?
Чем ниже содержание в топливе «вредных» ароматических углеводородов, тем цетановое число будет больше или меньше?
1-й конкурс - Разминка.
Слайд 13
Кроссворд для первой команды
По горизонтали
1. Визуальное отличие дизтоплива от бензина
3. Показатель,
определяющий прокачиваемость топлива по системе питания
6. Оценивается фракционным составом
По вертикали
1. Число, характеризующее самовоспламеняемость дизельных топлив
2. При перегонке чего получается дизтопливо
4. Характеризует содержание органических кислот в дизельном топливе
5. Потеря подвижности дизтоплива
7. Способность дизельного топлива загораться без искры при большой температуре
2-й конкурс - Решить кроссворд.
Слайд 15Кроссворд для второй команды
По горизонтали
2. Смесь 1кг бензина и 15кг воздуха
4.
Число, оценивающее склонность бензина к взрывному горению
6. Взрывное горение топлива
По вертикали
1. Одно из основных свойств бензина
2. Исходное вещество для получения бензина
3. Смесь паров топлива и воздуха
5. Процесс получения бензина
2-й конкурс - Решить кроссворд.
Слайд 17
Карточка заданий для первой команды
Расшифровать данные в задании марки автомобильных топлив
3-й конкурс - Расшифровка марок топлива.
Слайд 18Экстра АИ-95
АИ-95
АИ-93
Топливо дизельное ДЭК-Л-0,05-40
Топливо дизельное ДЭКп-З,минус 15 С
«ТОПЛИВО ДИЗЕЛЬНОЕ ЕВРО ПО
ГОСТ Р 52368-2005 (ЕН590:2004), СОРТ С, ВИД II»
Расшифровка марок топлива.
Слайд 19Карточка заданий для второй команды
Расшифровать данные в задании марки автомобильных топлив
3-й
конкурс - Расшифровка марок топлива.
Слайд 20АИ-91
АИ-92
А-80
А-76
Топливо дизельное ДЭКп-Л-0,10-40
Топливо дизельное ДЭК-З-0,05
ТОПЛИВО ДИЗЕЛЬНОЕ ЕВРО ПО ГОСТ Р 52368-2005
(ЕН590:2004), КЛАСС 3, ВИД III»
Расшифровка марок топлива.
Слайд 21Ожидание ответа …
Расшифровка марок топлива.
Слайд 22
Гонка за лидером
Какая команда быстрее ответит на вопросы теста и на
устные вопросы
Слайд 23Тест на тему: « Бензиновое и дизельное топлива».
Детонационная стойкость бензина оценивается…..(5
баллов)
а) Октановым числом
б) Плотностью топлива
в) Испаряемостью топлива
г) Цетановым числом
2. Эксплуатационными показателями автомобильных топлив являются…. (10 баллов)
а) Испаряемость
б) Воспламеняемость
в) Горючесть
г) Стабильность
3. Свойствами и показателями дизельного топлива, влияющими на его смесеобразование, являются… (20 баллов)
а) Плотность
б) Поверхностное натяжение
в) Испаряемость
г) Низкотемпературные свойства
4. Цетановое число зимнего дизельного топлива должно быть не менее…(5 баллов)
а) 40
б) 50
в) 60
г) 70
5. Наивысшая температура, при которой дизельное топливо теряет текучесть, называется температурой…(5 баллов)
а) помутнения
б) застывания
в) Кристаллизации
г) Самовоспламенение
Слайд 25Транспорт является одним из важнейших элементов материально—технической базы отечественного производства и
необходимым условием функционирования современного индустриального общества. Трудно сейчас представить себе какую-либо отрасль народного хозяйства или вид деятельности населения без использования грузового, легкового автомобиля и автобуса.
Слайд 26 В настоящее время в мире насчитывается 300 млн.легковых, 80
млн. грузовых автомобилей
и примерно
1 млн. городских автобусов.
Слайд 27 Если в среднем в мире на 1 км2 территории
приходится пять автомобилей, то плотность их в крупнейших городах развитых стран в 200-300 раз выше.
Слайд 28Автомобили - главная причина загрязнения воздуха в городах.
Слайд 29Во многих крупных городах на долю автотранспорта приходится 70 и более
процентов от общего количества выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
Слайд 32Основная причина загрязнения воздуха заключается в неполном и неравномерном сгорании топлива.
Всего
15% топлива расходуется на движение автомобиля,
а 85% «летит на ветер»
Слайд 33 Двигаясь со скоростью 80-90 км/ч в среднем автомобиль превращает в
углекислоту столько же кислорода, сколько 300-350 человек. Годовой выхлоп одного автомобиля – это 800 кг окиси углерода, 40 кг окислов азота и более 200 кг различных углеводородов.
Слайд 34Состав выхлопных газов
бензиновых двигателей (г/мин)
Слайд 35Расчетная оценка количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта
(ул. Абаканская, остановка «Площадь Победы»)
Слайд 36Расчетная оценка количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта
(ул. Комсомольская, остановка «Типография»)
Слайд 37Расчетная оценка количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта
(ул. Советская, остановка «Сельхозколледж»)
Слайд 38
В результате выполненных расчетов общее количество вредных веществ от всех видов
транспорта:
пл. Победы – 58087,2 г/час
Типография – 62985,6 г/час
Сельхозколледж – 38804,4 г/час
Слайд 39Пункт технического осмотра автомобилей
Здесь определяют содержание вредных веществ в отработавших газах. Проверка
происходит в двух режимах: оборотах холостого хода и повышенных оборотах, при этом определяются показатели СО и СН.
Слайд 40Газоанализатор
Предназначен для одновременного определения содержания оксида углерода СО, диоксида углерода СО2,
углеводородов СН, кислорода О2, окислов азота NOx в отработавших газах автомобилей, работающих на бензине, газовом и альтернативных видах топлива
Слайд 41 Что же может снизить токсичность и отрицательное воздействие автомобиля
на окружающую среду?
- создание новых двигателей, использующих экологически чистые продукты (электромобиль);
- контроль со стороны службы ГИБДД, призванной контролировать техническое состояние автомобиля, должен быть ужесточен;
- повышение налога за использование старых автомобилей, которые являются экологически наиболее грязными автомобилями;
- улучшение качества дорожного полотна, что непосредственно приведет к уменьшению выбросов канцерогенных веществ в атмосферу;
- увеличение количества зеленых насаждений на оживленных улицах и магистралях.
Слайд 43Их использование поможет существенно снизить токсичность и отрицательное воздействие автомобиля на
окружающую среду.
КАК ЖИТЬ В XXI ВЕКЕ ?
Что натворили мы в двадцатом веке!
Что стало с экологией земли.
Леса сжигали, засоряли реки.
Мы и не делать этого могли.
Могли не портить внутренние воды,
Ужиться мог с природой человек.
Могли не строить в городах заводы,
А как же нам прожить грядущий век.
Прожить без техногенных катаклизмов,
И не рискуя умереть в дыму.
С безвредною водой для организма...
Внемлите, люди, слову моему
Чтоб человечеству от газов не погибнуть,
От вымирания живое уберечь,
Нам надо одно правило постигнуть.
Нам надо экологию беречь.
Слайд 44Вот наша игра и подошла к концу, а теперь попросим членов
жюри объявить победителей.