Слайд 1
Организация и проведение проблемных уроков
ВЫПОЛНЕНО: ЛАПИКОВОЙ М.В.
2018-2019 учебный год
Слайд 2
Тысяча учителей – тысяча методов.
Китайская пословица.
Две-три мысли, два-три впечатления
поглубже выжитые
в детстве, собственным
усилием (а если хотите, так и страданием),
проведут ребенка гораздо глубже в жизнь,
чем самая облегченная школа…
Ф.М. Достоевский
Слайд 3Проблема –
сложный теоретический или практический материал, требующий решения, исследования.
Слайд 4Проблемный метод обучения
есть совокупность действий, приемов, направленных на усвоение знаний через
активную мыслительную деятельность, содержащую постановку и решение продуктивно-познавательных вопросов и задач, содержащих противоречие.
Слайд 5Технология разработки проблемного вопроса
1 шаг. Берется важное положение (факт, событие,
идея), соответствующее программе курса и выносимое на обсуждение.
2 шаг. Поиск альтернативного решения, противопоставление его первому положению.
3 шаг. На основе проблемных положений формулируется проблемная задача или вопрос
Слайд 6Основные различия между проблемным и традиционным обучением
Цель проблемного типа обучения
не только усвоение результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной самодеятельности ученика и развития его творческих способностей.
Цель традиционного типа обучения - усвоение результатов научного познания, вооружение учащихся знаниями основ наук, привитие им соответствующих умений и навыков.
Слайд 7По принципам организации педагогического процесса
В основе организации учителем объяснительно-иллюстративного обучения
имеет принцип передачи учащимся готовых выводов науки.
В основе организации цели процесса проблемного обучения имеет принцип поисковой учебно-познавательной деятельности ученика, то есть принцип открытия им выводов науки, способов действия, изобретения новых предметов или способов приложения знаний к практике.
Слайд 8Проблемное преподавание -
деятельность учителя по созданию системы проблемных ситуаций, изложение учебного
материала с его объяснением и управлению деятельностью учащихся, направленной на усвоение новых знаний, как традиционным путем, так и путем с самостоятельной постановки учебных проблем и их решение.
Слайд 9Проблемное учение -
это учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов
деятельности путем восприятия объяснения учителя в условиях проблемной ситуации, самостоятельного анализа проблемных ситуаций, формулировки проблем и их решение по средствам выдвижения предложений, гипотез их обоснование и доказательства, а также путем проверки правильности решения.
Слайд 10Проблемная ситуация -
это интеллектуально-психологическое затруднение человека, возникающее в случае, когда он
не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом, действие это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, творческой познавательной деятельности. Она обуславливает начало мышления в процессе постановки и решения проблем.
Слайд 11этапы продуктивной познавательной деятельности человека:
Слайд 12Этапы:
возникновение проблемной ситуации,
2) осознание сущности затруднения и постановка проблемы,
3) нахождение
способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы,
4) доказательство гипотезы,
5) проверка правильности решения проблем.
Слайд 13Общие функции проблемного обучения:
- усвоение учениками системы знаний и способов
умственной практической деятельности;
- развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся;
- формирование диалектико-материалистического мышления школьников (как основы).
Слайд 14специальные функции:
воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение отдельных логических приемов
и способов творческой деятельности);
воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы;
формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решение практических проблем и художественного отображения действительности).
Слайд 15типы проблемных ситуаций:
Первый тип: проблемная ситуация возникает при условии, если
учащиеся не знают способы решения поставленной задачи, не могу ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации.
Второй тип: проблемные ситуации возникают при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.
Третий тип: проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа.
Четвертый тип: проблемная ситуация возникает тогда, когда имеются противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для теоретического обоснования.
Слайд 16Структура
проблемного урока.
1) актуализация прежних знаний учащихся;
2) усвоение новых знаний и
способов действия;
3) формирование умений и навыков.
Слайд 17внутренняя часть структуры проблемного урока
1) возникновение проблемных ситуаций и постановка
проблемы;
2) выдвижение предположений и обоснования гипотезы;
3) доказательство гипотезы;
4) проверка правильности решения проблемы.