Слайд 1
Бородина Ольга Васильевна
учитель географии
Сагайдаченской основной
общеобразовательной школы
Слайд 2Тема опыта:
Современные образовательные технологии как средство формирования и развития интереса учащихся
при обучении географии
Слайд 3Условия становления и возникновения опыта
Муниципальному образовательному учреждению «Сагайдаченская ООШ» 75 лет.
За это время школой накоплен богатый опыт работы, сложились определённые традиции: непрерывное стремление к совершенствованию, поиск эффективных путей организации учебно-воспитательного процесса, применение современных образовательных технологий.
В 2009 году анализ уровня интереса учащихся к географии показал низкие результаты (63% учащихся имеют интерес к изучению географии)
Возникла необходимость создать условия
для активизации учебно-познавательной
деятельности обучающихся, применяя
современные технологии обучения
Слайд 4Актуальность опыта
Применение современных образовательных технологий на уроках географии позволяет выделить ряд
положительных моментов:
связь с современностью;
проблемно-поисковая постановка учебных задач, требующая активной познавательной деятельности;
роль учителя на уроке сводится к направляющей и организующей функциям.
Использование современных образовательных технологий обеспечивает прочное и глубокое усвоение основ наук.
Слайд 5Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущей педагогической идеей моей работы является сотрудничество учителя
и ученика в процессе обучения школьников основным знаниям, умениям и навыкам.
Современные образовательные технологии являются важным средством активизации познавательной деятельности, а их применение актуальной проблемой
Использование современных методов обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению.
Слайд 6Длительность работы
над опытом
Исследование проводилось в течение трех лет с 2009по
2011 учебный год в процессе урочной и внеурочной деятельности по предмету география.
1 этап работы (сентябрь-декабрь 2009 -2010 учебного года)
Была изучена и проанализирована литература по теме, проведена диагностика обучающихся
2 этап (С января по май 2009-2010 учебного года и с сентября по апрель 2010-2011 учебного года)
Активное применение современных образовательных технологий
3 этап (Апрель 2010-2011 учебного года)
Проведение диагностики ученического коллектива, выявление результата.
Итоги: наработаны дидактические материалы, созданы рабочие программы для 6 – 9 классов по предмету география и внеурочной деятельности кружка «Географическое краеведение».
Слайд 7Диапазон опыта
Современные методы работы применяются на следующих этапах обучения:
изучение
нового материала;
проверка знаний, умений и навыков;
обобщение и закрепление знаний, при проведении экскурсий, классных часов и бесед, других внеклассных мероприятий.
Слайд 8Теоретическая база опыта
В своей педагогической деятельности опираюсь на опыты
В. А.
Сухомлинского,
А. В. Даринского,
Н. Н. Баранского,
С.А. Смирновой
Основная концепция перечисленных педагогов – формирование интереса к учению.
Высокий уровень познавательного интереса составляет интерес школьника к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей, к установлению общих принципов явлений, действующих в различных условиях.
Слайд 9Новизна опыта
Использование на уроках новых информационных ресурсов (сети Интернет, интерактивных энциклопедий,
карт, мультимедийных обучающих программ по географии) позволило повысить интерес к предмету и качество получаемых знаний
Слайд 10Технология опыта
Цель педагогической деятельности:
- Развивать интерес к географии и творческую
активность;
- Приучать думать, рассуждать, устанавливать связи и взаимозависимости;
- Учить применять свои знания в жизненной практике и самостоятельно приобретать новые знания.
Главные задачи, способствующие достижению данной цели:
разработка дидактических материалов;
создание моделей учебных занятий, направленных на развитие познавательной мыслительной деятельности на уроках географии;
разработка системы творческих заданий к урокам;
повышение мотивации обучающихся через использование современных технологий.
Слайд 11Методы и формы организации работы
Методы:
словесные
наглядные
практические
Формы проведения уроков:
урок – практическая работа
урок –
конференция
урок – экскурсия
урок – соревнование
контрольный урок
урок – зачет
урок – путешествие
Слайд 12Исследовательская технология
Социологические исследования населения используются как дополнительный краеведческий материал к
урокам географии.
Такие уроки приобретают особую значимость для учащихся, участвовавших в этих исследованиях.
Также проводятся исследования учащихся на местности:
полезные ископаемые
нашего края;
особенности снежного
покрова,
температурного режима,
качества воды.
Слайд 13Игровые технологии
В процессе игры
развиваются все виды памяти по запросам игровой
ситуации;
формируется устойчивый интерес к предмету.
Немаловажную роль в развитии познавательной активности у учащихся играют загадки, пословицы, приметы. Работа с загадками помогает развивать у школьников наблюдательность, сообразительность и находчивость.
Например:
Я – сибирская река,
Широка и глубока.
Букву «е» на «у» смени –
Стану спутником земли.
(Лена-Луна)
Слайд 14Технологии проблемного обучения
Используются для формирования интереса учащихся через создание проблемных
ситуаций на уроке.
Школьники сами формулируют проблемную ситуацию, проблемный вопрос и проводят поиск вариантов решения.
Например:
При изучении экономических районов учащиеся 9-х классов определяют проблемы развития, разрабатывают пути их решения.
Ученики 6-8 классов работают по проблемам экологии нашего края, выясняют причины, находят способы решения.
Слайд 15Здоровьесберегающие технологии
Направлены на использование в учебном
процессе технологий, которые идут на
пользу
здоровья учащихся.
На каждом уроке проводятся физкультурные
минутки с применением географической
тематики, соответствующей темам уроков.
Например,
предлагается учащимся на уроках
по теме «Атмосфера» в 6 классе игра «Флюгер»,
где учащимся предлагается имитировать
движение ветра, направление, силу ветра
Слайд 16Информационные технологии
Уроки « виртуального» путешествия по обобщающим темам с использованием электронных
учебников, повышают активность проведения уроков, вызывают стремление к получению знаний.
Мультимедийные учебники - прекрасное дополнением к урокам географии и внеклассным занятиям.
При организации самостоятельной работы
используется тестирование
с помощью компьютера.
Слайд 17Результативность опыта
В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:
1. повысился уровень
познавательного интереса к предмету география (95% учащихся с интересом изучают географию);
2. качество знаний выросло до 79%;
3. ежегодно учащиеся занимают призовые места на зональных и районных олимпиадах по географии;
4. возросший интерес к предмету заставляет учащихся больше читать географической литературы, участвовать в различных конкурсах и проектах.
Слайд 18В 2009 году подготовила
Наумову Викторию (6 класс) - победителя Всероссийского
конкурса «Познание и творчество» в номинация «Душа моей Родины»;
Тушева Владимира (7 класс) – лауреата Всероссийской заочной олимпиады по географии;
Борзых Анастасию (7 класс)- победителя районной олимпиады по географии;
Кулабухову Анну (8 класс) – призера районного конкурса, посвященного 55-летию Белгородской области.
В 2010 году:
Каун Наталья (7 класс) - призер конкурса юных корреспондентов «Свой голос» в номинации «Зеленая столица».
В 2011 году:
Борзых Анастасия, Кулабухова Анна и Тушев Владимир стали лауреатами районного конкурса-акции «Мой край»,
Борзых Анастасия-призер районной олимпиады по географии.
В рамках реализации районной программы «Одарённые дети» мои ученики систематически занимаются по предмету география.