Слайд 1Содержание и обследование водопропускных труб
ПМ.03 УЧАСТИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
МДК 03.04 УЧАСТИЕ В ЭКСПЛУАТАЦИИ, РЕМОНТЕ, РЕКОНСТРУКЦИИ ИНЖЕНЕРНЫХ СООРУЖЕНИЙ
Слайд 2,
Водопропускные трубы— это искусственные сооружения, предназначенные для пропуска под насыпями дорог
небольших постоянных или периодически действующих водотоков. Они не меняют условий движения транспорта, поскольку их можно располагать при любых сочетаниях плана и профиля дороги. Они практически не чувствительны к возрастанию временной нагрузки и динамическим ударам, требуют меньшего расхода материала на постройку и меньших затрат на содержание и ремонт, допускают более высокие скорости течения воды в сооружении по сравнению с мостами, а поэтому при разных размерах пропускная способность их выше.
Слайд 3В зависимости от режима протекания воды трубы делятся на:
безнапорные, работающие
неполным сечением, аналогично водосливу с широким сечением, аналогично водосливу с широким порогом; полунапорные, работающие полным сечением на входе в трубу и не полным на остальном протяжении подобно истечению воды из-под щита
напорные, работающие полным сечением на всем протяжении трубы, как насадки большой длины.
Слайд 4По форме отверстия трубы разделяются на:
Слайд 8По числу отверстий трубы бывают одно-, двух- и трехочковыми. Многоочковые трубы
не рекомендуются из за возможной неравномерности пропуска воды их отверстиями, увеличения скорости сечения на выходе из некоторых отверстий и размыва русла.
Слайд 12Трубы могут быть с оголовками и без них. Применение оголовков повышает
водопропускную способность труб.
Слайд 13По материалу трубы делятся на деревянные, каменные, бетонные, железобетонные и металлические.
Кроме того, трубы могут быть из пластмассы и других материалов
Слайд 18Содержание водопропускных труб
При содержании труб обращается внимание на состояние кладки, отсутствие деформаций, в
том числе относительного смещения отдельных звеньев труб, отсутствие выноса грунта насыпи через швы и трещины, а также состояние входного и особенно выходного, русл. Трубы должны своевременно очищаться от наносов.
Слайд 19Санация труб с помощью светополимерно-тканевого рукава
Санация — технология восстановления и очистки трубопроводов.Применяется при
ремонте водопропускных труб на железных и автомобильных дорогах с использованием сплошного полимерно-тканевого рукава, выполненного из композиционных материалов и оснащенного полимерной матрицей. Этот рукав создает внутри водопропускной трубы сплошную оболочку светоотверждаемую на месте ультрафиолетовым излучением и плотно прилегающую к внутренней поверхности трубы
Слайд 20Применение данной технологии позволяет:
- производить работы без закрытия движения транспортных средств
ограничения скоростного режима;
- решить задачу ремонта водопропускных труб в «стесненных условиях»;
- значительно снизить сроки ремонта труб: в течение 2-х дней санация светополимерным тканевым рукавом;
- снизить стоимость ремонта;
- увеличить прочностные и эксплуатационные характеристики ремонтируемой трубы;
- гарантировать срок эксплуатации до 50 лет (срок гарантии устанавливает производитель материала);
- устранить протечки;
- восстановить водопропускную способность трубы;
- повысить коррозионную и химическую стойкость ремонтируемой трубы;
- уменьшить эксплуатационные затраты на текущее содержание трубы;
- исключить обслуживание внутренней поверхности и лотка трубы.
Слайд 21Материал полимерно-тканевого рукава после отверждения и набора прочности отвечает следующим требованиям:
имеет
прочностные характеристики, обеспечивающие восприятие необходимых расчетных нагрузок;
устойчивость к солнечному воздействию;
срок эксплуатации 50 лет.
Слайд 24Основными дефектами металлических труб являются коррозия, трещины и разрывы металла в
районе болтовых соединений, повреждения защитного покрытия и лотков. Выявленные дефекты должны своевременно устраняться, а при массовых разрывах металла трубы подлежат переустройству.
В напорных трубах должна обеспечиваться водонепроницаемость стыков между звеньями и в случае возникновения фильтрации воды через насыпь должны приниматься все необходимые меры для устранения этого вплоть до переустройства трубы.
Слайд 25Способы устранения дефектов при содержании труб аналогичны способам устранения подобных дефектов при содержании
мостов – бетонных, железобетонных и металлических. При возникновении в трубах значительных деформаций поперечного сечения и трещин до проведения капитального ремонта производят временное подкрепление труб постановкой подпорок, рам, кружал и т. д. Так как такие конструкции заметно стесняют отверстие, требуется внимательно следить за пропуском воды в паводковый период, не допуская закупорки труб. Если возможно уменьшить отверстие, внутри дефектной трубы можно установить новые железобетонные звенья.
Слайд 26Обследование водопропускных труб
В процессе обследования водопропускных труб производят:
осмотр внутренних и наружных
(не закрытых грунтом) поверхностей труб и оголовков;
измерения вертикальных и горизонтальных диаметров круглых водопропускных труб, высоты и ширины отверстий прямоугольных труб (или других характерных параметров труб, имеющих сложное очертание отверстий);
замеры величин зазоров в швах между звеньями водопропускных труб и между секциями фундаментов (для фундаментных труб), взаимных вертикальных деформаций звеньев труб ;
выявление заносимости лотков водопропускных труб грунтом;
проверку профиля лотка трубы и положения оси трубы в плане.