Слайд 1ТЕХНОЛОГИЯ ДЕБАТЫ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №14»
Слайд 2Дебаты –
это интеллектуальная (дискуссионная) игра, проводимая по определенным правилам.
Дебаты
как вид молодежной деятельности возникли
в США в 1930-е годы.
В России Международная программа «Дебаты»
начала распространяться с 1993 года.
Слайд 4Отличительные черты дебатов:
жёсткий временной лимит выступления каждого участника,
чёткие ролевые предписания,
разнообразие и объективность критериев оценки
Слайд 5Участники дебатов
1. Команды – спикеры.
Команда, защищающая тему, называется утверждающей (У)
Команда, опровергающая тему, называется отрицающей (О).
2. Судьи.
3. Таймкипер.
4. Тренеры (тьютеры)
Слайд 6Суть дебатов
убедить нейтральную третью сторону (судей) в том, что
ваши аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента.
Слайд 7ПРИНЦИПЫ ДЕБАТОВ
Уважение необходимо
Честность обязательна
Проигравших нет
Слайд 8Для того чтобы выиграть дебаты:
1. Показать, почему ваша сторона права, и
2.
Показать, почему доводы ваших оппонентов неправильны (опровержение).
Слайд 12ПЕРЕКРЕСТНЫЕ ВОПРОСЫ
Цель задающих вопросы: принизить значение аргументов другой стороны, используя даже
те аргументы, которые уже прозвучали в речи спикера противника
Задача спикера – ответить на вопросы, не вступая в дискуссию и не переходя «на личности»
Слайд 13Уточняющие (закрытые) вопросы направлены на выяснение истинности или ложности выраженного в
них суждения.
Клише: верно ли...;
действительно ли…;
правильно ли мы поняли, что...; позвольте уточнить... и т.п.
Слайд 14Отрицающая команда в ходе раунда дебатов должна показать несостоятельность позиции утверждения:
аргументы
могут не соответствовать теме или критерию, выдвинутому утверждающей стороной;
отрицающая сторона представляет аргументы, которые «перевешивают» аргументы утверждающей стороны;
следует не просто показать, что утверждающая позиция неверна, но и представить еще не затронутые вопросы.
Слайд 15Цель заключения - это пояснить поставленную цель речи, то есть соотнести
сказанное с критерием, поднять на высшую ступень интерес слушателей, подчеркнуть смысл речи и сделать все возможное, чтобы создать у судей и зрителей надлежащее настроение.
Заключение - это последнее, что услышит от вас судья, поэтому здесь важны краткость и яркость.
Слайд 16Клише для выступающих:
- «Данный аргумент может быть рассмотрен в нескольких аспектах.
Прежде всего, мы обратимся к…»
- «Итак, на основании приведенных аргументов мы утверждаем, что...»
- «Мы надеемся, что убедили вас в том, что...»
«Как я Вас понял ...», «Вы говорите ...», «По Вашему мнению ...», - «Вы можете поправить меня, если я ошибаюсь ...»,
«То, что Вы в данный момент сказали, может означать ...».
- «Вот по какой причине вам следует принять наше утверждение...»
Слайд 17- «Мы принимаем определения оппонентов, но хотели бы их дополнить. .
. потому что. . .».
- «Наша оппозиция заявила, что утверждение … истинно, но не привела ни одного примера, показывающего, что это так! С другой стороны, мы заявили … И мы сумели показать вам, что это справедливо, приведя следующие примеры ...».
- «Мы утверждаем, что …»
- «Мы согласны с высказыванием …»
- «Этот тезис подтверждается …»
- «В качестве аргумента, подкрепляющего нашу позицию, мы могли привести следующий факт (пример) …»
- «Рассмотрев приведенный предыдущим оратором пример, мы заметили, что …»
- «Хотелось бы добавить ….»