Презентация, доклад Песочная терапия как средство сохранения и укрепления психического здоровья детей дошкольного возраста

Содержание

Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении клиента, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходят отреагирование внутреннего напряжения и поиск путей развития. Это один из психокоррекционных, развивающих

Слайд 1Песочная терапия как средство сохранения и укрепления психического здоровья детей дошкольного

возраста

Выполнила:
Воспитатель МБДОУ
Д/С «Золотой ключик» Петинова Е.В.

Песочная терапия как средство сохранения и укрепления психического здоровья детей дошкольного возраста Выполнила: Воспитатель МБДОУ Д/С «Золотой

Слайд 2Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где

основной акцент делается на творческом самовыражении клиента, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходят отреагирование внутреннего напряжения и поиск путей развития.
Это один из психокоррекционных, развивающих методов, направленных на разрешение личностных проблем.
В пескотерапии допустимо обучение дошкольников с разными стартовыми возможностями, так как на I ступени образования также создана безбарьерная среда, которая позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья получать современное дошкольное образование на равных условиях с обычными дошкольниками.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении

Слайд 3СУТЬ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ
От других форм арт-терапии отличается:
Простотой действия
Многократным повторением
Созданием сюжетов
Песочная терапия

как разновидность арт-терапии сориентирована на присущий каждому ребенку внутренний потенциал здоровья и силы.
Она акцентирует внимание на природное выявление мыслей, настроения, чувств в творчестве, восприятие ребенка таким, который он есть.
Для детей – это игровой способ рассказать о своих проблемах, раскрыть свои страхи и избавится от них, а также эмоциональное напряжение. Ведь игра для ребенка – это необходимая, природная и любимая деятельность.
Психопрофилактический и развивающий аспекты песочной терапии проявляются в постановке сказок, мифов, историй в песочнице. Можно просто поработать с поверхностью песка без использования игровых фигурок, выполняя различные (специальные и спонтанные) упражнения.
СУТЬ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИОт других форм арт-терапии отличается:Простотой действияМногократным повторениемСозданием сюжетовПесочная терапия как разновидность арт-терапии сориентирована на присущий

Слайд 41. развить более позитивную «Я-концепцию»; 2. стать более ответственным в своих действиях

и поступках; 3. выработать большую способность само принятию; 4. в большей степени полагаться на самого себя; 5. овладеть чувством контроля; 6. развить сензитивность к процессу преодоления трудностей; 7. развить самооценку и обрести веру в самого себя.

Ориентирована на то, чтобы помочь ребёнку:

1. развить более позитивную «Я-концепцию»; 2. стать более ответственным в своих действиях и поступках; 3. выработать большую

Слайд 5ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Общепедагогическая цель — дать возможность ребёнку быть самим собой,

раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, а не менять и не переделывать его, не учить каким-то специальным поведенческим навыкам, а обеспечить социальную успешность.

Задачи:
развитие всех познавательных функций (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), мелкой моторики;
развитие зрительно-пространственной ориентации;
совершенствование предметно-игровой деятельности, способствующей развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка;
разрешение психологических затруднений ребёнка, стабилизация эмоционального состояния;
создание чувства защищённости в комфортной для ребёнка среде;
развитие тактильной чувствительности как основы «ручного интеллекта»;
развитие познавательного интереса;
преодоление комплекса «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;
развитие и совершенствование пространственных представлений;
развитие творческих (креативных) способностей;
развитие способности осознавать свои желания и возможности их реализации;
релаксация, снятие мышечной напряжённости


ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИОбщепедагогическая цель — дать возможность ребёнку быть самим собой, раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, а не

Слайд 6Основная цель песочной терапии – достижение эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого

выражения.
Основная задача песочной терапии - соприкосновение с вытесненным и подавленным материалом личного бессознательного, его включение в сознание
Ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит… (Но именно это простое действие хранит уникальную тайну — нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — на смену старому всегда приходит новое). Многократно проживая эту тайну, ребёнок достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх.
Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка — возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.
Цель такой терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.
Игра ребенка — символический язык для самовыражения. Манипулируя игрушками, он может показать более адекватно, чем выразить в словах, как относится к себе, значимым взрослым, событиям в своей жизни, окружающим
Основная цель песочной терапии – достижение эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения.Основная задача песочной терапии - соприкосновение

Слайд 7ПРИНЦИПЫ
Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и

защищено, проявляя творческую активность. Для этого необходимо подбирать задание, соответствующее возможностям ребенка. Необходимо исключить негативную оценку его действий и, конечно же, поощрять его фантазию.
Оживление абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям.
Реальное проживание, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями.
Добровольность. Ребенок играет по своему желанию.
Отсутствие соревновательного начала в играх, использование различных символических сигналов по окончанию игры;
Возможность продолжить незаконченную игру при следующей встрече и использовать одной игровой сюжет по выбору ребенка на нескольких занятиях.
 

ПРИНЦИПЫСоздание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. Для этого

Слайд 8Активность ведущего взрослого.
Взрослый в роли организатора, и непосредственного участника игры в

образе какого-либо персонажа. Однако, активность взрослого не должна тормозить конструктивную активность ребенка.
Безоценочность.
В игре взрослый воздерживается от оценок деятельности детей.
Безопасность.
Существует строгий запрет на то, чтобы дети причиняли боль друг другу, для чего необходима организация свободного и удобного игрового пространства и отсутствие в помещении мебели, которая могла привести к травмам.

Результатом работы с использованием режиссерских игр на песке становится постепенное развитие творческой активности. У детей развивается способность вступать в конструктивные речевые диалоги, налаживать отношения со сверстниками в игре и вне игры, а также мирно разрешать возникающие конфликты. Все это позитивно влияет в целом на уменьшение различных нарушений в поведении детей и на снижение частоты и интенсивности агрессивных проявлений в течение дня в группе детского сада.
 

Активность ведущего взрослого.Взрослый в роли организатора, и непосредственного участника игры в образе какого-либо персонажа. Однако, активность взрослого

Слайд 9ДЕЙСТВИЯ С ПЕСКОМ В СИСТЕМЕ ПЕСКОТЕРАПИИ
Действия с песком можно условно разделить

на 3 типа,
выполняемые на поверхности сухого и мокрого песка:

1) совершение определённых манипуляций с песочной поверхностью (дети заполняют песком формочки, рисуют на песчаной поверхности, делают отпечатки, собирают песок в комочки и создают горки);

2) проникновение в толщу песка, рытьё ямок и тоннелей, прятанье в песок предметов с их последующим извлечением;

3) организация сюжетов, создание композиций.

ДЕЙСТВИЯ С ПЕСКОМ В СИСТЕМЕ ПЕСКОТЕРАПИИДействия с песком можно условно разделить на 3 типа, выполняемые на поверхности

Слайд 10ТРИ СТАДИИ ИГРЫ С ПЕСКОМ:
На стадии "хаоса" ребенок хватает множество игрушек,

беспорядочно расставляет их на песочном листе, часто перемешивает их с песком.
Подобные действия отражают наличие тревоги, страха, смятения, недостаточно позитивной внутренней динамики. Через "хаос" происходит постепенное "проживание" психоэмоционального состояния и освобождение от него. Многократное повторение психотравмирующей ситуации, позволяет изменять эмоциональное отношение к ней.
Стадия "хаоса" может занимать от 1 до нескольких занятий. Можно заметить, как от картины к картине уменьшается количество используемых фигурок и появляется сюжет.
Стадию "борьбы" можно наблюдать у сложных детей, подростков, взрослых. На песочный лист бессознательно переносятся внутренние конфликты: агрессия, обиды, тревога, недомогания, реальные конфликтные взаимоотношения и пр. Существа в песочнице убивают друг друга, идет схватка, война, тяжелое противоборство. Через некоторое время может появиться герой или силы, которые наводят порядок и восстанавливают справедливость.
На стадии "разрешение конфликта" можно наблюдать более благополучные картины: мир, покой, возвращение к естественным занятиям.
ТРИ СТАДИИ ИГРЫ С ПЕСКОМ:На стадии

Слайд 11ЗАДАЧИ ТЕХНОЛОГИИ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ
Технологии песочной психотерапии многофункциональны.
Они позволяют решать следующие задачи:
Коррекционные
Диагностические
Терапевтические

Творческого

развития
 
ЗАДАЧИ ТЕХНОЛОГИИ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИТехнологии песочной психотерапии многофункциональны.Они позволяют решать следующие задачи:КоррекционныеДиагностическиеТерапевтическиеТворческого развития 

Слайд 12НУЖНО
Дети, имеющие сложности в психическом развитии, конфликты во взаимоотношениях, страхи и

др. особенно нуждаются в Песочнице.
Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с теми детьми, которые никак не могут выразить свои переживания.
Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью обычно охотно выбирают фигурки и переключают на них свое внимание.
Дети же с неустойчивым вниманием весьма экспрессивны; игра дает им богатые кинестетические ощущения.
Агрессивные дети легко выбирают персонажей, символизирующих "агрессора" и его "жертву".
Дети, пережившие психическую травму, находят для себя такую игру весьма полезной: она помогает им заново пережить травматичное событие и, возможно, избавиться от связанных с ним переживаний.
Успешным может быть применение этой техники с детьми, переживающими стресс в результате утраты близких или разлуки.
Дети с повышенной тревожностью, депрессией.

Одной песочной терапией во многих случаях не обойдешься, но в виде сопроводительной коррекционной методики она очень пригодится.
НУЖНОДети, имеющие сложности в психическом развитии, конфликты во взаимоотношениях, страхи и др. особенно нуждаются в Песочнице. Игра

Слайд 13Применение песочницы наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста.
Часто

маленькие дети затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений или задержки развития, предлагаемая техника может оказаться весьма полезной.
Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, что становится особенно значимо при наличии у ребенка определённых речевых нарушений.
Применение песочницы наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста. Часто маленькие дети затрудняются в выражении своих

Слайд 14НЕЛЬЗЯ

Противопоказания к использованию песочной терапии:
повышенной возбудимостью
невроз навязчивых состояний
невроз эпилепсия или шизофрения
высокий

уровень тревожности
астма или аллергия на пыль и мелкие частицы
кожные заболевания и порезы на руках
легочные заболевания
НЕЛЬЗЯПротивопоказания к использованию песочной терапии:повышенной возбудимостьюневроз навязчивых состоянийневроз эпилепсия или шизофрениявысокий уровень тревожностиастма или аллергия на пыль

Слайд 15АТРИБУТЫ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ
Для организации игр с песком вам будет необходим большой

набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин.

люди, разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям, эпохе (от первобытных до современных,) позы должны быть как динамические, так и статические;
наземные животные (домашние, дикие, доисторические);
летающие животные (дикие, домашние, доисторические);
обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы);
жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель различных эпох, культур и назначения);
домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола);
деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники и пр.);
объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака);

АТРИБУТЫ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИДля организации игр с песком вам будет необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в

Слайд 16транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, фантастические

транспортные средства);
объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки);
объекты ландшафта и естественной активности (земли, вулканы, горы);
аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.);
естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр.);
фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези, фигурки-оборотни;
злодеи (злобные персонажи мультфильмов, мифов, сказок).
транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, фантастические транспортные средства);объекты среды обитания человека (заборы,

Слайд 17ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Для формирования общей культуры детей и соблюдения гигиены при организации

работы с песком используются все необходимые для этого дополнительные материалы:







 

влажные салфетки

фартуки

опрыскиватель для песка

различные фоны для подкладывания под стекло

индивидуальные подносы - песочницы по количеству детей в подгруппе

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫДля формирования общей культуры детей и соблюдения гигиены при организации работы с песком используются все необходимые

Слайд 18ИГРЫ С ПЕСКОМ
Адаптационные игры : игры помогающие адаптироваться к новым условиям

пребывания детей в саду, усвоить нормы и правила поведения, и общения в группе. Игры: «Прятки», «Отпечатки», «Тучки», «Угостим друга», «Дом для друга», «Дорожки к домикам друзей», «Найди игрушку».

Обучающие игры, обеспечивающие процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте; такие игры направлены на развитие тактильно - кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развивается его речь и словарный запас. Игры: «Угадай, какая цифра, буква», «Найди нужное количество», «Пекарня», «Угадай по описанию», «Ищи по инструкции».

Познавательные игры, с помощью которых мы помогаем познавать многогранность нашего мира. Перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу существенно повышает мотивацию к занятиям. Игры: «Путешествие», «Загадки», «Песочная арифметика».

Проективные игры, открывающие потенциальные возможности ребенка, развивают его творчество и фантазию. С их помощью осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка. Игры: «Нарисуй картину», «Песочная аппликация», «Волшебная страна», «Сказка».

Анимационные игры: игры по созданию анимации на песке.
Игры: «Весёлые превращения».


ИГРЫ С ПЕСКОМАдаптационные игры : игры помогающие адаптироваться к новым условиям пребывания детей в саду, усвоить нормы

Слайд 19Творческие игры, развивающие воображение, эмоциональную отзывчивость, а также формирование потребности в

творчестве и общении с искусством:
конструирование из песка;
песок в бутылке;
рисование песком и на песке;
составление узоров на песке;
создание картин на песке и «песочного мира»;
создание песочных композиций.

Логопедические игры, помогающие устранить дефекты и несформированность речи:
-игры на развитие диафрагмального дыхания («Песочный ветер», «Выровняй дрогу», «Что под песком», «Замети следы», «Ямки», «Дорога к другу»);
-артикуляционные упражнения с движениями по песку («Лошадки», «Индюки», «Часики»);
-автоматизация звуков («Моторчик», «Горочка», «Дорожка»)
-развитие фонематического слуха и восприятия («Два города», «Кто в городе живёт?»);
- совершенствование лексических и грамматических средств языка и навыков связной речи («Чего не стало», «Подбери слово», «Зверюшки на дорожках», «Дорисуй картинку»);
-слоговая структура слова («Исправь ошибку», «Засели города», «Цветы на клумбе»).

Творческие игры, развивающие воображение, эмоциональную отзывчивость, а также формирование потребности в творчестве и общении с искусством:конструирование из

Слайд 20Графомоторные игры, направленные на развитие координации
движения и графомоторных навыков, восприятие пространства

и двуручных движений:
1. Упражнения на развитие мелкой мускулатуры пальцев.
Игры: «Необыкновенные следы», щепоть, отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней, «Кроты», «По камешкам».
2. Зрительный анализ и синтез:
- упражнения на определение правых и левых частей тела;
- задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам;
- задания с условиями по выбору нужных направлений
Игры: «Песочные строители», «Разложи по местам»
3. Рисование:
- занятия по штриховке по контуру, обводка;
- срисовывание геометрических фигур, букв;
- задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры;
- дорисовывание незаконченных рисунков;
- дорисовывание рисунков с недостающими деталями;
- упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей;
- задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти
Игры: «Напиши на песке», «Дорисуй», «Запомни и повтори», «Укрась»,
«Узоры», «Потрогай-нарисуй», «Нарисуй по контуру», «Сказочная линия».
Графомоторные игры, направленные на развитие координациидвижения и графомоторных навыков, восприятие пространства и двуручных движений:1. Упражнения на развитие

Слайд 214. Графическая символика:
- Задания на развитие умений рисовать узоры, а также

на символизацию предметов (изображение их с помощью символов)
Игры: «Секретики», «Нащупай букву», «Веселые превращения»,
«Автогонки», «Узоры на песке»
5. Упражнения на ознакомления детей с принципами зеркального отражения, позволяет им экспериментально изучить закон симметричности отражения.
Игры: « Буквы зазеркалья», «Узоры», «Бабочки».
 
4. Графическая символика:- Задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с

Слайд 22Процесс прост и приятен. Не требуется никаких специальных умений и навыков.

И сам материал -песок- необыкновенно приятен.
Рисование песком дает возможность трансформации, мгновенного изменения творческого произведения без потери его красоты и не прибегая к полной реконструкции. Это похоже на саму жизнь – все время развивающуюся и изменяющуюся.
Работая с песком на плоскости, движения становятся размеренными, синхронизируются с ритмом дыхания.
А, работая с песком под музыку, задействуются одновременно зрительный, слуховой и кинестетический каналы, что позволяет полноценному восприятию этого мира, и возможностью вчувствоваться в него.
Техника помогает развить тонкую моторику, что особенно полезно для детей (потому что через стимуляцию пальцев рук развивается мозг).
Рисовать можно двумя руками симметрично, что способствует гармоничному развитию двух полушарий головного мозга.
 

ПРЕИМУЩЕСТВА МЕТОДА ПЕРЕД ДРУГИМИ ФОРМАМИ
АРТ-ТЕРАПИИ :

Процесс прост и приятен. Не требуется никаких специальных умений и навыков. И сам материал -песок- необыкновенно приятен.Рисование

Слайд 23ПОТЕНЦИАЛ ИГР С ПЕСКОМ
В песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность,

«мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект.
С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям, а с другой — более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов.
А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка.
Иными словами, использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект.
Причем сегодня уже можно говорить о таком эффекте по отношению не только к нормально развивающимся детям, но и к их сверстникам с особенностями развития.

ПОТЕНЦИАЛ ИГР С ПЕСКОМВ песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных

Слайд 24ИГРЫ С ПЕСКОМ:
Развивают зрительное восприятие, память, внимание, речь, навыки самоконтроля и

саморегуляции, образное и творческое мышление, воображение и фантазию;
Формируют у ребенка представления об окружающем мире;
Развивают мелкую моторику, глазомер;
Развивают тактильные ощущения;
Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение;
Снижают агрессию и тревожность;
Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе;
Помогают познавать внешний и свой внутренний мир.
ИГРЫ С ПЕСКОМ:Развивают зрительное восприятие, память, внимание, речь, навыки самоконтроля и саморегуляции, образное и творческое мышление, воображение

Слайд 25СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



www.uchitel-izd.ru
http://linda6035.ucoz.ru/
http://ped-kopilka.ru/
http://www.maam.ru/
https://nsportal.ru

hhttp://ped-kopilka.ru/ttp://ped-kopilka.ru/

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫwww.uchitel-izd.ruhttp://linda6035.ucoz.ru/http://ped-kopilka.ru/http://www.maam.ru/https://nsportal.ruhhttp://ped-kopilka.ru/ttp://ped-kopilka.ru/

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть