Слайд 1Особенности продажи продовольственных товаров
ГБПОУ РХ ПУ-16
Мастер п\о Антоненко Г.В.
Слайд 2 Ежедневно каждый из нас приобретает продукты питания. Зачастую мы
делаем это, не обращая особого внимания ни на информацию о соответствующем пищевом продукте, ни на сроки годности, ни на условия его хранения и реализации. Однако действующим законодательством Российской Федерации установлены определенные требования продажи продовольственных товаров, соблюдение которых продавцом (изготовителем) является обязательным и гарантирует обеспечение качества и безопасности пищевых продуктов.
Слайд 3 Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г.
№ 55( с изменениями от 20 октября 1998 г.. 2 ОКТЯБРЯ 1999 Г., 6 февраля 2002 г., 12 июля 2003 г., 1 февраля 2005 г.,8 февраля, 23 мая 2006 г.) утверждены Правила продажи отдельных видов товаров.
Раздел 2 данных правил устанавливает особенности продажи продовольственных товаров.
Слайд 4 Настоящие Правила разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации "О
защите прав потребителей" и регулируют отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров.
Под покупателем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.02.2002 N 81)
Под продавцом понимается организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу товаров по договору розничной купли-продажи (далее именуется - договор).
Слайд 5Режим работы продавца - государственной или муниципальной организации устанавливается по решению
соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления.
Режим работы продавца - организации иной организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя устанавливается ими самостоятельно.
Слайд 6Продавец обязан иметь и содержать в исправном состоянии средства измерения, своевременно
и в установленном порядке проводить их метрологическую поверку.
Для проверки покупателем правильности цены, меры и веса приобретенного товара в торговом зале на доступном месте должно быть установлено соответствующее измерительное оборудование.
Продавец обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется покупателю по его требованию.
Слайд 7Продавец - индивидуальный предприниматель должен предоставить покупателю информацию о государственной регистрации
и наименовании зарегистрировавшего его органа.
Если деятельность, осуществляемая продавцом, подлежит лицензированию, то он обязан предоставить информацию о номере и сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем.
Указанная информация размещается в удобных для ознакомления покупателя местах.
Слайд 8Продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые
товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара. Допускается оформление ценников на бумажном или ином визуально доступном для покупателей носителе информации, в том числе с электронным отображением информации, с использованием грифельных досок, стендов, световых табло.
Слайд 9 Информация о продовольственных товарах в соответствии с обязательными требованиями
стандартов в зависимости от вида товаров должна содержать:
наименование входящих в состав пищевых продуктов ингредиентов, включая пищевые добавки;
сведения о пищевой ценности (калорийность продукта, содержание белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов), весе или объеме;
назначение, условия и область применения (для продуктов детского, диетического питания и биологически активных добавок);
способы и условия приготовления (для концентратов и полуфабрикатов) и применения (для продуктов детского и диетического питания);
Слайд 10условия хранения (для товаров, для которых установлены обязательные требования к условиям
хранения);
дату изготовления и дату упаковки товара;
противопоказания для употребления в пищу при отдельных видах заболеваний (для товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для употребления в пищу при отдельных видах заболеваний);
сведения о государственной регистрации (для пищевых продуктов, подлежащих государственной регистрации).
Слайд 11 По требованию покупателя продавец обязан ознакомить его с удостоверением
качества и безопасности реализуемой партии пищевых продуктов,
изготовленных на территории
Российской Федерации,
или его заверенной копией.
Слайд 12 Товары до их подачи в торговый зал или инокачества
товаров (по внешним признакам), наличия на них необхое место продажи должны быть освобождены от тары, оберточных и увязочных материалов, металлических клипс. Загрязненные поверхности или части товара должны быть удалены. Продавец обязан также произвести проверку димой документации и информации, осуществить отбраковку и сортировку товаров.
Слайд 13 Пищевые продукты непромышленного изготовления, реализуемые на продовольственных рынках, подлежат
продаже после проведения ветеринарно-санитарной экспертизы с выдачей в установленном порядке ветеринарного свидетельства (справки) установленного образца, которое должно быть предъявлено покупателю по его требованию.
Слайд 14 В случае предпродажного фасования и упаковки развесных товаров, производимых
продавцом, объем фасуемых товаров с короткими сроками годности не должен превышать объема их реализации в течение одного дня торговли.
На расфасованном товаре указывается его наименование, вес, цена за килограмм, стоимость отвеса, дата фасования, срок годности, номер или фамилия весовщика.
При продаже продовольственных товаров, расфасованных и упакованных изготовителем с указанием веса на упаковке, их дополнительное взвешивание не производится.
Слайд 15Не подлежат продаже нерасфасованные и неупакованные продовольственные товары, за исключением определенных
видов товаров, перечень которых утверждается в установленном федеральным законом порядке.
Развесные продовольственные товары передаются покупателю в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы.
Для упаковки используются материалы, соответствующие обязательным требованиям стандартов.
Слайд 16Цена продовольственных товаров, продаваемых вразвес, определяется по весу нетто.
По просьбе покупателя
лицо, осуществляющее продажу, обязано передать ему гастрономические товары в нарезанном виде.
Слайд 17Хлеб и хлебобулочные изделия массой 0,4 кг и более (кроме изделий
в упаковке изготовителя) могут разрезаться на 2 или 4 равные части и продаваться без взвешивания.
Хлеб и хлебобулочные изделия продаются в местах мелкорозничной торговли только в упакованном виде.
Слайд 18В местах торговли продовольственными товарами могут продаваться сопутствующие непродовольственные товары и
оказываться услуги общественного питания. При этом торговля сопутствующими товарами и оказание услуг общественного питания не должны приводить к ухудшению качества и безопасности продовольственных товаров и условий их продажи, установленных обязательными требованиями стандартов.
Слайд 19Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, до подачи алкогольной продукции в
торговый зал проверяют подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок визуально, а также с использованием доступа к информационным ресурсам Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка.
Слайд 20 На продовольственные товары, как правило, устанавливается срок годности. Срок
годности – это срок, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению (срок годности).
Товар, на который установлен срок годности, продавец обязан передать покупателю с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности, если иное не предусмотрено договором (ст. 472 Гражданского кодекса РФ).
Слайд 22Ответственность за нарушение правил торговли.
Правом осуществлять контроль над деятельностью продавца наделено
обширное количество государственных структур. Они же имеют право инициировать возбуждение дел против нарушителей. К категории контролирующих органов относят Роспотребнадзор, Государственную противопожарную службу, федеральные органы исполнительной власти (например, полицию), ФНС, Службу по труду и занятости и пр. структуры.
Следствием нарушений в сфере торговли, чаще всего, становится административная ответственность. Но при серьезных противоправных действиях провинившиеся подпадают под действие УК РФ.
Слайд 23Продажа продукции, которая не отвечает требованиям установленных стандартов качества (это относится
и к предоставлению услуг).
Штрафные санкции. В данном случае ИП должен будет заплатить от 10 до 15 МРОТ, а организация – от 200 до 300 МПРОТ.
Продавец оказывает услуги с нарушением санитарных норм и/или не имея сертификата на товары (услуги).
Для граждан штраф составит от 20 до 25 МРОТ, плюс у него может быть конфискован товар. ИП придется заплатить штраф в размере от 40 до 50 МРОТ, а организации от 400 до 500 МРОТ, и у них также может быть конфискован товар. Также для ИП и юридических лиц предусмотрена возможность приостановки деятельности на срок до 3 месяцев.
Слайд 24 Продажа товара, по которому продавец не предоставляет всю
положенную по закону информацию (сведения об изготовителе и пр.) либо отсутствие ККМ (в случаях, если ее необходимость установлена законом).
Для ИП – наложение штрафных санкций в размере от 15 до 20 МРОТ, а для организаций – от 300 до 400 МРОТ.
Обман потребителей относительно качества продаваемого товара, а также обвешивание, обсчет и т.п.
В качестве наказания предусмотрен штрафдля ИП в размере от 10 до 20 МРОТ, а для юрлиц – от 100 до 200 МРОТ.
Непредоставление покупателю обязательной информации о товаре, его производителе и о самом продавце (например, о режиме его работы).
В данном случае штрафы предусмотрены для организаций от 50 до 100 МРОТ, а также для должностных лиц – от 5 до 10 МРОТ.
Слайд 25Заключение договора, условия которого ущемляют законные права покупателя.
Юридические лица должны будут
внести штраф от 100 до 200 МРОТ.
Сокрытие от потребителя возможности воспользоваться законными льготами при покупке товара или получении услуги.
На организацию налагается штраф в размере от 50 до 100 МРОТ, а на должностное ответственное лицо – от 5 до 10 МРОТ.
Нарушения правил продаж, которые закон устанавливает для отдельных групп товаров.
В такой ситуации ИП должны будут уплатить от 3 до 15 МРОТ, а юридические лица – от 100 до 300 МРОТ.
Слайд 26Ст. 236 указывает, что пренебрежение санитарно-эпидемиологическими нормами, следствием которых стало массовое
отравление продукцией, приведет к штрафу до 80 тыс. руб. Также возможны исправительные работы и ограничение свободы на срок до года. При условии, что подобное нарушение привело к летальному исходу одного человека, то максимальной мерой наказания может стать лишение свободы или принудительные работы на срок до 5 лет.
Слайд 27Наказание за продажу алкоголя несовершеннолетним следующее:
штраф от 30 до 50 тыс. рублей – для граждан;
от
100 до 200 тыс. рублей – для директоров;
от 300 до 500 тыс. рублей – для юридических лиц
Слайд 28 Статья 20 ФЗ №15 «Об охране здоровья граждан»
от 23.02.2013 года четко оговаривает запрет на реализацию табачных изделий тем, кому не исполнилось полных 18 лет.
Продавец любого магазина или ларька, сомневаясь в возрасте покупателя, должен запросить у него документ, удостоверяющий личность. Перечень документов, дающих возможность определить возраст покупателя, утвержден приказом Минздрава РФ №215н от 12.05.2014 года. Гражданство покупателя никакой роли не играет.
Если покупатель отказывается предоставить документ или у продавца остаются сомнения относительно его возраста, в продаже табачной продукции должно быть отказано. В противном случае последуют предусмотренные законом санкции: штраф по закону о продаже сигарет несовершеннолетним в 2018 году будет наложен:
на физических лиц – три-пять тысяч рублей;
на должностных лиц – 30-50 тысяч рублей;
на юридических лиц – 100-150 тысяч рублей.