Слайд 1Конфликты
в
организации
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение
«Южно-Уральский многопрофильный колледж»
Слайд 2 Цель занятия - рассмотрение конфликта как
социально-психологического процесса, характеризующегося определенными стадиями протекания и выполняющего специфические функции в отношении между людьми, а также освоение механизма управления конфликтами в организации.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
1. ознакомиться с зарубежным и отечественным опытом изучения конфликтов;
2. определить понятийный аппарат рассматриваемого феномена;
3. расширить представление обучающихся об основных типах и причинах конфликтов;
4. развить умение анализировать конфликты, управлять конфликтами в организации, преодолевать их без серьезных потерь для коллектива.
Слайд 3План:
1. Понятие конфликта
2. Стадии конфликта
3. Причины конфликтов
4. Типы конфликтов
5. Управление конфликтами
в организации
Слайд 4
Эволюция теории и практических подходов
и взглядов на конфликт
Слайд 5«Конфликт разрастается подобно цепной реакции, вовлекая в свою орбиту все новые
слои населения и страны».
Слайд 91. Понятие конфликта
Конфликт (confliktus) в переводе с латинского - столкновение сторон,
мнений, сил.
Сегодня в конфликтологической литературе существуют самые различные определения конфликта, и все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей.
Конфликт – это отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть отдельными личностями или группами.
Слайд 10
КОНФЛИКТ = КОНФЛИКТНАЯ + ИНЦИДЕНТ.
СИТУАЦИЯ
Конфликтная ситуация – противоречивые позиции сторон по
какому-либо поводу, стремление к противоположным целям, несовпадение интересов, желаний и т.д.
Сама по себе конфликтная ситуация может существовать длительный период времени и не перерастать в конфликт. Для того чтобы конфликт стал реальным, необходим инцидент.
Инцидент – это активизация деятельности одной из сторон, которая ущемляет интересы другой стороны.
Инцидент - это формальный повод для начала непосредственного столкновения сторон.
Таким образом, конфликтная ситуация – это условие возникновения конфликта, а для перерастания такой ситуации в конфликт, в динамику необходимо внешнее воздействие, толчок или инцидент.
Слайд 11
2. Стадии развития конфликта.
Конфликт развивается по следующим стадиям:
Слайд 14
3. Причины, коренящиеся в личном своеобразии членов коллектива:
Слайд 15Проблема внутриличностного конфликта во взглядах Зигмунда Фрейда (1856-1939)
Согласно 3. Фрейду,
человек конфликтен по своей природе.
«Человек конфликтен по своей природе».
Зигмунд Фрейд
Слайд 16
Конфликтный ли я человек или нет?
ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ КОНФЛИКТНОСТИ.
В
тесте использованы диагностические показатели,
которые являются наиболее устойчивыми
в течение всей жизни человека.
1. Переплетите пальцы рук и заметьте, какой палец оказывается сверху.
2. Прицельтесь, выбрав мишень, и определите, какой глаз у Вас ведущий.
3. Переплетите на груди руки («наполеоновская поза») и заметьте, какая рука окажется сверху.
4. Проверьте, какая рука при овациях оказывается сверху.
Слайд 18Внутриличностный конфликт
Внутриличностные конфликты возникают, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по
поводу результатов его работы, взаимоисключающие указания.
Конфликт может являться ответом на рабочую
перегрузку или недогрузку.
Такого типа ситуации кроме конфликта
вызывают стресс.
Слайд 19Межличностный конфликт
Межличностные конфликты проявляются как столкновение
личностей.
Это самый распространённый тип конфликта.
Люди с разными характерами, взглядами или ценностями часто не в состоянии не только ладить, но и переносить друг друга.
Межличностный конфликт проявляется в виде борьбы за
ограниченные ресурсы, статусы, место в управленческой
иерархии и т.д.
Слайд 20Межгрупповой конфликт
Межгрупповой конфликт - это конфликт, возникший между
социальными группами.
Организации
состоят из формальных и неформальных групп, между которыми часто случаются конфликты.
Классическим примером служит конфликт между администрацией и профсоюзом; между бедными и богатыми.
Слайд 21Конфликт между личностью и группой
Конфликты между личностью и группой появляются:
если личность
займет позицию, отличающуюся
от позиции группы;
когда ожидания группы не совпадают с ожиданиями отдельной личности;
когда руководитель принимает дисциплинарные меры, которые не нравятся подчиненным.
Слайд 22Виды конфликтов
По сфере возникновения:
Деловые – связанные с официальной деятельностью человека, с
выполнением профессиональных обязанностей;
Личностные- затрагивающие неофициальные отношения.
По форме проявления:
Открытый конфликт – это конфликт, в котором ясны его мотивы и противоборствующие стороны их не скрывают, поэтому они менее опасны для организации.
Скрытый конфликт – это конфликт, мотив которого тщательно маскируется за поводом, по которому якобы он возник.
Скрытые конфликты часто развиваются в форме интриги.
Слайд 23Виды конфликтов
По последствиям :
Конструктивные – ведут к рациональным преобразованиям, способствуют развитию
организации.
Именно о таких конфликтах говорят:
"В споре рождается истина".
Деструктивные – наносящие организации ущерб.
Социологическими исследованиями установлено, что потеря рабочего времени от такого рода конфликтов и после конфликтных переживаний составляет около 15%, а производительность труда снижается на 20%.
По направленности :
Горизонтальные – участвуют лица, не находящиеся друг у друга в подчинении (возникают между работниками одного уровня).
Вертикальные – участвуют лица, один из которых находится в подчинении у другого (между руководителем и подчинёнными).
Смешанные - представлены и вертикальные, и горизонтальные составляющие.
Слайд 24
Конфликтная ситуация №1
На участок прибыл выпускник профессионального колледжа. Знания
хорошие, практики – нет. Проработав год, подходит к начальнику цеха со словами: «Я проработал год, все оборудование изучил, прошу разрешить мне сдать квалификационный экзамен на более высокий разряд». Мастер участка поддержал молодого человека, сказав, что тот работает хорошо и достоин повышения. Начальник сказал: «Хорошо, готовьте документы». Узнав об этом, двое других работников, тоже молодых, но более долго проработавших, идут к начальнику цеха с аналогичной просьбой, но получают отказ. Бригада пошла ходатайствовать за них, но услышала от начальника цеха: «Как я сказал, так и будет». Тогда бригада написала жалобу, в которой утверждала, что молодой человек сдружился с мастером и тот содействует ему в незаслуженном повышении. Считаем, что нужно в первую очередь разрешить сдать на разряд тем рабочим, которые проработали дольше.
Задание
Определить по заданным ситуациям:
1. Тип конфликта
2. Стороны конфликта
3. Возможные причины конфликта.
Слайд 25
Конфликтная ситуация №2
Беседуя с претендентом на вакантную должность, руководитель дает
обещание в дальнейшем повысить его в должности. Вновь принятый работник с воодушевлением приступает к работе, демонстрируя большую работоспособность и добросовестность. Видя это, руководство постоянно увеличивает нагрузку, не прибавляя в заработной плате и не повышая в должности. Спустя определенное время работник начинает проявлять признаки недовольства, которые вызывают вначале недоумение руководства, а затем и раздражение, что «работник испортился». Назревает конфликт.
Задание
Определить по заданным ситуациям:
1. Тип конфликта
2. Стороны конфликта
3. Возможные причины конфликта.
Слайд 26
Конфликтная ситуация №3
Давая задание на день, заведующая лабораторией сказала
лаборантке, что сегодня поступившие овощи проверять на нитраты не нужно, т.к. поставщики эти надежные и никогда не подводили, а реактивы очень дорогие и их не хватает, следует лучше привести в порядок документацию. После обеда вернувшаяся с совещания заведующая обрушилась на лаборантку с критикой, почему она не проверяет овощи, а «перекладывает бумажки». Та напомнила распоряжение самой заведующей. В ответ начальница пригрозила наказанием, если та будет «возникать».
Задание
Определить по заданным ситуациям:
1. Тип конфликта
2. Стороны конфликта
3. Возможные причины конфликта.
Слайд 275. Управление конфликтами в
организации.
Слайд 28Если конфликта избежать не удалось, необходимо найти способы его разрешения.
Слайд 30 Стиль конкуренции
(принуждения)
Слайд 31Поведение, характерное для этого стиля проявляется в различных формах:
человек стремится
сделать вид, что никакого конфликта нет, все в порядке;
смиряется с поступками партнера ради сохранения мира;
таит обиду до более подходящего случая и ждет возможности отомстить.
Главный тезис этого стиля: "Ребята, давайте жить дружно!"
Приспособление
Особенность этого стиля выхода из конфликта в том, что человек не пытается отстаивать свои интересы, соглашаясь с партнером.
Слайд 32К о м п р о м и с с
Признается возможным
лишь частичное удовлетворение ваших интересов при таком же частичном удовлетворении интересов партнера.
Этот стиль характеризуется определенными уступками при наличии таких же уступок со стороны вашего партнера.
Компромисс помогает сохранить доброжелательные отношения между партнерами и быстро разрешить конфликт.
Однако, с течением времени прежние разногласия могут снова возникнуть, так как в результате необходимости идти на уступки у человека остается чувство неудовлетворенности.
«Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть»
!
Слайд 33Сотрудничество
Когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
«Конфликт
бессилен лишь перед здравым смыслом»
Слайд 34Задание:
О каком стиле разрешения конфликта идет речь?
1.
1. Эта стратегия оправдана
в критических ситуациях, когда решаются жизненные вопросы, а также в том случае, если вас используют в своих интересах. Выигрывает тот, кто сильней. Цена победы – разрыв отношений, страдания проигравшего.
Слайд 35Задание:
О каком стиле разрешения конфликта идет речь?
2. Эта стратегия выхода
из конфликта может быть уместна, если предмет разногласий не представляет для человека большой ценности или нужна пауза для принятия решения? При таком типе поведения в конфликте сохраняются отношения, ни одна из сторон не получает преимущества, конфликт не разрешен, а только притушен. Чаще всего стратегию используют люди, неуверенные в себе.
Слайд 36
Задание:
О каком стиле разрешения конфликта идет речь?
3.
3. Эта стратегия
выхода из конфликта очень сложна, требует тщательного обдумывания, совместной проработки, знания психологии партнера, готовность пойти на уступки.
Слайд 37
Задание:
4. Слушатели курсов повышения квалификации попросили преподавателя отпустить их на два
часа раньше с послеобеденных занятий в предпраздничный день, так как у них были определенные планы на это время. Преподаватель счел возможным закончить занятие на час раньше. В результате он не успел полностью дать запланированный материал, а слушатели смогли реализовать свои планы лишь частично. Позднее слушатели имели значительные сложности при сдаче зачета этому преподавателю, и к тому же он получил замечание от куратора по поводу преждевременного окончания занятия.
Слайд 38
Задание:
О каком стиле разрешения конфликта идет речь?
5. Этот стиль может
быть приемлем, если речь идет о разногласиях по незначительному поводу и нет смысла обострять отношения, если человек не обладает достаточной властью, чтобы отстоять свою позицию. Эта стратегия характеризует мирного, уступчивого человека.
Слайд 39
Задание:
О каком стиле разрешения конфликта идет речь?
6. Работник выступает
против своего перевода на более низкооплачиваемую должность при полном сохранении прежнего объема работ. Начальник объясняет работнику, что не может сохранить его прежнее положение, поскольку в пришедшем «сверху» новом штатном расписании старой должности нет. Работник уступает, не желая портить отношения с начальником и понимая, что спорить бесполезно, тем более, что это может кончиться в данных условиях увольнением.
Слайд 40
Задание:
7. О каком стиле управления конфликтом идет речь: человек, использующий
такой стиль, активен, амбициозен, отличается высоким уровнем агрессивности и демонстрацией своего превосходства, достигает поставленной цели с помощью своих волевых качеств?
Слайд 41
Задание:
О каком стиле разрешения конфликта идет речь?
8. Такой стиль
требует более продолжительной работы, по сравнению с большинством других подходов:
определить интересы и потребности всех участников;
признать ценности и взгляды других наравне с вашими;
проявлять объективность, отделяя деловые проблемы от личных.
внимательно относиться к людям, ставя их интересы на первое место.
Слайд 42
Задание:
О каком стиле разрешения конфликта идет речь?
9. Ценный сотрудник настаивал
на немедленном повышении оклада, которое было давно ему обещано. В этот момент начальник не имел возможности выполнить обещание, а сотрудник категорически не хотел ждать. При обсуждении проблемы выяснилось, что срочность вызвана необходимостью закупки материалов и достройки дачного дома до начала осени. Используя свои связи, начальник обеспечил работнику возможность покупки более дешевых материалов и найма строительной бригады по льготной цене. Оба полностью удовлетворили свои интересы.
Слайд 43
Задание:
Какому стилю поведения в конфликте соответствуют следующие поговорки?
Чтобы получить,
надо поделиться
Не лезь на рожон
Топни ногой там, где хочешь стоять
Лучше отдавать другим, чем получать самому
Одна голова хорошо, а две лучше
Слайд 44В одно окно смотрели двое.
Один увидел дождь и грязь.
Другой – листвы
зеленой вязь,
Весну и небо голубое.
В одно окно смотрели двое…
Слайд 45Дверь в человеческие отношения открывается только на себя.
Не бойтесь сделать шаг
навстречу!