Слайд 1Педагогика
ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»
Институт педагогики и психологии детства
Кафедра
педагогики и психологии детства
Слайд 3Наука – это сфера человеческой деятельности, в процессе которой вырабатываются и
систематизируются объективные знания о действительности. Наука представляет собой одновременно и процесс (т.е. деятельность по получению нового знания), и результат – т.е. сумму знаний, лежащую в основе научной картины мира. Основное назначение науки состоит в описании, объяснении и предсказании процессов и явлений, составляющих предмет изучения.
Слайд 4Педагогика это наука?
Является ли педагогика сферой человеческой деятельности?
Обусловливалось ли развитие
педагогики в различные исторические периоды определенными потребностями общества?
Можно ли сказать, что педагогика представляет собой только процесс воспитания или что она направлена только на результат обучения?
Или она представляет собой неразрывное единство процесса и результата?
Помогают ли педагогические знания систематизировать наши представления о процессе воспитания и обучения детей?
Способны ли мы на основе педагогических знаний заниматься анализом, планированием, прогнозированием педагогических явлений и фактов?
Слайд 5Педагогика – это наука об обучении и воспитании, составляющие единый педагогический
процесс.
Слайд 6Педагогика тесно связана с другими науками
Слайд 7Отрасли педагогики
Сравнительная педагогика
История педагогики
Дошкольная педагогика
Педагогика школы
Педагогика профессионально-технического
образования
Педагогика высшей школы
Производственная педагогика
Военная педагогика
Социальная педагогика
Исправительно-трудовая педагогика
Коррекционная педагогика
Слайд 8основные педагогические категории
Образование
Воспитание
Обучение
Слайд 9«Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается».
Образование является:
результатом обучения, усвоения систематизированных знаний, умений и способов мышления; необходимым условием подготовки человека к определенному труду, к определенному виду деятельности.
По характеру и направленности образование можно разделить на:
общее,
профессиональное,
политехническое
Слайд 10Политехническое образование — принцип организации содержания и преподавания общеобразовательных учебных предметов.
Слайд 11Закон РФ «Об образовании»
Под образованием
в Российской Федерации понимается целенаправленный процесс
обучения и воспитания
в интересах личности, общества, государства.
Образование
обучение
воспитание
Слайд 12Воспитание обычно характеризуется как :
1) воздействие общества на личность;
2) социальный
процесс передачи исторического и культурного опыта от поколения к поколению;
3) процесс специально организованного взаимодействия педагогов и воспитанников по реализации воспитательных целей и задач, отражающих основные требования общества
Слайд 13Обучение – это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учеников
и учителей, благодаря которому обучаемый усваивает знания, умения, приобретает разнообразные навыки. В результате обучения у человека формируются определенное мировоззрение и мышление, развиваются умственные силы, потенциальные способности и возможности.
«Обучение – это процесс целенаправленный, управляемый», в котором «учитель излагает знания, дает задания, учит методам и приемам сознательного приобретения, закрепления и применения знаний, проверяет качество знаний, умений и навыков. При этом он постоянно заботится о развитии познавательных способностей школьников» (Б.П. Есипов).
«Обучение – целенаправленный процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения, нравственно-эстетических взглядов и убеждений» (Е.С. Рапацевич).
Слайд 14Обучение - активная целенаправленная познавательная деятельность ученика под руководством учителя, в
результате которой обучающийся приобретает систему научных знаний, умений и навыков, у него формируется интерес к учению, развиваются познавательные и творческие способности и потребности, а также нравственные качества личности.
Слайд 15Основу обучения составляют
знания, умения, навыки
Знания отражают объективную действительность в
форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они суммируют накопленный человечеством опыт.
Благодаря умениям человек может сознательно и целенаправленно воплощать теоретические знания в практическую деятельность, опираясь при этом на жизненный опыт и приобретенные навыки.
Навыки являются компонентами практической деятельности. Они проявляются при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства благодаря многократным упражнениям
Слайд 16Процесс обучения включает деятельность ученика (учение) и деятельность учителя (преподавание).
Учение
– это целенаправленная, осознанная активная познавательная деятельность ученика, заключающаяся в восприятии и овладении научными знаниями, в обобщении воспринятых фактов, в закреплении и применении полученных знаний в практической деятельности по заданиям учителя или на основе собственных познавательных потребностей.
Преподавание – это целенаправленная деятельность учителя по формированию у учащихся положительных мотивов учения, организации вос- приятия, осмысления излагаемых фактов и явлений, обеспечению умениями пользоваться полученными знаниями и умениями приобретать знания самостоятельно.
Слайд 17Общими задачами процесса обучения являются:
стимулирование учебно-познавательной активности учащихся;
формирование познавательных
потребностей; организация познавательной деятельности обучающихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками;
развитие познавательных и творческих способностей обучающихся;
формирование учебных умений и навыков для последующего самообразования и творческой деятельности;
формирование научного мировоззрения и воспитание нравственно-эстетической культуры.
Слайд 18Методы и средства образовательного процесса
Слайд 19Метод обучения – это совокупность приемов и способов организации познавательной деятельности
ребенка, развитие его умственных сил, обучающего взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой, с природной и общественной средой.
Метод обучения реализуется в единстве
познавательной деятельности педагога и обучаемых,
уяснении учащимися знаний,
овладении умениями и навыками.
Слайд 21Классификация методов обучения по источнику получения знаний
1. Практический подход основан на
получении знаний посредством лабораторной экспериментальной деятельности.
2. Наглядный подход. Основная роль в применении этого метода отводится учителю. В его задачи входит объяснение материала с использованием иллюстраций, схем, таблиц, опытов, проведения экспериментов и различных наглядных пособий. Ученикам в данном методе отводится пассивная роль восприятия и фиксирования полученной информации.
3. Словесный подход также предполагает активную преподавательскую деятельность. В функции педагога входит устное преподнесение материала, по заранее продуманной схеме
Слайд 22Классификация по усвоению изучаемого материала (М.Н. Скаткина и И.Я. Лернера )
Объяснительно-иллюстративный:
Репродуктивный подход
Проблемного изложения
Частично-поисковый (эвристический) подход
Исследовательский
Слайд 231. Объяснительно-иллюстративный: один из способов передачи ученикам системы «готовых» знаний посредством
любых видов дидактического материала. Ученики, в свою очередь должны фиксировать в памяти и на бумаге полученную информацию с немедленным или последующим осмыслением, запоминанием и закреплением последней;
2. Репродуктивный подход предполагает кроме восприятия информации ее практическое использование. Педагог предлагает различные задачи и упражнения, а так же искусственно создает ситуации, требующие применения на практике полученных знаний
Слайд 243. Проблемное изложение заключается в активной деятельности со стороны учителя. Учитель
искусственно создает проблему и наглядно и подробно объясняет ученикам способы и пути ее решения. Решение происходит поэтапно: осознание проблемы, выдвижение гипотезы ее решения, практический эксперимент, анализ результатов. Ученикам отводится роль наблюдателей, которые должны прослеживать логичность и взаимосвязанность всех действий учителя, усваивать основные принципы и этапы решения проблем.
Слайд 254. Частично-поисковый (эвристический) подход основан на самостоятельной деятельности учеников, направленной на
переработку информации с целью выявления противоречий и возникающих в соответствии с ними проблем, а так же поиск путей решения этих проблем и анализ результатов с целью выявления степени их истинности. Педагог в данном случае выполняет роль помощника и наставника, он обязан научить учащихся грамотному прохождению всех этапов на пути выявления и решения проблем, а так же оказывать помощь при возникновении у учащихся затруднений разного рода.
Слайд 265. Исследовательский подход является наиболее эффективным с точки зрения усвоения знаний,
однако его осуществление требует высокой квалификации педагога. Учитель вместе с учащимися формирует проблему и производит управление самостоятельной исследовательской деятельностью учеников. Методы исследования ученики выбирают сами, знания добываются ими в процессе исследования и решения сопутствующих исследовательской деятельности задач. Знания, полученные подобным способом, глубоко и прочно оседают в памяти человека. Творческая активность, присущая этому методу, способствует повышению интереса и мотивации к обучающему процессу
Слайд 27Задание
Подобрать примеры применения каждого метода в образовательном процессе
Слайд 28Средства обучения – это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной
природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития
Слайд 29Средства обучения
печатные;
электронные образовательные ресурсы;
аудиовизуальные ;
наглядные плоскостные;
демонстрационные ;
учебные приборы;
учебная техника.
Слайд 30Практика
Шесть шляп мышления (англ. Six Thinking Hats) — система организации мышления, разработанная Эдвардом де Боно,
которая описывает инструменты структурирования групповой дискуссии и индивидуальной умственной деятельности с использованием шести цветных шляп. Идея латерального мышления и основанный на ней метод Шести Шляп обеспечили средства планирования подробного, последовательного и в результате более эффективного группового мыслительного процесса
Литеральное – нестандартное, творческое
Слайд 31Белая шляпа. Примеряя этот головной убор, мы сосредотачиваемся на имеющихся в
распоряжении данных. Пытаемся понять, какой информации недостаёт, где её найти, как использовать уже известные факты и выводы для решения проблемы. Белая шляпа – это, фактически, ретроспективный метод познания, который используют, чтобы выявить причинно-следственные связи и закономерности в развитии явлений.
Красная шляпа. Надевая её, мы включаем интуицию и чувства. Что подсказывает вам внутренний голос? Интуитивные догадки и ощущения на этом этапе очень важны, поскольку позволяют судить об эмоциональном фоне и отношении к проблеме через призму человеческих чувств. Если обсуждение коллективное – важно постараться понять ответы других людей, движущие силы и подоплёку предложенных ими решений. Для этого каждому нужно быть правдивым и искренним, не скрывать своих настоящих чувств и переживаний.
Слайд 32Чёрная шляпа. В ней вы должны быть пессимистом, но со здоровой
долей критицизма. Предложенные решения проблемы оцениваются на предмет возможных рисков в будущем, дальнейшего развития трудных и непредвиденных ситуаций. Старайтесь в каждой идее найти слабые места и обратить на них внимание. Чёрную шляпу нужно использовать в первую очередь тем, кто уже добился успеха и привык мыслить позитивно, ведь зачастую именно такие люди склонны недооценивать предполагаемые трудности.
Жёлтая шляпа. Она является противоположностью чёрной и подразумевает оптимистический, позитивный взгляд на проблему. Выделяйте сильные стороны и преимущества каждого решения. Особенно это важно, если все варианты кажутся довольно мрачными.
Слайд 33Зелёная шляпа отвечает за творчество, поиск необычных идей и неординарных взглядов. Никаких
оценок предложенных ранее решений, только их дальнейшее развитие любыми доступными способами (ментальные карты, фокальные объекты, ассоциации и другие инструменты активизации творческого мышления).
Синяя шляпа не связана непосредственно с выработкой решения. Её одевает руководитель – тот, кто ставит цели в начале и подводит итог работы в конце. (Он управляет всем процессом – даёт слово каждому, следит за соблюдением тематики).