Слайд 1Питомники декоративных древесных пород
Слайд 3Питомники декоративных древесных пород являются основным источником обеспечения посадочным материалом для
озеленения городов и населенных мест, территорий промышленных предприятий, спортивных, школьных и лечебных учреждений и индивидуальных участков, территорий, где проводится реконструкция и реставрация насаждений.
Слайд 4Питомники декоративных древесных пород — это своего рода «домостроительные комбинаты», выпускающие
на потоке высококачественный материал.
Но если строительные конструкции можно изготовить быстро, за считаные часы или дни, то на выращивание единицы продукции в питомнике требуется от 3 до 25 лет и более.
Слайд 6Виды питомников
По срокам функционирования питомники бывают:
Временные
постоянные.
Слайд 8Временные питомники имеют площадь обычно 2 —5 га, создаются на период
строительства крупных парков на срок до 5 лет на самой территории объекта.
По окончании строительства площадь питомника сокращают до размеров, необходимых для производства материала для ремонтных работ на построенном объекте.
Слайд 9Постоянные питомники организуются на срок не менее 25 — 50 лет,
их площадь может быть до 25 га — малые питомники, до 100 га — средние, более 100 га (300 — 400 га) — крупные.
Слайд 10По подчиненности:
федеральной собственности
муниципальной собственности
частные.
В настоящее время в федеральной собственности находится
12 унитарных предприятий декоративного растениеводства, в муниципальной собственности — около 60 % питомников и около 20 % составляют предприя-гия акционерных обществ.
Слайд 12Муниципальные питомники обеспечивают посадочным материалом объект, город, район, область.
Питомники федеральной
собственности обслуживают ряд областей или географический район. Эти питомники размножают и выращивают наиболее ценные и редкие декоративные растения, обеспечивают ими более мелкие питомники.
Слайд 13Задачами современных питомников декоративных древесных пород являются:
1) максимальное сокращение сроков
выращивания на основе современных достижений науки;
2) создание технологий, обеспечивающих выпуск посадочного материала в любой сезон года в готовом для посадки состоянии;
3) повышение уровня механизации производственных процессов на всех этапах выращивания растений, для чего необходимо создать специализированный парк современных машин, механизмов и приспособлений в каждом питомнике
Слайд 144) создание технологии контейнерного производства в конкретных климатических условиях разных районов
нашей страны;
5) создание холодильных комплексов для хранения саженцев в питомниках и перевозки их к месту посадки;
6) использование в процессе выращивания растений закрытого грунта, почвенного подогрева, туманообразующих установок;
7) обеспечение деятельности питомника наиболее рациональной организацией производственной территории (структурой питомника) и технологией производственных процессов, что определяет степень рентабельности производства.
Слайд 16Структура питомников
От характера выращиваемого материала,
конечных размеров выпускаемых растений, ассортимента —зависят технологические
схемы выращивания растений разных групп: деревьев, кустарников, привитых форм и др., которые в свою очередь влияют на структуру питомника и организацию его территории.
Слайд 18При ведении хозяйства по полному циклу — от размножения до выпуска
посадочного материала разного характера — в структуре питомника должны быть отделы размножения и формирования
Слайд 19В отделе размножения производят посев семян и укоренение черенков.
Здесь также может быть
пикировочный участок в открытом грунте.
К отделу размножения относятся и отводковые плантации.
Выращивают растения 1 — 3 года, что зависит от биологических особенностей растения и от способа размножения. Из отдела размножения растения пересаживают в отдел формирования.
Слайд 20Основная задача в отделе формирования — получение растений с определенными размерами и формами
кроны, штамба и корневой системы в соответствии ГОСТ 24909-81, 25769—83, 26869—86. В этом отделе растения периодически пересаживают, увеличивая каждый раз площади питания.
Процесс пересадок называется перешколиванием, а участки, на которые пересаживают деревья и кустарники, — школами. В отдел формирования поступают растения из отдела размножения в возрасте 1 — 3 года.
В отделе формирования обычно имеются три школы (I, II, III), но иногда бывает и четвертая (IV).
Слайд 22Главный показатель для отнесения растений в ту или иную школу —
продолжительность их выращивания и относительно одинаковая технология выращивания.
Слайд 23В I школе проводят посадку сеянцев с посевных гряд и укорененных
зеленых черенков с пикировочного участка.
В ней имеется отделение деревьев, где быстрорастущие породы выращивают в течение 5 — 6 лет до семилетнего возраста, а медленнорастущие породы — 4 — 5 лет; у быстрорастущих пород здесь формируют штамб и крону, у медленнорастущих — только штамб;
Слайд 24В I школе кустарников быстрорастущие породы также достигают стандартных размеров и
реализуются.
Слайд 25Во II школе обычно бывает: отделение деревьев, где медленнорастущие деревья выращивают
4 — 5 лет до 9— 14-летнего возраста.
У них продолжают и заканчивают формировать штамб, формируют первый ярус кроны. Из этой школы медленнорастущие деревья реализуют, или переводят в III школу для выращивания крупномерного материала, аллейных деревьев; отделение кустарников, где их выращивают 3 — 4 года до 7 —8-летнего возраста и откуда выпускают крупномерный материал для реконструкции зеленых насаждений.
Слайд 26В III школе выращивают материал для озеленения улиц, скверов, бульваров, аллей,
для одиночных посадок, ремонтных и реставрационных работ, для использования в озеленении микрорайонов.
Слайд 27Здесь же выращивают деревья с искусственной формой кроны. В ней существуют
такие отделения:
1) крупномерных деревьев, где деревья выращивают 6—10 лет, формируют хорошо развитые кроны и содержат в чистоте штамб. В течение того же срока здесь могут доращивать и деревья, взятые из леса;
2) архитектурных форм деревьев и кустарников, где выращивают привитые и непривитые декоративные формы, создают архитектурные формы крон. Все растения этого отделения предназначены для солитерных и аллейных посадок.
Слайд 28В школах устанавливают различные площади питания для растений. В отделе размножения:
посевное отделение — 0,01 м2,
отделение зеленого черенкования — 0,003 м2, отделение одревесневших черенков — 0,028 м2;
в I школе: для кустарников — 0,25 м2, для деревьев — 0,5 м2;
во II школе: для кустарников — 0,5 м2, для деревьев — 1 м2.
В III школе в зависимости от размеров крон площадь питания может быть от 2,25 м2 (схема посадки 1,5 х 1,5) до 9 м2 (схема посадки 3 х 3).
Слайд 29Маточное хозяйство необходимо в питомнике как источник семян и черенков и
может иметь разную структуру.
В качестве маточных растений могут служить ветрозащитные полосы, располагаемые вдоль границ территории питомника и вдоль его главных дорог.
Слайд 30При недостатке площадей в маточные насаждения включают ценные насаждения, расположенные вне
территории питомника,
- в лесопарках, пригородных лесах, в городских насаждениях, в ботанических садах и учебных заведениях.