Основы безопасного управления транспортным средством
Основы безопасного управления транспортным средством
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:
Изучить устройство дорог, понятие о коэффициенте сцепления и его влияние на безопасность движения, виды дорожно-транспортных происшествий и их причины.
Формировать способность управлять транспортным средством категории «С» в условиях реального дорожного движения, организовывать перевозку личного состава и техники на автомобильном транспорте.
Основы безопасного управления транспортным средством
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:
Обустройство дорог. Основные элементы безопасности дороги. Понятие о коэффициенте сцепления шин с дорогой. Изменение коэффициента сцепления в зависимости от состояния дороги, погодных и метеорологических условий.
Понятие о дорожно-транспортном происшествии. Виды дорожно-транспортных происшествий. Причины и условия возникновения дорожно-транспортных происшествий. Распределение аварийности по сезонам, дням недели, времени суток, категориям дорог, видам транспортных средств и другим факторам.
Основы безопасного управления транспортным средством
ЛИТЕРАТУРА:
В.И. Коноплянко «Организация и безопасность дорожного движения», – М.: Транспорт, 2004.
Федеральный закон от 08.11.2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
ГОСТ 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы», ГОСТ 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы».
ГОСТ 23457-86 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения».
Постановление правительства РФ от 28.09.2009 г. №767 «О классификации автомобильных дорог в РФ».
http://www.1gai.ru/publ/522047-gibdd-opublikovala-godovuyu-statistiku-dtp-za-2018-god.html @ 1gai.ru
Основы безопасного управления транспортным средством
ЗАНЯТИЕ: Виды и классификация автомобильных дорог
Основные элементы дороги:
Автомобильная дорога состоит из комплекса сооружений, обеспечивающих безопасное движение транспортных средств с расчётной скоростью на всем протяжении в течение всего года при любых погодных условиях.
Разрез дороги плоскостью, перпендикулярной к её оси, называется поперечным профилем дороги.
Поперечный профиль дороги:
1 – проезжая часть; 2 – обочина; 3 – земляное полотно; 4 – кромка проезжей части; 5 – бровка земляного полотна; 6 - откос насыпи; 7 – дно кювета; 8 – внешний откос кювета
Основы безопасного управления транспортным средством
ЗАНЯТИЕ: Виды и классификация автомобильных дорог
Основные элементы безопасности дороги:
Движение автомобилей происходит по полосе поверхности дороги, называемой проезжей частью.
Проезжая часть – элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств. Как правило, проезжую часть укрепляют различными материалами, устраивая дорожную одежду. Верхний слой дорожной одежды, непосредственно находящийся под воздействием колёс автомобилей, называется дорожным покрытием.
К дорожной одежде примыкают полосы, называемые обочинами.
Обочины служат для укрепления кромки проезжей части и дороги. Кроме того, они улучшают безопасность движения и в случае необходимости автомобили могут съезжать на них с проезжей части. Обочины служат также для временной стоянки неисправных автомобилей, для размещения дорожных машин и строительных материалов при ремонтных работах. На обочинах устанавливают дорожные знаки, сигналы, ограждения.
Для устранения возможности выезда на полосу встречного движения автомобилей на проезжей части устраивают разделительную полосу.
Разделительная полоса – конструктивно выделенный элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения или остановки безрельсовых транспортных средств и пешеходов.
Основы безопасного управления транспортным средством
ЗАНЯТИЕ: Виды и классификация автомобильных дорог
Основные элементы безопасности дороги:
Земляное полотно служит основанием для наиболее дорогого и важного элемента дороги – дорожной одежды.
В равнинной местности наиболее типичным является земляное полотно в виде небольшой насыпи, обеспечивающей хороший водный режим в течение всех периодов года и предохраняющей от заносов снегом.
Для отвода воды вдоль земляного полотна устраивают боковые канавы – кюветы. Грунт для устройства насыпей берут сбоку дороги, уширяя и углубляя кюветы. Такие уширенные и заглублённые кюветы называются резервами. Боковые резервы, так же как и кюветы, являются средством водоотвода.
В дорожной терминологии принято линии, отделяющие проезжую часть от обочин, называть кромками проезжей части.
Линии, отделяющие обочины от внутренних откосов земляного полотна, называются бровками земляного полотна.
Основы безопасного управления транспортным средством
ЗАНЯТИЕ: Виды и классификация автомобильных дорог
Согласно ГОСТ 50597-2017 «ДОРОГИ АВТОМОБИЛЬНЫЕ И УЛИЦЫ»:
1. Автомобильные дороги с общим числом полос движения 3 относятся к дорогам II категории по ГОСТ Р 52398.
- улицы подразделяют на группы по их значению:
Основы безопасного управления транспортным средством
ЗАНЯТИЕ: Виды и классификация автомобильных дорог
Требования к покрытию проезжей части, обочинам, разделительным полосам, тротуарам, пешеходным и велосипедным дорожкам:
Проезжая часть дорог и улиц, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки, посадочные площадки остановочных пунктов, разделительные полосы и обочины должны быть без посторонних предметов, в том числе предметов, не относящихся к элементам обустройства.
Покрытие проезжей части дорог и улиц, укрепительных полос и полос безопасности не должно иметь загрязнений (розлив ГСМ, россыпь грунта, торфа и т.п.) площадью 1 м2 и более.
Покрытие тротуаров, пешеходных дорожек, посадочных площадок остановочных пунктов и наземные тактильные указатели по ГОСТ Р 52875 не должны иметь загрязнений (мусор, грязь) и отдельных разрушений площадью более 0,2 м2, покрытие велосипедных дорожек – площадью более 0,06 м2.
Основы безопасного управления транспортным средством
ЗАНЯТИЕ: Виды и классификация автомобильных дорог
Согласно ГОСТ 23457-86 «ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. Правила применения»:
Дорожные знаки, светофоры, ограждающие и направляющие устройства должны размещаться с учётом их наилучшей видимости участниками дорожного движения как в светлое, так и в тёмное время суток, удобства эксплуатации и обслуживания, а также исключения возможности их непреднамеренных повреждений. При этом они не должны закрываться от участников дорожного движения какими-либо препятствиями (зелёными насаждениями, мачтами наружного освещения и т. п.).
При размещении дорожных знаков и светофоров должна быть обеспечена направленность передаваемой ими информации только тем участникам движения, для которых она предназначена.
На участках дорог, где дорожная разметка, определяющая режим движения, трудно различима (снег, грязь и т.п.) или не может быть восстановлена, должны быть установлены соответствующие по значению дорожные знаки.
Не допускается помещать на знаках, светофорах и опорах, на которых они размещаются, рекламу, плакаты, транспаранты и другие устройства, не имеющие отношения к организации дорожного движения.
Технические средства организации дорожного движения, применение которых было вызвано причинами временного характера (дорожно-ремонтные работы, сезонные особенности движения и т.п.), должны быть немедленно демонтированы после устранения указанных причин. При этом знаки и светофоры допускается закрывать чехлами.
Основы безопасного управления транспортным средством
ЗАНЯТИЕ: Виды и классификация автомобильных дорог
Согласно ГОСТ 23457-86 «ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. Правила применения»:
Технические средства организации дорожного движения допускается применять и в случаях, не предусмотренных настоящим стандартом, если необходимость их применения обоснована конкретными условиями дорожного движения.
Допускается в установленном порядке в экспериментальных целях применять технические средства организации дорожного движения, не регламентированные действующими государственными стандартами. При этом в необходимых случаях для участников движения должна быть предоставлена информация, разъясняющая назначение данного технического средства.
Основы безопасного управления транспортным средством
ЗАНЯТИЕ: Виды и классификация автомобильных дорог
Согласно Федеральный закон от 08.11.2007 №257-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «ОБ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ И О ДОРОЖНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»:
Статья 5. Классификация автомобильных дорог
1. Автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:
1) автомобильные дороги федерального значения;
2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;
3) автомобильные дороги местного значения;
4) частные автомобильные дороги.
2. Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешённого использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.
3. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
4. К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд.
Основы безопасного управления транспортным средством
ЗАНЯТИЕ: Виды и классификация автомобильных дорог
Согласно Постановления правительства РФ от 28.09.2009 №767 «О КЛАССИФИКАЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ В РФ» автомобильные дороги по условиям движения и доступа к ним подразделяются на следующие классы:
автомагистраль; скоростная автомобильная дорога; обычная автомобильная
дорога (не скоростная).
Основы безопасного управления транспортным средством
ЗАНЯТИЕ: Виды и классификация автомобильных дорог
АВТОМАГИСТРАЛИ – это автомобильные дороги, не предназначенные для автомобильного обслуживания прилегающих территорий, а также:
имеющие центральную разделительную полосу, которая не предопределена для движения по ней, и несколько проезжих частей;
не пересекающие на одном уровне иные авто и ж/д дороги, трамвайные пути, вело- и пешеходные дорожки;
въезд на которые возможен только при пересечении на разных уровнях с иными автодорогами, которые предусмотрены не чаще чем через каждые 5 км;
на проезжих частях которых запрещено останавливаться;
оборудованные специальными площадками для стоянок и отдыха.
Автомагистрали обозначаются специальными знаками:
Основы безопасного управления транспортным средством
ЗАНЯТИЕ: Виды и классификация автомобильных дорог
СКОРОСТНЫЕ АВТОДОРОГИ – это автомобильные пути, проезд на которые возможно осуществить только через развязки, предназначенные для транспорта, либо регулируемые перекрёстки. На проезжей части такого рода дорог запрещены остановки транспорта, для отдыха и стоянок машин на скоростных дорогах есть специально оборудованные площадки.
ОБЫЧНЫЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ – это все остальные автотранспортные пути, имеющие одну или несколько проезжих частей и не обозначенные специальными знаками.
Для автомобильной дороги класса «автомагистраль» устанавливается IА категория.
Для автомобильной дороги класса «скоростная автомобильная дорога» устанавливается IБ категория.
Для автомобильной дороги класса «обычная автомобильная дорога (не скоростная автомобильная дорога)» могут устанавливаться IВ, II, III, IV и V категории.
Основы безопасного управления транспортным средством
ЗАНЯТИЕ: Виды и классификация автомобильных дорог
Автомобильные дороги по транспортно-эксплуатационным характеристикам и потребительским свойствам разделяют на категории в зависимости от:
а) общего числа полос движения (1; 2; 4; 4 и более);
б) ширины полосы движения (3-3,25 м; 3,25-3,5 м; 3,5-3,75 м; 3,75 м; 3,5-4,5 м);
в) ширины обочины (1-1,75 м; 1,5-2 м; 2-2,5 м; 2,5-3 м; 3,25-3,75 м; 3,75 м);
г) наличия и ширины разделительной полосы (нет; 5 м; 6 м);
д) типа пересечения с автомобильной дорогой и доступа к автомобильной дороге (в одном уровне; допускается со светофорным регулированием не чаще чем через 5 км; в разных уровнях);
е) наличие пересечения с железными дорогами (допускается; не допускается);
ж) максимального уровня загрузки дороги движением (0,6; 0,65; 0,7).
Основы безопасного управления транспортным средством
ЗАНЯТИЕ: Виды и классификация автомобильных дорог
Поговорим о коэффициенте сцепления шин с дорогой: Сила трения покоя: закон Амонтона-Кулона
Школьная физика и классическая механика достаточно точно описывают повседневные явления. Рассмотрим закон Амонтона-Кулона:
F = µN = µmg (1)
Где µ – коэффициент сцепления,
N – сила, прижимающие одно тело к другому (в нашем случае, вес шины плюс вес части автомобиля, приходящейся на эту шину),
m – масса тела (шины и части автомобиля, приходящейся на эту шину),
g – ускорение свободного падения.
То есть сила трения пропорциональна силе, прижимающей одно тело к другому, и коэффициенту трения. В самом простом случае эта сила – вес и представляет собой силу тяжести, то есть произведение массы тела на ускорение свободного падения. И тогда сила трения покоя пропорциональна коэффициенту трения, массе тела и ускорению свободного падения.
Основы безопасного управления транспортным средством
ЗАНЯТИЕ: Виды и классификация автомобильных дорог
Сила трения покоя – она же сила сцепления
Автомобиль движется благодаря силе трения покоя в области контакта шины с дорожным полотном, а не силе трения качения, как иногда думают. Сила трения качения – следствие деформации шины. Она наоборот тормозит движение автомобиля. А пятно контакта шины с дорогой покоится относительно дороги в случае качения шины. Конечно, во время качения в пятне контакта всегда присутствуют элементы протектора, проскальзывающие относительно дороги, но в случае равномерного прямолинейного движения автомобиля в первом приближении их можно не учитывать и считать силу трения силой трения покоя или ещё её называют силой сцепления шины с дорогой, а коэффициент трения покоя – коэффициентом сцепления. При торможении большая часть элементов протектора может скользить вдоль дорожного полотна. В этом случае вращение колеса (и следовательно автомобиль) тормозится силой трения скольжения. Стоит отметить, что обычно сила трения скольжения меньше силы трения покоя.
Основы безопасного управления транспортным средством
ЗАНЯТИЕ: Виды и классификация автомобильных дорог
Коэффициент сцепления шины с дорогой
Рассмотрим параметр в формуле силы трения Амонтона-Кулона – коэффициент сцепления µ, который, в первую очередь, зависит от природы соприкасающихся поверхностей. Самый показательный пример – сцепление резины с асфальтом куда лучше, чем той же резины со снегом и тем более льдом, несмотря на разные механизмы трения между шиной и этими тремя покрытиями. А при одном и том же дорожном покрытии коэффициент сцепления будет зависеть уже от состава резины и конструкции протектора. Например, на зимних шинах автомобиль куда лучше держит скользкую дорогу, чем на летних. И главное отличие зимних и летних шин – именно разный состав резины и конструкция протектора.
Коэффициент сцепления не является постоянным и зависит от некоторых факторов
Дорожное покрытие однозначно влияет на поведение автомобиля на дороге. Грунтовка, плиты, брусчатка вызывают тряску. Однако подобные покрытия встречаются значительно реже, чем асфальт. Поэтому главными причинами, определяющими коэффициент сцепления, являются погодные условия: грязь, лёд, слякоть, температура окружающего воздуха и другие.
Всегда нужно знать, на что обращать внимание и как действовать в определённых обстоятельствах. Рассмотрим несколько основных факторов, приводящих к появлению скользкого дорожного покрытия на отдельных участках.
Основы безопасного управления транспортным средством
ЗАНЯТИЕ: Виды и классификация автомобильных дорог
Влияние климатических и метеорологических факторов на коэффициент сцепления шин
1. Лужи. Главной опасностью на дороге в дождливую погоду является аквапланирование. Оно характеризуется полной или частичной потерей сцепления шин с дорогой при контакте с водой. Даже в сильный гололёд оно отчасти остаётся, но в случае с водой сцепления почти нет.
2. Маслянистые участки дороги. Разлитые нефтепродукты делают дорогу скользкой.
3. Заносы из снега или песка. Подобные явления возникают по причине гидрометеорологических бедствий, поэтому ещё и сопровождаются плохой видимостью. Очевидно, что в такую погоду лучше не садиться за руль.
4. Грунтовая дорога. На таких поверхностях при малейшем контакте с водой образуется грязь, которая налипает на шины. Выезд с грунтовой дороги обычно очень скользкий и колёса очень плохо сцепляются с дорожным покрытием.
5. Частичный гололёд. После сильных заморозков на дорогах появляется лёд, но позже не весь он тает равномерно. Тени от деревьев, построек препятствуют таянию. Соответственно, в таких местах дороги значительно уменьшается сцепление.
Основы безопасного управления транспортным средством
ЗАНЯТИЕ: Виды и классификация автомобильных дорог
Причины плохого сцепления с дорогой
1. Гололёд. Данное погодное явление бывает тяжело заметить на дороге, поэтому при температуре воздуха около ноля лучше почаще проверять поверхность на наличие обледенения. В такие дни рекомендуется выбирать маршрут с интенсивным движением, так как это способствует более быстрому таянию льда.
2. Дождь. Начало небольшого, на первый взгляд безобидного дождя может послужить причиной возникновения проблем на дороге. На сухой поверхности скапливается множество пыли, грязи, капель нефтяных и масляных отходов от автомобилей. С началом дождя на асфальте образуется небольшая плёнка, которая бывает такой же скользкой, как лёгкое обледенение. При такой погоде лучше придерживаться тех же правил управления автомобилем, как и при гололёде.
3. Снег. В период заморозков на дорогах с большим движением образуется слякоть, которая препятствует сцеплению.
4. Булыжная дорога в дождь. Булыжная дорога в смоченном состоянии особенно опасна для проезда из-за особенностей материала изготовления.
5. Жаркая погода. В зной на асфальте выступает тончайшая маслянистая плёнка вяжущего вещества, которая влияет на поведение автомобиля.
6. Опавшие листья. Ковёр из мокрых листьев очень скользкий, лучше объезжать подобные места или быть предельно осторожным.
Основы безопасного управления транспортным средством
ЗАНЯТИЕ: Виды и классификация автомобильных дорог
ЗНАЧЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА СЦЕПЛЕНИЯ ШИН С РАЗЛИЧНЫМИ ДОРОЖНЫМИ ПОКРЫТИЯМИ
Основы безопасного управления транспортным средством
ЗАНЯТИЕ: Виды и классификация автомобильных дорог
СОСТАВЛЯЮЩИЕ ОСТАНОВОЧНОГО И ТОРМОЗНОГО ПУТИ
Основы безопасного управления транспортным средством
ЗАНЯТИЕ: Виды и классификация автомобильных дорог
ЗАВИСИМОСТЬ ТОРМОЗНОГО ПУТИ ОТ КОЭФФИЦИЕНТА СЦЕПЛЕНИЯ ШИН С ДОРОГОЙ
Основы безопасного управления транспортным средством
ЗАНЯТИЕ: Виды и классификация автомобильных дорог
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или пострадали люди или повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинён иной материальный ущерб.
Экономический ущерб от ДТП может доходить до 1…3% валового национального продукта.
В России ежегодно в ДТП погибают около 27 000 человек, ущерб от всех ДТП составляет около 2,5% ВНП России, за 5 лет ущерб российской экономике составил 5,5 триллиона рублей, что сопоставимо со всеми расходами на здравоохранение за тот же период.
ИЗ АВТОМОБИЛЬНОЙ ИСТОРИИ:
Первое в мире ДТП зафиксировано 30 мая 1896 года в Нью-Йорке во время проведения одних из первых в истории автогонок. Генри Уэллс, находившийся за рулём автомобиля, сбил велосипедистку Эвелин Томас. К счастью, Эвелин отделалась переломом ноги, а виновника происшествия арестовали и держали под стражей несколько суток.
Первое ДТП с летальным исходом. Уже спустя несколько месяцев, 17 августа 1896 года в Лондоне во время презентации нового автомобиля была на смерть сбита 44-летняя женщина, которая вышла на проезжую часть несмотря на все запрещающие знаки. По плану Артур Эдселл, находящийся за рулём автомобиля, должен был ехать со скоростью около 4 миль в час, но с ним рядом находилась приятная дама. И ради того, чтобы произвести на неё впечатление Артур превысил скорость в два раза! Свидетели утверждали, что автомобиль нёсся с огромной скоростью. Суд по данному случаю длился 6 часов, в результате которых водитель был оправдан, а случай посчитали несчастным.
Основы безопасного управления транспортным средством
ЗАНЯТИЕ: Виды и классификация автомобильных дорог
Понятие ДТП включает в себя следующие основные признаки:
1. ДТП возникает только в процессе движения по дороге транспортного средства.
Например, наезд автомобиля на стоящего пешехода является ДТП, а вот обратная ситуация, т.е. падение пешехода на стоящий автомобиль, не является.
2. ДТП считается только событие, в котором участвует транспортное средство.
Например, не является ДТП попадание в пешехода выброшенной из окна автомобиля бутылкой. Но упавший с автомобиля на пешехода велосипед является ТС, причём падающий велосипед находится в движении, следовательно, такая ситуация является ДТП.
3. Событие является ДТП, если в нем нанесён ущерб жизни и здоровью людей, транспортным средствам, сооружениям, грузам или иной материальный ущерб.
Например, лёгкое столкновение автомобилей, при котором только стёрлась пыль на бампере и не появились трещины или иные повреждения, не считается ДТП. Следовательно, в этом случае не требуется вызывать ГИБДД и выполнять другие обязанности, связанные с ДТП. Также в этом случае не может быть наложен и штраф за сокрытие с места ДТП.
Основы безопасного управления транспортным средством
ЗАНЯТИЕ: Виды и классификация автомобильных дорог
КЛАССИФИКАЦИЯ ДТП:
Столкновение – происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.
К этому виду относятся также столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством.
Опрокидывание – происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось.
Наезд на стоящее транспортное средство – происшествие, при котором движущееся транспортное средств наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп.
Наезд на препятствие – происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.).
Наезд на пешехода – происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.
К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и т.п.).
Наезд на велосипедиста – происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.
Основы безопасного управления транспортным средством
ЗАНЯТИЕ: Виды и классификация автомобильных дорог
КЛАССИФИКАЦИЯ ДТП:
Наезд на гужевой транспорт – происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные, или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство.
К этому виду также относится наезд на животное.
Падение пассажира – происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др., если оно не может быть отнесено к другому виду ДТП.
Падение пассажира из не движущегося транспортного средства при посадке (высадке) на остановке не является происшествием.
Иной вид ДТП – происшествия, не относящиеся к указанным выше видам. Сюда относятся падение перевозимого груза или отброшенного колесом предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и пр.) и др.
Основы безопасного управления транспортным средством
ЗАНЯТИЕ: Виды и классификация автомобильных дорог
Выделяют ещё такие виды ДТП на автомобильном транспорте, как:
Бесконтактное дорожное происшествие. Ситуация, когда водитель ТС стал виновником аварии, но при этом сам не столкнулся ни с одним из других участников движения.
Например, если водитель автомобиля выехал на встречную полосу, что вызвало резкое изменение траектории движения и последующие столкновения других машин.
Учётное дорожное происшествие. Для того чтобы понять, что такое учётное ДТП, нужно обратиться к Правилам учёта происшествий и вспомнить, что в статистической отчётности указываются ДТП, в которых получили травмы лёгкой, средней или тяжёлой степени или погибли люди. Если в ДТП люди не пострадали, она учёту не подлежит.
Скрытое происшествие на дороге. Это такие ДТП, при которых виновник случившегося скрылся с места происшествия без объективных на то причин и с целью сокрытия своей причастности к аварии.
Основы безопасного управления транспортным средством
ЗАНЯТИЕ: Виды и классификация автомобильных дорог
ОСНОВНЫЕ ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ ПРИ ДТП:
динамический удар, вызванный почти мгновенной остановкой транспортного средства;
травмирование обломками и частями транспортных средств;
синдром длительного сдавления при зажатии пострадавших частями транспортных средств;
воздействие высокой температуры и выделяющихся газов в случае возникновения пожара;
воздействие опасных веществ при участии спецтранспорта, перевозящего опасные грузы.
К ФАКТОРАМ РИСКА СОВЕРШЕНИЯ ДТП относят:
нарушение Правил дорожного движения, в том числе: алкогольное или наркотическое опьянение, превышение допустимой скорости движения, неиспользование ремней безопасности, неиспользование специальных детских удерживающих средств, использование неисправного транспортного средства;
усталость водителя (водитель при сильной усталости может заснуть за рулём);
сложные погодные условия;
плохое качество дорожного покрытия;
различные факторы, отвлекающие внимание водителя: разговоры по мобильному телефону или обмен СМС сообщениями, разговор с пассажирами, курение, употребление пищи за рулём, управление электронными устройствами (например, радио, CD или GPS) во время движения, прослушивание музыки, животные в салоне.
обувь на высоком каблуке.
Основы безопасного управления транспортным средством
ЗАНЯТИЕ: Виды и классификация автомобильных дорог
Государственная инспекция безопасности дорожного движения опубликовала официальные данные об аварийности на российских дорогах за 2018 год (https://гибдд.рф/). Большинство показателей улучшается, но эти цифры всё равно печальны.
Российские дороги становятся безопаснее, несмотря на постоянное увеличение автопарка. На государственном учёте находится более 60 млн. транспортных средств. Прирост за прошедший год составил около 2,5 млн. единиц (+4,6%). Снижение аварийности началось в 2012–2013 годах, и тенденция по основным показателям продолжает сохраняться. В 2018 году число погибших составило 18 214 (в 2017 – 19 088, т.е. на 4,6% больше) человек, раненых – 214 853 (в 2017 году – 215 374, т.е. на 0,2% больше) человека, а количество ДТП – 168 099 (в 2017 году – 169 432, т.е. на 0,8% больше).
Нужно понимать, что это только те аварии, которые зафиксированы в ГИБДД. Например, по данным Российского союза автостраховщиков, в 2017 году за компенсациями по ОСАГО обратились 1 639 000 пострадавших, треть из которых оформили аварию по европротоколу.
По представленной ГИБДД статистике по категориям пострадавших в данных ДТП, складывается следующая картина:
Пострадавшие водители (лица, управляющие механическими транспортными средствами): 76 585 (1,1%)
Велосипедисты: 5 320 (5,2%)
Пассажиры: 62 093 (2,3%)
Пешеходы: 50 207 (-5,7%)
Пострадавшие «с особо тяжкими последствиями»: 236 (5,8).
Основы безопасного управления транспортным средством
ЗАНЯТИЕ: Виды и классификация автомобильных дорог
Сравнительный анализ статистических данных аварийности на территории Российской Федерации
Основы безопасного управления транспортным средством
ЗАНЯТИЕ: Виды и классификация автомобильных дорог
СОСТОЯНИЕ АВАРИЙНОСТИ ПО СЕЗОНАМ
Основы безопасного управления транспортным средством
ЗАНЯТИЕ: Виды и классификация автомобильных дорог
К сожалению, 2018 год показал, что количество аварий и пострадавших в них по вине водителей транспортных средств (из-за нарушения ПДД последними) возросло на 3,3%. При этом основная часть происшествий – более 119 тыс. – была совершена водителями легковых автомобилей, из которых находились в состоянии опьянения 12 483 человек, что, увы, также превышает аналогичный показатель за 2017 год на 1,4%.
С грузовыми автомобилями произошло почти 11 тыс. ДТП. И тоже плюс, хоть и небольшой – 0,1%. С учётом, что 429 человек за рулём большегрузов находились в состоянии опьянения, картина складывается не радужная, ведь, как известно, самые страшные и разрушительные аварии происходят именно с участием многотонных автомобилей.
Ещё больший рост показала статистика с января по декабрь 2018 года у водителей автобусов. Хоть ДТП по их вине было совершено меньше – 5,8 тыс., но рост явно опережает другие категории – плюс 3,7% по сравнению с 2017 годом. При этом пьяных за рулём пассажирских автобусов стало меньше на 18,4% (всего 62 человека), но нужно ли говорить, что жертв в подобных ДТП может быть значительно больше, чем при любом другом? Об этом свидетельствует статистика, по данным которой в этих ДТП было ранено 8,8 тыс. человек.
Основы безопасного управления транспортным средством
ЗАНЯТИЕ: Виды и классификация автомобильных дорог
На количество совершённых ДТП оказал большое влияние стаж управления транспортным средством: больше всего совершено ДТП водителями со стажем управления свыше 15 лет – 61 519:
Детский травматизм на дороге увы, не снизился, как ожидалось. Совершено почти 20 тыс. ДТП с участием несовершеннолетних и рост таких ДТП составил 1,8%. Важно отметить, что количество пострадавших растёт и среди детей-подростков: 9,2 тыс. ДТП – рост 4,7%.
Основы безопасного управления транспортным средством
ЗАНЯТИЕ: Виды и классификация автомобильных дорог
АВАРИЙНОСТЬ ПО ДНЯМ НЕДЕЛИ И ВРЕМЕНИ СУТОК:
как и в предыдущие годы, самым опасным становится конец недели: больше всего аварий происходило по пятницам (22 952) и по субботам (22858);
что же касается времени суток, то особенно внимательным нужно быть с 17 до 20 часов: в это время в 2018 году случалось более 10 тыс. ДТП в час!;
В городах и населённых пунктах отмечаются два характерных пика аварийности: с 7 до 10 ч и несколько больший пик – с 17 до 20 ч, что объясняется наибольшим количеством транспорта и пешеходов на дорогах и улицах следующих утром на работу, а вечером с работы.
Основы безопасного управления транспортным средством
ЗАНЯТИЕ: Виды и классификация автомобильных дорог
АВАРИЙНОСТЬ ПО ВИДАМ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ:
На легковых автомобилях На мотоциклах
Основы безопасного управления транспортным средством
ЗАНЯТИЕ: Виды и классификация автомобильных дорог
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДТП ПО ВИДАМ:
Основы безопасного управления транспортным средством
ЗАНЯТИЕ: Виды и классификация автомобильных дорог
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДТП ПО РЕГИОНАМ:
Основы безопасного управления транспортным средством
ЗАДАНИЕ НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ:
В.И. Коноплянко «Организация и безопасность дорожного движения», М.: Транспорт, 2004.
Основы безопасного управления транспортным средством
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть