Слайд 1ТЕХНОЛОГИЯ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ФОРМИРОВАНИИ НОВОЙ МОДЕЛИ УЧЕНИКА
Слайд 2ИСТОРИЯ
Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он появился
на рубеже XIX-XX вв. С этого времени музей начал осознаваться как учреждение, одной из главных функций которого стала образовательно-воспитательная.
Слайд 3ОБЪЕКТ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Музейный предмет
Музейная культура
Музейная коммуникация
Слайд 4ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ТЕХНОЛОГИЯ
- Индивидуализирует образовательный процесс;
- способствует формированию критического мышления;
- активизирует
теоретические знания и практический опыт;
- раскрывает и развивает способность сопоставлять,
высказывать и аргументировать свои мысли;
- позволяет овладеть умением мобильно ориентироваться в море
информации;
- самостоятельно и быстро находить необходимые для решения
проблемы факты и активно пользоваться своими знаниями.
- даёт возможность каждому быть гибким и приспособленным к
условиям быстро меняющейся жизни.
Слайд 5ЦЕЛЬ
Создание условий для развития новой модели ученика путём включения его в
многообразную образовательную музейную деятельность, где центральное место отводится учителю, как участнику и организатору музейно-педагогического процесса.
Слайд 6СВЕРХЗАДАЧА
Создание условий для выработки у воспитанников позиции созидания;
позиции не
стороннего наблюдателя, а заинтересованного исследователя;
позиции личной ответственности в отношении к прошлому, настоящему и будущему наследию;
позиции не столько механического запоминания исторического и прочего материала, а его понимания и эмоционально-нравственной оценки.
Слайд 7ЗАДАЧИ
Научить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей;
Формировать понимание взаимосвязи исторических
эпох и своей причастности к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым;
Формировать навыки общения, взаимодействия с памятниками культуры, музеем;
Развивать познавательные способности и познавательную деятельность.
Слайд 8ЗАДАЧИ
Формировать детско-взрослую совместную деятельность на материале музейной практики;
Формировать самосознание, становление
активной жизненной позиции, умение успешно адаптироваться в окружающем мире;
Развивать проектно-исследовательские умения и навыки;
Формировать толерантность, уважение к другим культурам, их понимание, принятие.
Слайд 9ПОЗИЦИЯ УЧИТЕЛЯ
Создаёт условия для культуротворческой, образовательной деятельности;
организует общение ребенка
с предметным миром культуры;
содействует развитию творческих способностей и формированию культурных потребностей;
высоко оценивает оригинальное личное творчество во всех его проявлениях.
Слайд 10ПОЗИЦИЯ УЧЕНИКА
Занимает позицию созидателя;
является не сторонним наблюдателем, а заинтересованным
исследователем;
проявляет бережное и уважительное отношение к культурному наследию;
от ученика требуется не запоминание всего, а понимание и эмоционально-нравственная оценка.
В силу ассоциативности мышления такой школьник продуктивнее усваивает то, что входило в зону его субъектного опыта: «я видел, я слышал, я читал, я делал».
Слайд 11ПРИНЦИПЫ
Обязательное сочетание предметного мира музея с программой;
связь исторического прошлого с
сегодняшней жизнью;
принцип научности;
принцип содержательности;
принцип прочности усвоения знаний;
принцип толерантности;
поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии;
принцип гуманизма;
принцип авторства.
Слайд 12МУЗЕЙНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
МЕТОДЫ
Погружение в среду;
диалогические формы;
методы театрализации и инсценировки;
элементы практического
исследования, связанного с изучением предмета;
метод репродуцирования
Слайд 13ОСОБЕННОСТИ МЕТОДОВ
В основе урока музейный предмет - «вещь»;
в основе
обучения - «вещный ряд»;
ведущая - содержательная сторона,
ЗУН - не цель, а средство развития ребенка;
творческие потенции, индивидуальные запросы через культуротворческую деятельность;
расширение культурного кругозора, формирование художественно-эстетического вкуса, выбор и осознание личных пристрастий
Слайд 14ПРИЁМЫ РАБОТЫ С МУЗЕЙНЫМ ПРЕДМЕТОМ
- непосредственный контакт с предметом ;
- работа
по вопроснику
- наблюдение, сравнение, анализ;
- копирование формы;
- поиск аналогов;
- имитация действия;
- овеществление деталей художественного текста;
- историческая реконструкция;
- ролевые игры (театрализация);
- организационно-коммуникативные игровые
ситуации;
Слайд 16НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКОВ
- Интегрированный урок;
- Урок - соревнование (игра, конкурс, турнир,
эстафета, викторина);
- Урок – исследование (изобретательство, анализ
первоисточников, комментарий, мозговая атака,
репортаж);
- урок мудрости (мужества, любви, презентация);
- урок-сказка (сюрприз);
- урок-суд (следствие, дебаты в парламенте).
Слайд 17РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
I ступень (1-4 кл.) - развитие ЗУН посредством игры
(игровые технологии) с музейным предметом в образовательной ситуации, «знакомство» и «проба».
II ступень (5-9кл.) - развитие ассоциативно-рефлекторных и поисковых функций интеллекта, овладение формальной и диалогической логикой, гармоничное сочетание восприятия произведений искусства с собственной творческой практикой;
III ступень (10-11 кл.) - формирование эмоционально-нравственной сферы личности посредством интеграции представлений о культурных феноменах, как целостного восприятия историко-культурного наследия. Развитие художественно-эстетических потребностей, ценностных ориентаций личности.
Слайд 18РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Расширяет кругозор;
Учит слушать и слышать;
Развивает речь;
Повышает самооценку;
Мотивирует к активной жизненной позиции;
Воспитывает
патриотизм, гражданственность;
Развивает интерес к истории, культуре, традициям родного края;
Способствует осмыслению собственной жизни и определению отношения к миру;
Повышает уровень культурно-личностного развития обучающихся;
Учит быть толерантным, уважать другие культуры, понимать и принимать их.