Слайд 1Проектная деятельность
РМО учителей истории и обществознания
13.12.2018 г.
Рук. Тихова Т.А.
Слайд 2Что такое проект?
Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на
достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы, но только как способов достижения результата.
Слайд 3Виды проектов (по Е.С. Полат)
По ведущему методу или виду деятельности:
исследовательский,
творческий,
игровой,
практико-ориентированный ,
информационный.
Слайд 4По предметно-содержательной области:
монопроект (в рамках одной области знания);
межпредметный проект.
Слайд 5По характеру координации проекта:
непосредственный (жесткий, гибкий),
скрытый (неявный, имитирующий участника
проекта).
Слайд 6По характеру контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны,
разных стран мира):
внутришкольный,
региональный,
международный.
Слайд 7По количеству участников проекта:
личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах,
регионах, странах);
парные (между парами участников);
групповые (между группами участников).
Слайд 8По продолжительности выполнения:
краткосрочные (небольшие проекты могут быть разработаны на нескольких уроках
(3-6) по программе одного предмета или междисциплинарные);
средней продолжительности (один-два месяца);
долгосрочные (до года).
Слайд 9Структура проектной деятельности
ориентация на получение конкретного результата;
предварительная фиксация (описание) результата в
виде эскиза в разной степени детализации и конкретизации;
относительно жесткая фиксация срока достижения результата;
предварительное планирование действий по достижению результата;
программирование — планирование во времени с конкретизацией результатов отдельных действий (операций), обеспечивающих достижение общего результата проекта;
выполнение действий с их одновременным мониторингом и коррекцией;
получение продукта проектной деятельности, его соотнесение с исходной ситуацией проектирования, анализ новой ситуации.
Слайд 10Характеристика видов проектов
Исследовательский проект
это научное исследование, включающее в себя обоснование актуальности
избранной темы, обозначения задач исследования, выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой. Обязательным является обоснование использования методов исследования: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
Цель проекта — доказательство или опровержение какой-либо гипотезы. Проект выполняется по аналогии с научным исследованием: обязательное обоснование актуальности исследуемой проблемы, выдвижение гипотезы, осуществление эксперимента, проверка различных версий, анализ, обобщение и обнародование результатов.
Проектным продуктом в данном случае является результат исследования, оформленный установленным способом.
Слайд 11Информационный проект
Информационный (поисковый) направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении;
на ознакомление с ней участников проекта, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории;
Цель проекта — сбор информации о каком-либо объекте или явлении.
Проектным продуктом могут стать статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу и пр. Результаты информационных проектов могут использоваться в качестве дидактического материала к урокам, могут быть опубликованы в школьной газете или выложены в Интернете.
Слайд 12Практико-ориентированный проект
проект, нацеленный на социальные интересы самих участников или внешнего заказчика;
Цель проекта — решение практических задач, результатом практико-ориентированного проекта является продукт, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города и т.д.; его использование позволит решить поставленную проблему.
Проектным продуктом могут стать учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации и т.п. Такой продукт имеет реальные потребительские свойства — он способен удовлетворить насущную потребность конкретного человека, класса, школы и др.
Слайд 13Творческий проект
Цель проекта — привлечение интереса публики к проблеме проекта. Данный проект
характеризуется свободным творческим подходом к трактовке проблемы, к ходу работы и к презентации результатов. Результатом проекта,
проектным продуктом могут стать произведения литературы, изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы, художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации, проведение мероприятия, оформление зала, выставка.
Слайд 14Игровой или ролевой проект
Цель — представление публике опыта участия в решении проблемы
проекта. Проектным продуктом, как правило, является мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и тому подобное). При этом автор проекта выступает в какой-либо роли (организатор действия, ведущий, режиссер-постановщик, судья, литературный персонаж).
Слайд 16Подготовительный этап
Тема (от греч. thema, букв. – то, что положено в
основу)
Все темы можно разделить на 3 группы:
фантастические (несуществующие) - разрабатываете сами
эмпирические (основанные на опыте) - проводите собственные наблюдения и эксперименты;
теоретические (научное познание) - проводите работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках (это то, что можно спросить у других людей, или то, что написано в книгах, и т.п.).
Слайд 17Требования к формулировкам тем
Название должно вызвать интерес читателя, но при этом
соответствовать правилам, принятым в науке. В научной литературе оно должно чётко отражать содержание и направление выполненной работы, соответствовать возрасту .
Типичные ошибки при формулировке тем
Слишком объемное, выходящее за рамки конкретной работы, создает впечатление, что работа реферативная (типа: Влияние света на живые организмы).
Слишком узкое, не отражающее полностью содержание работы;
Не соответствующее содержанию работы;
Слишком «бойкое», журналистское (типа: Алкоголизм и курение – скажи «Нет!»)
НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕЛЬЗЯ ФОРМУЛИРОВАТЬ ТЕМУ В ВИДЕЕ ВОПРОСА.
(типа: Кто такие ведьмы? Древнерусский храм – это византийский храм?)
МОГУТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНЫ СЛОВА ИЗУЧЕНИЕ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ОЦЕНКА, ВЫЯВЛЕНИЕ
Слайд 18Примеры тем
Исчезающие биологические виды нашего региона: стратегии спасения
Способы решения конфликтов и
преодоления агрессии в школе и семье
Химический состав популярных детских напитков и проблемы здоровья
Способы энергосбережения в школе и формы энергосберегающего поведения учеников и учителей
Достижения науки и техники. Ответственность ученых.
Экономическая деятельность подростков.
Экологическая газета "Главное богатство Вощикова»
Познавательная викторина о войне 1812 года.
Семья в экономике.
Сказка о законе.
Добро и зло в современном мире.
Политические партии современной России.
Изобретения и открытия первобытных людей.
Путешествие в средневековый город.
Лучший средневековый рецепт: что кушали в 15 веке.
Занимательный календарь для школьников.
Электронная викторина «Загадки Троянской войны».
Мотивы учебной деятельности старшеклассников
Слайд 19Цель проекта
ЦЕЛЬ – ЭТО ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Её лучше формулировать как результат, а
не процесс: доказать, обосновать, определить, выяснить, установить, сравнить, обобщить, разработать.
ПРИ ФОРМУЛИРОВАНИИ ЦЕЛИ НУЖНО ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС: «ЧТО ВЫ ХОТИТЕ ПОЛУЧИТЬ В РЕЗУЛЬТАТЕ вашего проекта?
Слайд 20Задачи проекта
Задачи – конкретизированные или более частные цели.
В формулировках задач выражается
то, что надо сделать по порядку, чтобы достичь цели.
Задачи показывают, что вы собираетесь делать: изучить, описать, установить, найти, сделать вывод, подготовить, определить роль, составить, вывести формулу, охарактеризовать.
ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ КАЖДОЙ ЗАДАЧИ НУЖНО ПОСТАВИТЬ ВОПРОС «ЗАЧЕМ МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ?»
Слайд 21 Старшеклассники должны придерживаться норм, типичных для научного сообщества: нельзя ставить для
них задачей - работа с литературой, поиск информации в Интернете, знакомство с прибором.
Для младших школьников освоение любого практического навыка, работа с литературой, поиск информации в Интернете может считаться задачей работы.
Слайд 22
Этап планирования
Определяются источники информации для проекта, способы сбора и методы анализа
информации, форму представления результата. Формулирую задачи проекта, его актуальность.
Актуальность - (от позднелат . actualis - фактически существующий, настоящий, современный), важность, значительность чего-либо для настоящего момента, современность, злободневность.
Актуальность темы - степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы (задачи, вопроса).
Обоснование актуальности выбранной темы — начальный этап любого проекта. Объяснение актуальности должно быть кратким, главное показать суть проблемной ситуации.
Слайд 23Форма представления результата
(проектный продукт)
Мультимедийный
Презентация
Видеоклип
Видеофильм
Веб-сайт
Компьютерная графика
Видео-аудио-ролик
Нормативные документы
Инструкция
Правила
Устав
Научные или учебные материалы
Научный
доклад
Научная статья
Сравнительно-сопоставительный анализ
Отчёт об исследовании
Анализ социологического опроса
Словарь
Тест
Карта
Учебное пособие
Слайд 24Форма представления результата
(проектный продукт)
Публицистические материалы
Стенгазета
Школьная тиражная газета
Журнал
Заметка
интервью
Творческий продукт
Сборник стихов
Литературный альманах
Картина
Театральная
постановка
Мероприятия
Экскурсия
Праздник
Соревнование
Викторина
Выставка
Пресс-конференция
Литературное кафе
Деловая игра
Слайд 25Поисковый или этап реализации проекта
Ученики
Собирают и обрабатывают информацию
Корректируют план
Оформляют паспорт проекта
Учитель
Помогает
в поиске и обработке информации
Консультирует по возникающим вопросам
Контролирует сроки выполнения проекта
Слайд 26Паспорт проекта
Полное название проекта.
Авторы, авторский коллектив (Ф.И. учащихся, класс).
Руководитель проекта, консультант
проекта.
Территория, представившая проект.
Название, адрес, телефон, факс организации, реализующей проект.
Тип (классификация) проекта: по доминирующей деятельности – практико-ориентированный проект, по комплексности -межпредметный или монопроект; по характеру контактов – внутриклассный, внутришкольный, или районного масштаба; по продолжительности – краткосрочный (до месяца), среднесрочный (месяц – полугодие), долгосрочный (годичный и более).
Цель, задачи проекта.
Ожидаемый результат.
Срок, этапы реализации проекта.
Место реализации проекта, география участников (общее количество участников).
Краткое содержание проекта (история проекта).
Последействие.
Слайд 27Оглавление (содержание) проекта (перечень разделов, с указанием страниц).
Структура проекта:
Введение (актуальность, постановка
проблемы, подтверждение проблемы социологическим исследованием (соцопрос, анкетирование, интервью, наблюдение и пр..), новизна, социальная значимость проекта, указание сферы применения продукта данного проекта).
Цель, задачи, ожидаемый результат (показатели достижения результата).
Содержание и механизм реализации (этапы реализации проекта: подготовительный, основной, обобщающий; даты и сроки их реализации; план основных мероприятий).
Ресурсное обеспечение (условия реализации проекта: кадровые, информационные, материальные и др...).
Слайд 28Управление проектом (функции и полномочия всех участников проекта, схемы, средства связи,
управленческие решения).
Возможные риски проекта, компенсаторные меры.
Выводы, заключение (краткие ответы на вопросы, поставленные в задачах и цели, соотнесение их с результатами; также в данном разделе могут быть отмечены лица, помогавшие в выполнении работы, намечены дальнейшие перспективы работы. Организация обратной связи с заказчиком и оценка заказчиком выполненного продукта (отзыв, рецензия) (для практико-ориентированных проектов).
Список используемой литературы.
Портфолио/Приложения.
Слайд 29Презентация проекта
Ученик
Представляет результаты проекта
Учитель
Подводит итог работы над проектом
Слайд 30Шаблон отчета
Тема моего проекта
Я выбрал эту тему потому, что
Цель моей работы
Проектным
продуктом будет
Этот продукт может достичь цель проекта, так как
План моей работы (указать время выполнения и перечислить все промежуточные этапы): выбор темы и уточнение названия
сбор информации (где и как искал информацию)
изготовление продукта (что и как я делал)
написание письменной части проекта (как это делал)
Введение
Слайд 31Шаблон отчета
Основная часть
Я начал свою работу с того, что
Потом я приступил
к
Я завершил работу тем, что
В ходе работы я столкнулся с такими проблемами.
Чтобы справиться с возникшими проблемами, я
Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен график работы)
План моей работы был нарушен потому, что
В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так как
Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому что
Слайд 32Шаблон отчета
Заключение
Закончив свой проект, я могу сказать, что не все
из того, что было задумано, получилось, например
Это произошло потому, что
Если бы я начал работу заново, я бы
В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы
Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как
Работа над проектом показала мне, что (узнал о себе и проблеме, над которой работал)