Слайд 1Отдел творчества, техники и спорта
Педсовет на тему: «Проблемы и перспективы развития
компетентностного подхода в образовательном процессе»
30.11.2015 г.
Слайд 3Валентина Петровна Колпащикова
Заведующий отделом творчества, техники и спорта
Слайд 4Колпащикова В.П.,зав.отделом
Педагогический коллектив ОТТиС достаточно разноплановый в отношении педагогического стажа: имеются
как опытные педагоги , так и менее опытные, т.е.новички. Тем не менее компетентностный подход в образовательный процесс объединений в той или иной степени вносят все. Спросите почему? Потому что педагоги грамотные: получив высшее образование, они не останавливаются на достигнутом- заканчивают курсы повышения квалификации, работают самостоятельно над повышением своего уровня образованности. Сегодня вы в этом убедитесь. О формировании учебно- познавательных компетенций в студии ИЗО и ДПИ нам поведает Смирнова Н.В., ее стаж работы составляет 2 года.
Слайд 5Формирование учебно-познавательных компетенций на занятиях в студии ИЗО и ДПИ «Цветной
мир»
Слайд 6Педагог Смирнова Наталья Вячеславовна
Слайд 7Смирнова Н.В.
Сегодня у меня есть возможность поделиться опытом своей работы по
формированию учебно-познавательных компетенций на занятиях ИЗО и ДПИ.
Формируя данную компетенцию, учу детей учиться, то есть учить себя: а именно: прививаю самостоятельность, каждый день получать порцию нового, а потому интересного: это поиск дополнительного материала по теме, творческие домашние задания. Немаловажным является формирование умения оценивать свою работу, свои достижения.
Оценивая учащихся на занятиях, учитываю не только художественные способности ребенка, но и инициативу, самостоятельный поиск дополнительного материала, высказанные интересные предположения.
Обучаю детей способам оценивания и фиксации своих результатов, а так же ориентирую их на поддержание успешности и мотивации.
Слайд 9Смирнова Н.В.
Представлю используемые мной формы оценивания учащихся на занятиях.
Представление и защита
творческой работы.
Очень важно дать возможность учащимся не только выполнить творческую работу, но и высказать своё мнение о работе, а так же выслушать мнения других детей и педагога. Способы обсуждения: выставка всех работ, индивидуальное или групповое представление; «Цепочка». Вопрос: чья работа вам нравится больше всего? Почему? Дальше продолжает тот, чью работу отметили и т.д. Так обсуждаем каждую работу и находим, за что похвалить каждого учащегося.
Слайд 11Смирнова Н.В.
2. «Отзыв о своей творческой композиции».
Эта форма способствует формированию
адекватной самооценки учащихся на занятиях. Применение этой формы формирует аналитические и оценочные умения, а именно: осуществлять самоконтроль при выполнении задания на разных этапах, объективно оценивать правильность и качество завершенной работы; давать самооценку уровня овладения умениями. При работе с использованием системы самооценивания обсуждаю вместе с детьми критерии успешности выполнения творческой работы.
Слайд 13Смирнова Н.В.
С целью формирования учебно-познавательных компетенций придерживаюсь следующих критериев результативности занятия:
цели
занятия задаю с тенденцией передачи функции от педагога к учащемуся;
стремлюсь оценивать реальное продвижение каждого учащегося, поощряю и поддерживаю минимальные успехи;
принимаю и поощряю, выражаемую учащимся, собственную позицию, иное мнение, обучаю корректным формам их выражения;
стиль, тон отношений, задаваемые на моих занятиях, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта;
Все это стимулирует интерес к предмету, формирует личность ребенка. Познавательный интерес выступает в качестве значимого мотива – внутреннего побуждения деятельности учащихся.
Слайд 14Колпащикова В.П.
О формировании учебно-познавательных компетенций в объединении нам рассказала Н.В.Смирнова.
Е.А.Висимских тоже готова поделиться своим опытом по формированию учебно-познаательных компетенций, но при работе с учащимися по исследовательской деятельности. Педагогический стаж работы Висимских Е.А. составляет 23 года.
Слайд 15«Учебно-познавательные компетенции в проектно-исследовательской работе»
из опыта работы Висимских Елены Александровны
Китайская мудрость:
"Скажи
мне и я забуду,
покажи мне и я запомню,
вовлеки меня и я научусь".
2015 год
Слайд 16- задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое
понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме
….тут я вспомнила про свой любимый бирюзовый цвет, из ткани такого цвета в объединении «Рукодельница» собиралась шить себе юбку. Из-за полученной информации, после просмотра книги, у меня стали возникать вопросы – как влияет этот цвет на мою повседневную жизнь, подходит он моему цветотипу и с какими цветами моего гардероба он сочетается? (из темы «Бирюзовый цвет в моём гардеробе»).
Слайд 17- ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
-
ставить познавательные задачи;
Слайд 18- задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое
понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме
Слайд 19- выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые
приборы и оборудование, владеть измерительными навыками
Слайд 20- работать с инструкциями, использовать элементы вероятностных и статистических методов познания;
описывать результаты, формулировать выводы
Слайд 21- выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием
компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации)
Слайд 22Колпащикова В.П.
Информационные компетенции являются одними из ключевых компетенций и включают в
себя владение современными средствами информации (компьютер, интерактивная доска, принтер и др.) и информационными технологиями (аудио и видеозапись, электронная почта, Интернет). В современном мире все более отчетливо проявляется прямая зависимость между информационными компетенциями человека и качеством его жизни. Соответственно возникает необходимость внести существенные изменения и в образовательный процесс. Как это осуществляется в объединении «Юный ит-шник» поделится опытом наш молодой педагог Тучкина А.В. Ее пед.стаж составляет всего 1 год.
Слайд 23Формирование информационных технологий в объединении «Юный ит-шник»
Слайд 24Тучкина А.В.
На занятиях в объединении «Юный ИТ-шник» можно выделить следующие условия
для развития информационной компетентности:
знакомство с компьютером как с устройством по работе с информацией и получение навыков работы с различными устройствами (наушники, колонки, принтер, сканер, веб-камера и т. п.);
владение способами работы с информацией: поиск в каталогах, поисковых системах (ресурсы Интернет, базами данных);
технически навыки сохранения, удаления, копирования информации и т.п. (собственные работы учащихся, защита, использование различных носителей информации и компьютерных телекоммуникаций);
владение навыками работы с различными носителями информации (электронные справочники, электронные учебники, Интернет-ресурсы, и т.п.);
критическое отношение к получаемой информации, умение выделять главное, оценивать степень достоверности;
умение применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения широкого класса разных задач.
Слайд 26Тучкина А.В.
Примеры из практики:
После прохождения темы «Внешние устройства», обучающимся дается письменное
задание. В задании содержатся такие вопросы как:
Какие внешние устройства вы знаете?
Какие внешние устройства есть в кабинете?
Так же было несколько вопросов, которые в рамках темы рассматриваются мало, но разрешено использовать Интернет для поиска ответов. При проверке задания учитывается соответствие ответов поставленным вопросам, правильность найденных ответов.
Так же обучающиеся имеют возможность подготовить презентацию о своей любимой игре, содержащую подробную информацию о персонажах, сюжете и о том, что именно нравится в ней. Обучающиеся показывают эту презентацию всей группе. Это полностью соответствует условиям для развития информационной компетентности, перечисленным выше, а также способствует развитию коммуникативной компетенции.
Слайд 28Колпащикова В.П.
Коммуникативная компетентность обеспечивает успешную социализацию, адаптацию и самореализацию в современных
условиях жизни. Формирование коммуникативных компетенций- неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса. Как проводится работа по формированию коммуникативной компетенции в секции «Шахматы» расскажет нам педагог с стажем работы Фахретдинов Р.Т.
Слайд 29«Коммуникативные компетенции»
Секция «Шахматы»
Педагог Фахретдинов Роберт Талгатович
Слайд 30Фахретдинов Р.Т.
«Язык мой - враг мой» выражение известное с Древнейших
времен, часто приходится вспоминать, анализируя свои действия в самых разных ситуациях общения с коллегами, с воспитанниками или с родными и близкими людьми. Где-то промолчал, где-то глупость «сморозил», здесь надо было жестко ответить, а тут я погорячился… И ты на своей «шкуре» понимаешь , что одному из важнейших элементов взаимодействия людей, коммуникативной компетенции, уделяется не достаточное внимание в образовательных стандартах.
…На одном из первых занятий с новичками, выполняя одно из трудных и зрелищных упражнений у доски, сидевший на первом ряду 7-летний мальчик выразил высшую степень восторга и удивления одновременно – одним, но очень ёмким словом «о…ь!», сказав это не громко, но внятно три раза подряд. Конечно, это можно воспринимать как забавный эпизод из работы педагога, но если вдуматься, то разве это уже не «плоды воспитания». Что-то услышал на улице, или так говорят дома, или посмотрел не ту передачу, прочитал не ту книгу… и вот на выходе - «о…ь!».
Слайд 31От занятия до соревнований –один шаг!
Слайд 32Фахретдинов Р.Т.
Что представляет собой этот термин? Коммуникативная компетенция - это сочетание
навыков успешного общения и взаимодействия одного человека с другими. К этим навыкам относятся грамотность речи, владение ораторским искусством и способность наладить контакт с разными типами людей. Также коммуникативная компетенция – это владение определенными знаниями и умениями. Другими словами коммуникативная компетенция это искусство общения между людьми. Поэтому формирование коммуникативной компетенции – первостепенная задача в сфере обучения.
3 фото
Простое, но гениальное по сути шахматное правило «тронул-ходи» дисциплинирует мышление, прививает детям рассудительность: подумай - сделай ход, подумай – скажи, эта технология принятия решений перекладывается и в повседневную жизнь, связанную с учебной или трудовой деятельностью.
Специальные упражнения «глядя на доску без фигур» тотально воздействуют на три вида логического мышления: образное, абстрактное, вербальное. Это упражнение развивает одно из важнейших элементов коммуникативной компетенции: структурирование или планирование речи. Мысль, формулировка в уме, речь…
Слайд 33Фахретдинов Р.Т.
Одно из самых увлекательных форм практических занятий – это консультационные
партии, когда группа делится на две команды, получает проблемное задание и пытается найти её решения в совместной деятельности. Здесь они учатся оппонировать, уважать чужое мнение, отстаивать свою точку зрения спокойно, аргументировано.
5 фото
Иногда занятие превращается в маленькое театрализованное шоу. На данном снимке мальчик, решая шахматную задачу, должен найти подходящее литературное сопровождение (комментарий), и он его находит. «Решение данной позиции опровергает пословицу «За двумя зайцами…»». Следующий говорит о необычных свойствах шахматной доски, третий приводит в пример магический квадрат и т.д. Такая форма проведения занятия раскрепощает ребенка, он становится более общительным и одновременно перед ним раскрываются межпредметные связи и многообразие окружающего мира.
Слайд 34Фахретдинов Р.Т.
6 фото
У детей начиная с детского сада возникает проблема адаптации
к новой социальной среде, которая на разных этапах диктует свои правила поведения. И здесь наш «Семейный шахматный клуб» выполняет важнейшую роль в формировании этики и стиля общения. Наши ветераны, умудренные опытом, с богатым культурным багажом, являются и примером поведения и образцом общения между людьми. У детей после встреч с взрослыми появляется уверенность, повышается самооценка.
7 фото
В работе с детьми важно создать уютную, комфортную обстановку. Чтоб дети шли во Дворец и были уверены, что их встретят с радостью и улыбкой.
А наше общение с детьми держится на «трёх китах»:
- не критиковать;
-дать почувствовать каждому ребенку свою значимость;
-положительная, поощрительная мотивация.
Слайд 35Колпащикова В.П.
Дети. которые занимаются в УДО детей , испытывают двойную нагрузку:
сначала занятия в школе или детском саду, а затем в учреждениях дополнительного образования. Поэтому наша задача- во- первых, создать учащимся комфортные условия для занятий, а во- вторых, научить детей тому, как сохранить свое здоровье. Об этом нам расскажет Андреев А.И. (секция «Шахматы»). Его педагогический стаж составляет 14 лет.
Слайд 36Здоровьесберегающие компетенции
Секция «Шахматы»
Педагог Андреев Андрей Иванович
Слайд 37Андреев А.И.
Здоровьесберегающие компетенции- это:
- динамические паузы
- питьевой режим
- проветривание кабинета
И,обязательно, хорошее
настроение
Слайд 41Колпащикова В.П.
Итак, вы убедились в том, что компетентностный подход в образовательном
процессе наблюдается у педагогов ОТТиС независимо от того- опытный педагог или менее опытный Резюме о компетентностном подходе педагогов Отдела творчества, техники и спорта подготовила Тимофеева Г.В., педагогический стаж Галины Валентиновны составляет 36 лет.
Слайд 42Тимофеева Г. В.
Дополнительное образование готовит детей к включению в определенную деятельность,
т.к. компетенции как проявляются, так и формируются в деятельности. Компетентностный подход возник из потребности в адаптации человека к часто меняющимся в производстве технологиям. Компетенция- это способность менять в себе то, что должно измениться как ответ на вызов определенной ситуации.
Слайд 44В Отделе 13 педагогов дополнительного образования и 5 тренеров- преподавателей
Отдел
творчества, техники и спорта
Родительское собрание
09.09.2015 г.
Слайд 47Объединение «Волшебная нить»
Педагог
Иванова
Мария Клавдиевна
Слайд 49Изостудия «Вдохновение»
Педагог
Кутлуева
Алиса Назимовна
Слайд 50Студия ИЗО и ДПИ
Педагог
Смирнова
Наталья Вячеславовна
Слайд 51Секция «Шахматы»
Педагог Андреев А.И.
Педагог Фахретдинов Р.Т.
Слайд 52Юные авиамоделисты
Педагог
ПименовЮ.А.
Слайд 53Секция «Спортивная акробатика»
Тренеры-преподаватели
Смирнова О.В.
Непритимова Л.Л.
Абсаттарова А.М.
Слайд 54
Секция «Спортивная акробатика»
Тренеры-преподаватели
Кузнецова Н.Ф.
Галямов У.А.
Слайд 55Объединение «Бисерное рукоделие»
Педагог
Трунова
Валентина
Михайловна
Слайд 56Объединение «Креативное рукоделие» (педагог Храмова А.Ю.)
Слайд 57Объединение «Английский язык»
Педагог
Тумайкина
Наталья Ивановна
Слайд 58Объединение «Интеллектика»
Педагог
Тимофеева
Галина Валентиновна
Слайд 59Родители-наши союзники и добрые помощники
Слайд 60Творческое дело, посвященное Дню матери
Слайд 62Главный смысл и цель семейной жизни- воспитание детей. Главная школа воспитания
детей- зто взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.
В. А. Сухомлинский
Слайд 63Совместная творческая деятельность детей, родителей, педагогов.
Интерес заражает. Интерес порождает потребность. Побывав
на одном мероприятии, хочется побывать и на другом и на третьем. Возникают общие интересы у детей и родителей, общие темы для общения.
Слайд 64Юбилей Дворца детского (юношеского) творчества
Слайд 65Новогодние утренники и дискотеки
Слайд 68Занятие семейного шахматного клуба «Белая ладья»
Слайд 70Т
Творческие дела
для малышей и их
родителей
Слайд 71Педагог дополнительного образования-это, прежде всего, мастер своего дела. Он передает свои
знания детям. Также педагог открыт для общения, помощи, консультаций как детям, так и их родителям. Родители приглашаются на мастер- классы, открытые занятия…
Слайд 72Мастер- класс в объединении «Креативное рукоделие»
(Педагог Храмова А. Ю)
Слайд 73Дети с удовольствием
занимаются с любимым
педагогом
Багаутдиновой Г. У.
Слайд 74-
Участие детей в конкурсах, смотрах, соревнованиях.
Здесь также имеется своя доля
участия как у педагогов, так и у родителей:
-Пошив костюмов для детей секции «Акробатика», хореографической школы, вокальной студии «Воля»,;
-участие в выставках,
- поездки на соревнования, конкурсы…
Участие детей в конкурсах, смотрах, соревнованиях.
Слайд 75
Городской смотр-конкурс «Цветочная королева». Дипломантка конкурса Фомина Валерия
.(Педагог Аткина В.
Д.)
Слайд 76Участники олимпиады в Авиационном институте г. Ишимбая .Объединение «Авиамоделизм»(Педагог Пименов Ю.
А.)
Слайд 77Участники Республиканских соревнований по шахматам и акробатике
Слайд 78Участие детей, родителей, педагогов в городском фестивале, посвященном Международному Дню инвалидов
«Мечтай, живи, твори!»