Слайд 1Тема уроков: «Потребности. Виды потребностей. Методы и методика определения потребностей»
Слайд 7Теория иерархией потребностей Маслоу. Сущность ее сводится к изучению потребностей человека. В основе
поведения лежат потребности человека, которые можно разделить на пять групп:
• физиологические потребности, необходимые для выживания человека: в еде, в воде, в отдыхе и т.д.;
• потребности в безопасности и уверенности в будущем— защита от физических и других опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворяться и в будущем;
• социальные потребности — необходимость в социальном окружении, в общении с людьми, чувство «локтя» и поддержка;
• потребности в уважении, в признании окружающих и стремлении к личным достижениям;
• потребность самовыражения, т. е. потребность в собственном росте и в реализации своих потенциальных возможностей.
Первые две группы потребностей первичные, а следующие три —вторичные.
Слайд 9Смысл такого иерархического построения заключается в том, что приоритетны для человека
потребности более низких уровней и это сказывается на его мотивации. Другими словами, в поведении человека более определяющим является удовлетворение потребностей сначала низких уровней, а затем, по мере удовлетворения этих потребностей, становятся стимулирующим фактором и потребности более высоких уровней.
Самая высокая потребность — потребность самовыражения и роста человека как личности — никогда не может быть удовлетворена полностью, поэтому процесс мотивации человека через потребности бесконечен.
Слайд 10Согласно теории мотивации Д. МакКлелланда поведение людей мотивирует три базовые потребности:
Потребность в
достижении проявляется в стремлении человека быть впереди других, самостоятельно выбирать себе цели, принимать умеренно рискованные решения, брать на себя личную ответственность.
Потребность в присоединении мотивирует людей приобретать друзей, становиться членом групп и ассоциироваться с другими в большей степени, чем преуспевать.
Потребность во власти состоит в желании обрести и осуществлять контроль над другими. Цель — влиять, направлять и, возможно, доминировать над другими людьми.
Слайд 11На формирование потребностей влияет действие внешних и внутренних факторов.
Внешние факторы влияния:
культурные,
социальные,
семья,
экономические,
ситуационные
Внутренние
факторы влияния:
личностные,
эмоции, инстинкты, желания,
характер человека
Слайд 12Регулярное поступление потока материалов, комплектующих или готовой продукции на производственные предприятия
и объекты сферы распределения требует выполнения определенных операций
Слайд 13Определение потребности
Любая закупка начинается с определения потребности в материальных ресурсах организации.
На данном этапе решаются вопросы: что, сколько и когда необходимо закупить.
Виды потребностей
Под потребностью в материальных ресурсах понимается их количество, необходимое к определенному сроку на установленный период для обеспечения выполнения заданной программы производства или имеющихся заказов.
Слайд 15Общая потребность включает валовую потребность на производственную программу и зарезервированный объем
сырья, материалов и комплектующих для специального использования. Валовая, или брутто-потребность, — это потребность на производственную программу без учета имеющихся производственных запасов и готовой продукции. Чистая, или нетто-потребность, — это потребность в сырье, материалах, комплектующих на производственную программу с учетом имеющихся заделов на рабочих местах и запасов готовой продукции.
Первичная потребность определяется как потребность в изделиях, договоры на производство и поставку которых уже заключены, т. е. в изделиях, выпуск которых имеет приоритет. Вторичная потребность — потребность в изделиях, подлежащих изготовлению в рамках производственной программы, но договоры на поставку которых еще не заключены. Третичная потребность — потребность на производственную программу во вспомогательных материалах производственного назначения.
Слайд 16Методы и методика определения потребности в ресурсах
Определение потребности в материальных ресурсах
можно осуществлять тремя методами:
детерминированным — для расчета вторичной потребности в материальных ресурсах при известной первичной на основе планов производства и нормативов расхода;
стохастическим — для расчета потребности на основе вероятностного прогноза с учетом тенденции изменения потребностей за прошлые периоды;
экспертным — для расчета потребности на основе опытно-статистической оценки экспертов.
Слайд 18Выбор метода зависит от особенностей материальных ресурсов, условий их потребления и
наличия соответствующих данных для проведения необходимых расчетов.
Наиболее распространенной методикой определения потребности в материальных ресурсах является календарный метод планирования MRP-систем .
MRP основана на программе производства конечного продукта. Данный метод определения потребности в материальных ресурсах использует большой объем информации, которая поступает из следующих источников:
основного графика, где указывается объем каждого продукта, изготавливаемого в каждый период времени;
ведомости спецификации материалов, где перечисляются материалы, необходимые для производства каждого продукта;
учетной документации по запасам, где показано наличие материалов. Ведомость / спецификация материалов — это упорядоченный список всех составляющих, необходимых для производства конкретного продукта. Здесь указываются материалы, запасные части и комплектующие, а также последовательность, в которой они используются.
Слайд 20При определении потребности для составления расписания поставок по каждому необходимому материалу
применяется спецификация на материалы совместно с основным графиком.
Основными этапами определения потребности являются:
определение валовой потребности в ресурсах с использованием основного графика и спецификации на материалы;
определение чистой потребности путем вычитания уже имеющегося запаса и объема заказов, которые должны поступить. Затем составляется производственный график с указанием времени начала работ, обеспеченных чистой потребностью;
установление объема заказов и времени их размещения на основании графика использования материалов и информации о времени выполнения заказа.
Преимущество данной методики расчета потребности в материалах заключается в том, что закупки и производство планируются исходя из потребностей в конечном продукте.
Слайд 21Решение вопроса «производить или закупать?»
После определения потребности в материальных ресурсах и
прежде чем определять возможных поставщиков, необходимо принять решение, закупать те или иные виды материальных ресурсов либо производить самим. Вопрос «производить или закупать», так называемая «задача MOB» («MakeorBuy» — сделать или купить), является важным стратегическим решением для каждой организации. Суть задачи заключается в обоснованном решении вопроса о самостоятельном производстве нужных предприятию деталей, комплектующих изделий и т. д. или покупке их у иного производителя. Для принятия окончательного решения обычно оцениваются соответствующие затраты и достижимый уровень качества.
При решении задачи MOBв каждом конкретном случае необходимо учитывать ряд факторов положительного и отрицательного действия.
Слайд 22На решение производить, а не закупать могут повлиять следующие факторы:
производство данного
изделия является частью основной деятельности организации;
потребность в комплектующем изделии стабильна, достаточно велика, и оно может быть изготовлено на имеющемся оборудовании;
требования качества так точны или необычны, что могут понадобиться особые методы обработки, которыми поставщики не располагают;
наличие гарантированного снабжения или баланса снабжения и потребности;
сохранение технологических секретов;
обеспечение постоянного функционирования собственных производственных мощностей;
независимость от источника поставок.
Слайд 23Причины осуществления закупок у внешних поставщиков:
потребность в комплектующем изделии невелика, и
его производство не является частью основной деятельности организации;
организации не хватает административного или технического опыта для производства нужного изделия или услуги;
поставщики обладают отличной репутацией, побуждающей потребителя покупать их комплектующие;
необходимость поддержания долгосрочной технологической и экономической жизнеспособности не основной деятельности;
наличие большой гибкости в выборе возможных источников и изделий-заменителей.
Слайд 24Тест
Критерии оценивания:
Оценка «5» - 27-25 правильных ответов
Оценка «4» - 24-20 правильных
ответов
Оценка «3» - 19-15 правильных ответов
Оценка «2» меньше 14 правильных ответов