Слайд 1Тема: «История развития менеджмента»
Занятие 3
Слайд 2Вопросы:
Школа научного управления
Школа человеческих отношений
Школа административного
управления
Слайд 3Впервые об научном управлении заговорили в ХХ в., так Томас Гоббс
и Джеймс Стюарт в вопросе, что же движет людьми, побуждая их к активным действиям, доказали, что в качестве основной цели и задачи человеческого поведения может быть только:
- стремление к богатству
- стремление к власти
- стремление к славе.
Слайд 4
Первые разработанные теории можно условно объединить в три основных направления:
школа научного управления
школа человеческих отношений
школа административного управления
Слайд 5Школа научного управления
Основной его идей было увеличение производительности труда. Своими
экспериментами в он доказал, что управляющий в своей работе, должен осуществлять функции планирования и организации, уметь подготавливать кадры, уметь формулировать задания и обеспечивать контроль за выполнением работы
Фредерика Тейлора (1858-1915)
Слайд 6
Школа человеческих отношений
Деятельность этой школы основано на учете особенностей человеческих
отношений.
На производительность труда влияет зависимость учета потребностей рабочих, что гуманное и уважительное отношение с рабочими (чувство собственного достоинства человека) повышает данный показатель.
Элтон Мэйо (1880-1949)
Слайд 7Исследования Мейо показали, что социальные и психологические потребности человека оказывают эффективное
стимулирование на ровне с деньгами. Необходимо учитывать человеческий фактор при любых видах планирования и управления. На основе данных теорий появились рекомендации по совершенствованию человеческих отношений, мобилизации человеческого фактора на повышение производительности труда, участию работающих в управлении, повышении эффективности производства.
Слайд 8Школа административного управления
Он предложил принципы административной науки управления и основал
школу по изучению этих принципов для высшего уровня руководителей. К данным принципам относятся следующие: разделение труда, власть, дисциплина, единство, распорядительства, единство руководства, подчинение индивидуальных интересов общим, вознаграждение труда, централизация и иерархия порядков равенство, постоянство состава, инициатива, честь.
Анри Файоль
(1841-1925)
Слайд 9Школы человеческих отношений и научного управления развивались параллельно, данные теории основаны
на следующих подходах к управлению:
Слайд 11Эмпирический подход
Решения требуется принимать на основании опыта, но с учетом
знаний современной, текущей ситуации
Слайд 12Подход с точки зрения науки о поведении
В основу данного подхода
легло управление с точки зрения исследований в групповой динамики и межличностных отношений, а также психологии человека.
Слайд 13Подход с точки зрения социальной системы
Основой этого подхода является анализ
общественного и группового поведения в социальных ситуациях, предусматривает необходимость компенсации для людей биологических, физических и социальных ограничений, действующих на них в условиях производства.
Слайд 14Подход с точки зрения принятия решений
Процесс сбора и подготовки информации
для принятия решения является превалирующим, а, следовательно, уделять ему требуется наибольшее внимание. Однако в управлении существуют такие типы решений, которые затруднительно изложить в экономических терминах или определить количественно, и как правило их принимают интуитивно, порой даже противоречивые логическим доводам.
Слайд 15Математический подход
С точки зрения этого подхода управляющий должен быть отчасти
математиком и уметь оперировать с количественными моделями и методами.
Слайд 16Операционный или эклектический подход
В основу ее входит принцип стремления оценить
управленческую ситуацию и использовать любую информацию, знания и навыки, которые дадут наилучшие результаты в конкретной ситуации.
Слайд 17Подход с точки зрения системного и ситуационного анализа
Согласно данного подхода
применяемые методики и концепции должны быть направлены к конкретным ситуациям, ситуационный подход часто называют ситуационным мышлением.
Системный подход в управлении базируется на том, что всякая организация представляет собой систему, состоящую из частей, каждая из которых обладает своими собственными целями. Управляющий должен руководствоваться тем, что для достижения общих целей компании необходимо рассматривать её как единую систему, важно выявить и оценить взаимодействие всех её частей и объединить их на такой основе, которая позволит организации в целом эффективно достичь её целей.
Слайд 201 Менеджмент - это
А организация производства и сбыта продукции, основанная
на изучении потребности рынка в товарах и услугах
Б совокупность производственных отношений, соответствующих данной ступени развития производительных сил общества, господствующий способ производства в обществе
В взаимосвязанные и взаимообусловленные методы изучения и научного исследования определенных экономических явлений, процессов, действий, результатов
Г управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики
Слайд 212 Ориентация фирмы на удовлетворение потребностей рынка; постоянное повышение эффективности производства;
свобода в принятии решений - это
А отличительные особенности менеджмента
Б функции менеджмента
В принципы менеджмента
Г цели менеджмента
Слайд 223 Финансовый, инвестиционный, стратегический, инновационный, производственный, информационный, кадровый, антикризисный, социальный, банковский
- это
А структура менеджмента
Б отдельные виды менеджмента
В содержание менеджмента
Г типы менеджмента
Слайд 234 Менеджер – это
А профессиональный управляющий по организации и управлению производством,
сбытом и сервисом, обладающий административно-хозяйственной самостоятельностью
Б лицо, проверяющее состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятия, учреждения на основе специального контракта
В лицо, имеющее лицензию на осуществление деятельности, выданную органом надзора
Г субъект гражданского права
Слайд 245 Управление – это… (дайте не менее двух ответов)
А самостоятельный вид
профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение поставленных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов научного управления
Б процесс, ориентированный на достижение определенных целей
В совокупность производственных отношений, соответствующих данной ступени развития производительных сил общества, господствующий способ производства в обществе
Г осознанная целенаправленная деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды – общества, живой и неживой природы, техники
Слайд 256 Под субъектом управления следует понимать?
А это все то, на что ориентированы
управленческие воздействия
Б это совокупность способов и приемов влияния на коллектив и отдельных работников с целью выполнения миссии и достижение целей организации
В непрерывный процесс влияния на производительность труда работника, группы или организации в целом для достижения поставленной цели
Г это человек или группа людей, создающих управленческие воздействия в рамках организации и в целях реализации её целей и задач
Слайд 267 Объект менеджмента -
А это все то, на что ориентированы управленческие
воздействия субъекта менеджмента
Б это совокупность способов и приемов влияния на коллектив и отдельных работников с целью выполнения миссии и достижение целей организации
В непрерывный процесс влияния на производительность труда работника, группы или организации в целом для достижения поставленной цели
Г это человек или группа людей, создающих управленческие воздействия в рамках организации и в целях реализации её целей и задач
Слайд 278 Основатель школы научного управления?
А Анри Файоль
Б Фредерик Тейлор
В Элтон Мэйо
Г
Генрих Форд
Слайд 289 Основатель школы человеческих отношений?
А Лилиан Гилбрет
Б Элтон Мэйо
В Фредерик Тейлор
Г
Анри Файоль
Слайд 2910 Основатель школы административного управления?
А Макс Вебера
Б Анри Файоль
В Генри Гантт
Г
Абрахам Маслоу