Слайд 1ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Слайд 2Сущность организационной структуры управления и факторы, влияющие на ее формирование
Организационные основания
построения структур в системе государственного и муниципального управления
Основные принципы формирования организационной структуры государственного и муниципального управления
Слайд 3Организационная структура государственного управления представляет собой определенный состав, организацию и устойчивую
взаимосвязь людей, технических и других средств, выделяемых и затрачиваемых обществом на формирование и реализацию государственного воздействия и поддержание жизнедеятельности самого субъекта управления.
Слайд 4В качестве системообразующего элемента организационной структуры государственного управления выступает государственный орган,
связанный с формированием и реализацией государственно-управляющего воздействия.
Слайд 5Характеристики государственного органа:
Функциональная – госорган как структура, выполняющая определенные функции государства;
Юридическая
– как структура, наделенная определенной компетенцией (совокупностью функций и полномочий), государственно-властными полномочиями;
Социологическая - госорган как коллектив людей, выделенный обществом в порядке общественного разделения труда для выполнения задач в сфере государственного управления и деятельности.
Организационная – определенная структура рассматривается с позиций организации ее элементов и их взаимосвязей в связи с принадлежностью к государственному аппарату.
Слайд 6Государственный орган представляет собой формально созданную государством структуру власти для осуществления
определенных функций государства и наделением её властными полномочиями государства.
Необходимо различать:
государственный орган, который создает и реализует управленческие решения;
государственные учреждения, организации и предприятия, осуществляющие и создающие материальные, социальные и духовные продукты и услуги.
Слайд 7 Основой организационной структуры государственного управления являются исполнительные органы власти.
Именно они
сосредотачивают в себе почти всю управленческую информацию и важнейшие средства государственного принуждения. Поэтому именно от практической деятельности исполнительной власти зависит фактическая направленность государственного управления, государственный режим
Слайд 8На организационную структуру государственного управления определенное влияние оказывает состояние и размещение
(или положение в общественной системе) управляемых объектов.
Слайд 9Традиционно по объекту в государственном управлении различают следующие органы управления:
по управлению
экономическими процессами;
по управлению социально-культурными процессами;
по управлению административно-политическими процессами.
Слайд 10Таким образом, конкретные очертания организационной структуры зависят от различных объективных и
субъективных условий и факторов, в числе которых общественные функции государства и проводимая им государственная политика, внутренние условия и факторы самого управления (человеческий потенциал, информационное обеспечение, демократизм, стиль управления) и др.
Слайд 11Организационные основания построения структур в системе государственного и муниципального управления
В формировании
определенного типа структуры государственного управления используется несколько организационных оснований:
Линейное
Функциональное
Линейно-функциональное
Программно-целевое
Матричное
Слайд 12Линейное – создается строго формализованная структура с преобладанием вертикальной подчиненности государственных
органов в виде строгой иерархической пирамиды, с наличием строгого единоначалия и единства распорядительства, устойчивая и эффективная для проведения властных требований.
Слайд 13Функциональное основание – образуются государственные органы, специально приспособленные к ведению конкретных
функций управления, что позволяет подбирать высоко профессиональных специалистов. Отрицательным является для этого основания сложности в межфункциональной координации, которая ограничивает достоинства специализации в ведении отдельных функций управления.
Слайд 14Линейно-функциональное основание – сочетание двух предыдущих оснований дает возможность создавать структуру,
в которой одни органы принимают и властно проводят в жизнь управленческие решения, а другие обеспечивают их информацией консультативного, статистического, координационного и другого свойства, что позволяет повысить уровень государственного управления
Слайд 15Программно-целевое основание – в основе создания структуры лежит какая-либо цель (совокупность
целей), комплексная программа, выполнению которых подчиняются все элементы структуры и их взаимосвязи, что способствует интеграции интеллектуальных, природных, производственных, информационных и иных ресурсов для решения актуальных общественных вопросов. Это основание получило развитие в конце прошлого столетия.
Слайд 16Матричное основание – тип структур, связанный, как правило, с территориальным управлением.
Сочетает в себе линейное и программно-целевое управление. Обеспечивает комплексный подход в управлении на определенной территории и дает возможность гибкого, быстро приспосабливаемого подхода к активно развивающимся и динамичным управляемым объектам.
Слайд 17Принципиальная схема построения организационной структуры власти включает следующие структурные подразделения:
руководство (например,
министр, его заместители, коллегия министерства);
отраслевые подразделения (например, главки министерств);
функционально-отраслевые подразделения (например, управления и отделы министерств, государственных комитетов);
вспомогательные и обслуживающие подразделения (например, секретариат, канцелярии, экспедиционные комиссии).
Слайд 19Основные принципы формирования организационной структуры государственного и муниципального управления
Процесс формирования организационной
структуры включает в себя формулировку целей и задач, определение состава и места подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработку регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы, которые осуществляются в организационной системе управления.:
формирование общей структурной схемы аппарата управления;
разработка состава основных подразделений и связей между ними;
регламентация организационной структуры.
Слайд 20Формирование общей структурной схемы во всех случаях имеет принципиальное значение, поскольку
при этом определяются главные характеристики управления, а также направления, по которым должно быть осуществлено более детальное проектирование как организационной структуры, так и других важнейших аспектов системы (внутриорганизационного экономического механизма, способов переработки информации, кадрового обеспечения).
Слайд 21К принципиальным характеристикам организационной структуры, которые определяются на этой стадии, можно
отнести:
цели производственно-хозяйственной системы и проблемы, подлежащие решению;
общую спецификацию функциональных и программно-целевых подсистем, обеспечивающих их достижение;
число уровней в системе управления; степень централизации и децентрализации полномочий и ответственности на разных уровнях управления;
основные формы взаимоотношений данной организации с внешней средой; требования к экономическому механизму, формам обработки информации, кадровому обеспечению организационной системы.
Слайд 22Процесс проектирования организационной структуры управления - разработка состава основных подразделений и
связей между ними - заключается в том, что предусматривается реализация организационных решений не только в целом по крупным линейно-функциональным и программно-целевым блокам, но и по самостоятельным (базовым) подразделениям аппарата управления, распределение конкретных задач между ними и построение внутриорганизационных связей.
Слайд 23Регламентация организационной структуры предусматривает разработку количественных характеристик аппарата управления и процедур
управленческой деятельности:
определение состава внутренних элементов базовых подразделений (бюро, групп и должностей);
определение проектной численности подразделении, трудоемкости основных видов работ и квалификационного состава исполнителей;
распределение задач и работ между конкретными исполнителями;
установление ответственности за их выполнение;
разработку процедур выполнения управленческих работ в подразделениях;
разработку порядка взаимодействия подразделений при выполнении взаимосвязанных комплексов работ;
расчеты затрат на управление и показателей эффективности аппарата управления в условиях проектируемой организационной структуры.
Слайд 24ЛЕКЦИЯ ЗАВЕРШЕНА!
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Задание.
1 вариант:
1) Построить линейную структуру управления для
системы «Таможенный пост». В аппарат управления таможенного поста входят: начальник ТП, отдел таможенных процедур и таможенного контроля, отдел таможенной инспекции, информационно-аналитический отдел.
2) По приведенной схеме определить структуру управления, указать ее основные элементы.
2 вариант:
2) построить линейную структуру управления регионального таможенного управления РФ (в состав входят Центральное, Северо-Западное, Южное, Приволжское, Уральское, Сибирское, Дальневосточное, Северо-Кавказское)
2) По приведенной схеме определить структуру управления, указать ее основные элементы.