Слайд 1ОБЪЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Слайд 2 АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:
«… Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны
учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия …»
В. Гузеев
ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
- Рассмотреть объекты педагогического проектирования, дать им характеристику;
- сформулировать выводы.
Слайд 3ОБЪЕКТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ- это среда или процесс, в контексте которых находится предмет.
Слайд 4ОБЪЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Слайд 6ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ –
это сложные образования, представляющие собой целостное единство всех
факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человека [3].
Данное понятие обозначает:
качественное состояние педагогических явлений (педагогический процесс, личность учащегося, деятельность педагога);
некоторые педагогические образования (система образования района, города, региона и т. д.).
Слайд 7ПРИЗНАКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ [5]
они всегда имеют цель – развитие учащихся
и педагогов и их защиту от негативных воздействий среды;
ведущим звеном в этих системах всегда является учащийся (воспитанник);
любая из них строится и действует как система открытая,
т. е. способная измениться под влиянием внешних воздействий и даже принимающая эти воздействия, смягчающая, усиливающая или нивелирующая их.
В рамках систем создаются педагогические процессы. Собственно, педсистемы и формируются для создания благоприятных условий для педпроцессов.
Слайд 9Каждая система имеет свое назначение (цель) и, следовательно, свой набор компонентов.
Так, суперсистема профессионально-технического образования включает в себя: цели развития, принципы построения и деятельности, содержание образования будущих рабочих, педагогический процесс, участников – учащихся, педагогов, родителей, производственников, их права и обязанности, подсистему управления, материально-техническое, учебно-методическое, научное, финансово-юридическое обеспечение. Для создания малой системы профориентации необходимы такие компоненты, как цели профориентации в условиях данной школы или ПТУ, принципы создания системы, информационное обеспечение, научная диагностика, кадры, осуществляющие работу, материально-техническое обеспечение и сами учащиеся [1].
Слайд 10ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ – это объединение в единое целое тех компонентов (факторов),
которые способствуют развитию учащихся и педагогов в их непосредственном взаимодействии [2].
Слайд 11СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Слайд 12ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ – это составная часть педагогического процесса, характеризующая его состояние
в определенное время и в определенном пространстве [4].
Педагогические ситуации могут возникать стихийно или предварительно проектироваться. Ситуации создаются или возникают в процессе проведения урока, экзамена, экскурсии и т. д. и разрешаются тут же. Проектирование педагогических ситуаций происходит как процесс подгонки педагогического процесса под конкретных людей, с учетом реальной обстановки.
Слайд 13СТРУКТУРА
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ
СПОСОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Слайд 14Значение педситуаций огромно.
Собственно, через них проявляется педпроцесс. Эта клеточка концентрирует
в себе все достоинства и недостатки педпроцесса и педсистемы в целом. Выражаясь как конкретные воспитательные отношения, педситуаций реализуют их возможности. Так, если на уроках рождается много конфликтных ситуаций между учащимися и педагогом, это значит, что и педпроцесс, и подсистема, в которую он входит, либо порочны, либо неверно реализуются.
Слайд 15Проектируя перечисленные педагогические объекты, педагог разрабатывает способы развития личности учащихся на
различных уровнях:
микроуровне (педагогическая ситуация);
среднем уровне (педагогический процесс);
макроуровне (педагогическая система).
Таким образом, любой педагог участвует в проектировании трех типов объектов: педагогических систем (I), процессов (II) и ситуаций (III). Все они проектируются взаимозависимо, с учетом их целостности и внутреннего единства [1].
Слайд 16СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Байбородова, Л.В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах [Текст] :
пособие для учителей общеобр.организ. / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. - М. : Просвещение, 2013. - 175с.
Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии.- М.,1989.- с.5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.
Глухарева, О.Г. Влияние проектного обучения на формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школы / О. Г. Глухарева
// Стандарты и мониторинг в образовании. - 2014.-№1. - С.17-24.
Кадыкова, О.М. Общешкольный проект- основа механизма управления проектно-исследовательской деятельностью учащихся / О. М. Кадыкова
// Эксперимент и инновации в школе. - 2013.-№5. - С.14-22.
Тигров, В.В. Проектная деятельность учащихся в условиях творческой технологической среды / В. В. Тигров// Педагогика. - 2013.-№10. - С.43-48.