Слайд 1
Основные понятия операционной системы
Слайд 2
Краткая история эволюции вычислительных систем
• Первый период (1945 - 1955). Ламповые
машины. Операционные систем отсутствовали.
• Второй период (1955 - Начало 60-х). Компьютеры на основе транзисторов. Пакетные операционные системы
• Третий период (Начало 60-х - 1980). Компьютеры на основе интегральных микросхем. Первые многозадачные ОС.
• Четвертый период (1980 – настоящее время). Персональные компьютеры. Классические, сетевые и распределенные системы.
Слайд 3СТРУКТУРА ОПЕРАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
ЯДРО – переводит команды с языка программ на язык
машинных кодов.
ДРАЙВЕРЫ – программы, управляющие устройствами.
ИНТЕРФЕЙС – оболочка, с помощью которой пользователь «общается» с компьютером.
Слайд 4Ядро операционной системы (Kernel) -
часть операционной системы:
постоянно находящаяся в
оперативной памяти;
управляющая всей операционной системой;
содержащая: драйверы устройств, подпрограммы управления памятью, планировщик заданий;
реализующая системные вызовы.
Слайд 5ДРАЙВЕР –
компьютерная программа, с помощью которой операционная система получает доступ
к аппаратному обеспечению некоторого устройства.
В общем случае, для использования любого устройства (как внешнего, так и внутреннего) необходим драйвер
Слайд 6ИНТЕРФЕ́ЙС –
аппаратно-программные средства, обеспечивающие графическое отображение и обмен информацией между
человеком и компьютером.
Слайд 7ПЕРСОНАЛЬНЫЕ КОМПЬЮТЕРЫ БЕЗ ОС
Слайд 8ПЕРВЫЕ ДИСКОВЫЕ ОС
Необходимость в дисковых ОС появилась с возможностью подключать к
ПК дисководы (необходимо было помнить сектор и дорожку откуда надо загрузить информацию).
Была написана программа которая переводит названия программ и файлов в номера дорожек и секторов.
Слайд 9ИСТОРИЯ ОПЕРАЦИОННЫХ СИСТЕМ
Первые операционные системы (CP/M, MS-DOS, Unix) вели диалог с
пользователем на экране текстового дисплея.
Такие системы в литературе принято называть
ОС с интерфейсом командной строки.
Слайд 10ПРИМЕР ОС С ИНТЕРФЕЙСОМ КОМАНДНОЙ СТРОКИ:
Слайд 11ОС С ИНТЕРФЕЙСОМ КОМАНДНОЙ СТРОКИ
Для IBM PC основной ОС c 1981г.
по 1995 г. стала MS-DOS. За эти годы она прошла развитие от версии 1.0. до 6.22.
Работы над графической операционной системой для IВМ РС в компании Microsoft начались еще в 1981 г. Были сделаны несколько графических оболочек
Windows 1.0, Windows 2.0, Windows 3.0, Windows 3.1, , Windows 3.11…
Слайд 13ГРАФИЧЕСКИЕ ОС
Выпущенная в сентябре 1995 г. система Windows 95 стала
первой графической операционной системой для компьютеров IВМ РС.
Все следующие версии операционных систем Windows (98, NT, ME, 2000, XP, Vista, 7) являются графическими.
Слайд 15 В настоящее время семейство операционных систем Windows – это наиболее массовые
операционные системы для ПК. Все эти ОС имеют весьма схожий графический интерфейс пользователя, но существенно различаются по внутреннему строению.
Слайд 16АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ОС. Linux
Общее название UNIX-подобных операционных систем на основе одноимённого ядра
и собранных для него библиотек и системных программ с открытым кодом.
В отличие от других ОС, Linux не имеет единой «официальной» комплектации. Поставляется в большом количестве дистрибутивов (Ubuntu, Fedora, Mandriva, SuSE, ALT Linux и ASPLinux).
Слайд 18АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ОС. Mac OS
Mac OS (Macintosh Operating System) — семейство операционных
систем с графическим интерфейсом.
Разработана корпорацией Apple для своей линейки компьютеров Macintosh.
Популяризация графического интерфейса пользователя в современных ОС считается заслугой Mac OS. Она была впервые представлена в 1984 году вместе с оригинальным Macintosh 128K.
Слайд 21Рабочий стол
- это изображение экрана монитора
готового к
работе компьютера
Слайд 22Элементы рабочего стола
Значки и ярлыки
обеспечивают быстрый доступ к объектам –
различным устройствам и программам компьютера.
Слайд 23Основные элементы рабочего стола
обеспечивает доступ к различным
устройствам компьютера
помогает быстро найти
созданные документы
является местом, куда отправляется всё ненужное
панель задач, на которой размещены
часы и индикатор раскладки
клавиатуры
Слайд 24ФАЙЛЫ И ФАЙЛОВЫЕ СТРУКТУРЫ
Операционная система
Файловая
система
Файлы
Файловая
структура
Одноуровневая файловая структура
Многоуровневая
файловая структура
Диск:
Файл – это именованная совокупность данных, хранящихся на внешнем носителе
Слайд 25
Выбери правильные имена файлов:
1. Рыбалка.
2.Сочинение о лете.
3.12>13
4.12 больше 13
5.Ура!
6.Мой_
рисунок
7.Список 8 «А»
/ \ : * ? « < > |
Слайд 26ФАЙЛОВАЯ СТРУКТУРА ДИСКА
Многоуровневая
файловая структура
Иерархический способ организации файлов
на диске. Кроме понятия «файл» при этом вводится понятие «каталог» (папка). Папка может находиться внутри другой папки. Папка самого верхнего уровня называется корневым каталогом.
C: \ IVANOV \ PROGS \ prog2 . pas
Диск : \ \ каталог \ . . . \ каталог \ имя . расширение
корневой
каталог
Диск :
Путь
имя файла
Пример полного имени файла
Полное имя
Слайд 27Задание
Записать полные имена всех файлов.
Иванов
C:\ Мои документы\Иванов\TurboPascal.exe
C:\ Мои документы\Петров\Ключи.txt
C:\
Мои документы\Петров\Рисунки\Школа.bmp
C:\ Моя музыка\Гимн школы.mp3
Слайд 28
ИМЯ ФАЙЛА. ПУТЬ К ФАЙЛУ.
На одном компьютере
может быть несколько дисководов – устройств работы с дисками. Каждому дисководу присваивается однобуквенное имя, после которого ставится двоеточие, например A : , B : , C : .
Часто на персональных компьютерах жесткий диск большой емкости делят на разделы. Каждый из таких разделов называется логическим диском. Каждому логическому диску также присваивается имя ( D : , E : . . . ).
Имя логического (физического) диска, содержащего файл, является первой «координатой» в полном имени файла, определяющей место расположения файла.
Поиск
файла
Запись в ОЗУ
Исполняемые
файлы
Файлы
данных
Инициализация
( запуск )
Просмотр, редактирование
Чтобы найти нужный файл, пользователю должно быть известно:
имя файла
место хранения файла
Слайд 29Задание
Ниже указаны имена файлов. Выбери из них имена текстовых файлов графических
файлов, программ.
лето.bmp,
сочинение.doc,
мама.jpg,
юра.wav,
dog.txt,
cat.jpg,
boy.exe,
music.txt,
bоок.mpЗ,
box.exe,
game.bmp,
vopros.wav,
otvet.txt.
Текстовые файлы
Графические файлы
Программы
Слайд 30
ИНТЕРФЕЙС ФАЙЛОВОЙ СИСТЕМЫ
Сведения о файловой структуре диска
содержатся на этом диске в виде таблицы размещения файлов. Используя файловую систему ОС, пользователь может последовательно просматривать на экране содержимое каталогов (папок), продвигаясь по дереву файловой структуры вниз или вверх. Из таблицы можно получить дополнительную информацию о файлах (размер файла, дата и время создания файла или его изменения). Найдя в таком списке запись о нужном файле, применяя команды ОС, пользователь может выполнить с ним различные действия: инициализировать программу, содержащуюся в файле; удалить, переименовать, скопировать файл.
Слайд 32ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИЙ ИНТЕРФЕЙС
Примером операционной системы, в которой
реализован объектно-ориентированный подход, является Windows.
Операционная система работает с множеством объектов, к числу которых относятся: документы, программы, внешние устройства компьютера и другие объекты, с которыми пользователь имеет дело. С каждым объектом (информационным или физическим) операционная система связывает имя, графическое обозначение, свойства, поведение.
В интерфейсе Windows для обозначения документов, программ, устройств используются значки (иконки, пиктограммы) и имена. ОС Windows обеспечивает одинаковый пользовательский интерфейс при работе с разными объектами. Для знакомства со свойствами объектов и возможными над ними действиями используется контекстное меню.
Слайд 36Основные возможности 7-Zip
Высокая степень сжатия благодаря новому формату 7z с компрессией
LZMA
Поддерживаемые форматы:
Архивирование / разархивирования: 7z, ZIP, GZIP, BZIP2 и TAR
Только разархивирование: ARJ, CAB, CHM, CPIO, DEB, DMG, HFS, ISO, LZH, LZMA, MSI, NSIS, RAR, RPM, UDF, WIM, XAR и Z.
Сильное шифрование в форматах 7z и ZIP
Возможность самораспаковки для формата 7z
Интегрирование в проводник Windows
Мощный менеджер файлов
Переведен на 74 языка
Слайд 38
Системный вызов - интерфейс между ОС и программой пользователя. Работа с
ним полностью идентична работе с подпрограммами. (С их помощью можно создать/удалить файлы/процессы.)
Слайд 39
Прерывание - сигнал, по которому компьютер прекращает выполнение текущей программы и
начинает выполнять служебную программу. Для определения очередности прерываний устанавливаются приоритеты прерываний. Различают аппаратные (генерируются аппаратурой: клавиатура, модем) и программные прерывания.
Слайд 40
Системный таймер – для организации многозадачности: выделение каждой программе определенного времени
для выполнения.
Слайд 41
Процесс (process) - последовательность операций при выполнении программы или ее части
вместе с используемыми данными. Операционная система рассматривает П. как единое целое при распределении ресурсов.