Слайд 1Иван Мазепа
в различных видах искусства
Слайд 2 Гетман Иван Мазепа является наиболее известным в Европе
и Америке . Ему посвящено 186 гравюр, 42 картины, 22 музыкальных произведений, 17 литературных произведений, 6 скульптур.
Слайд 3Образ гетмана Мазепы в живописи
Сохранилась значительное количество картин с
изображением гетмана Мазепы, которые хранятся в музеях разных стран. Особенностью этих картин является то, что лицо Ивана Мазепы на картинах не совпадает.
«Гетман Иван Мазепа» - художник Иван Никитин
«Мазепа» - художник Иоганн Шюнберг
«Месть Мазепы» - художник А. Баугин
«Мотря и Мазепа» - художник М. Буряк
Самые известные из них:
Слайд 4 Эжен Делакруа
«Мазепа на
умирающей лошади»
Слайд 6«Старый Мазепа рассказывает свою историю Карла XII» - художники А. Деверо,
Ю. Коссак
Слайд 7 Орас Верне
«Мазепа среди волков»
Л. Булянже
«Наказание Мазепы»
Е.Харпентер
«Казаки находят Мазепу»
Слайд 10Образ гетмана Мазепы в художественный литературе
Образ Мазепы
получил большое
распространение не только
в зарубежной
литературе, но и в
произведениях русских и
украинский
писателей:
"Мазепа" Дж.Байрона;
"Мазепа" Гюго;
"Мазепа" Словацкого;
"Полтава" А. Пушкина;
Войнаровский Рылеев;
"Мазепа" В. Сосюра;
"Молодость Мазепы" М. Старицкий
Слайд 11 В поемы "Мазепа" Джорджа Байрона гетман показан пожилым
человеком. По просьбам КарлаXII он рассказывает необычную историю со времен своей молодости, что составляет основную часть произведения, которую обрамляют события 1709 года.
Слайд 12 Виктор Гюго написал произведение
под названием "Mazeppa" ( "Мазепа"), который вошел в сборник "Поэзия Востока" (LesOrientales, 1829). В поэме Гюго образ Мазепы теряет черты конкретного исторического деятеля и мифологизуется.
Слайд 13Драма Юлиуша Словацкого "Мазепа" основана на исторических реалиях. Его геройбыл вовлечен
в драму, где честь не позволяет Мазепе, который не был сам влюблен, а стал свидетелем любви, раскрыть все обстоятельства "запрещенной любви, подвергается на жестокую месть магната.
Слайд 14Александр Сергеевич
Пушкин
В
своей поэме «Полтава» Александр Пушкин рисует образ гетмана Мазепы как изменника и предателя царя Петра I.
Слайд 15 Среди россиян XIX cт., когда политика требовала изображать Мазепу
врагом государства, противоположный его образ создал К. Рылеев. Мазепа Рылеева является лицом благородным и трагическим: на измену Петру I, которого высоко ценил, и на огромный риск , связаный с начатой игрой, он решился на благо своего народа.
Слайд 16
Владимир Сосюра
Владимир Сосюра, в отличие от Пушкина, по-своему
трактует образ Мазепы. НЕ идеализируя его, поэт творит художественный образ, а не политический портрет гетмана,
пытается раскрыть психологию его личности.
Слайд 17 Роман М. Старицкого первая книга, рассказывающая о молодых годах
Ивана Мазепы. Впервые книга была опубликована в 1898 г. в газете "Московский листок".
Была запрещена к публикации и впервые была переиздана в 1997г. на русском, украинском и английском языках. Мазепа в романе Старицкого молодой политик-патриот, дипломат и воин, который воюет умом, а не саблей.
Слайд 18Образ Мазепы в музыкальных произведениях
Слайд 19Образ гетмана Мазепы в музыкальных произведениях
Известные музыкальные произведения на тему о
Мазепе: «Мазепа» - увертюра Ж. Матиаса (1876)
«Мазепа» - опера Мари де Гранваль (1892)
«Мазепа» - кантата А. Титова;
В течение 30 - х годов XIX - начала ХХ века гетману Мазепе посвятили музыкальные произведения лучшие композиторы Европы и России:
Пурна Ш. - Париж (1872);
Минхеймер А. - Варшава (1875);
Мейр - ЛАЦ - Лондон (1885)
Фитингофа - Шель - Санкт - Петербург (1859)
Самые известные из них:
Слайд 20
П. И. Чайковский
«Мазепа» - опера Петра Чайковского (по
Пушкину, 1883); Впервые была поставлена 3 февраля 1884 в Большом театре в Москве и одновременно в Мариинском театре в Санкт-Петербурге 19 февраля 1884.
За рубежом Ливерпуль (1888)
Варшава (1912)
Нью-Йорк (1933)
Вена (1933)
Прага (1934)
София (1937)
Флоренция (1954)
Слайд 21 Ференц Лист
Образ Мазепы в русском сознании
навеки связан с поэмой Пушкина "Полтава" (1828) и написанной за ней оперы Чайковского "Мазепа" (1884). Ференц Лист хотя и трижды побывал в России и высоко ценил творчество многих российских композитор, знал другого Мазепу. Не старого политика, который изменил царю Петру и бежал вместе со шведским королем КарломXII после разгрома под Полтавой, а юного влюбленного, известеного в Западной Европе, в частности, с "Истории Карла XII " Вольтера.
Слайд 22 Опера «Мазепа», французского композитора Мари де Гранваль, которая
положила на музыку легенду о гетмане, появилась на голом фоне. Этому способствовали политические события во Франции. При написании либретто авторы больше опирались на пушкинскую поэму «Полтава» и русскую историографию XIX в., чем поэмы о Мазепе Джорджа Байрона, Виктора Гюго и Юлиуша Словацкого, поэтому гетмана забражено не героем, как можно было бы ожидать, а предателем царя Петра Великого и его империи.
Слайд 24Образ гетмана Мазепы в кинематографии
О гетмане Мазепе сняты фильмы:
«Мазепа (фильм, 1914)»
- фильм Петра Чардынина снят по поэме Юлиуша Словацкого;
«Гетман Иван Мазепа» - режиссер А. Скрипник, научные консультанты В. Чуб, Г. Яровая (1992)
«Иван Мазепа (2007)» - режиссер фильма В. Ветер.
Самые известные из них:
Слайд 25«Анафема (1993)» - режиссер
Л. Аничкин, оператор А. Солопай, сценарий В.
Шевченко, в роли Ивана Мазепы - Богдан Ступка (1993). В фильме «Анафема» авторы использовали неизвестные и не доступные раньше источники о гетмане Мазепе. В результате авторы заявили о невозможности дальше считать гетмана Мазепу предателем и сделали вывод в фильме, что тот, кто считает Ивана Мазепу предателем, сам является врагом.
Слайд 26Мазепа (Фильм, 1909) - немой художественный короткометражный фильм Василия Гончарова по
мотивам поэмы А. Пушкина «Полтава» (1909);
Слайд 27 «Молитва за гетмана Мазепу» - украинский полнометражный художественный фильм,
режиссер Ю. Ильенко, снятый в 2001 году на Киевском киностудии
им. А. Довженко.
Речь идет о фильме необычном, сложном, шокирующим,каторый призван не развлекать, а провоцировать на сопереживание, болезненные рефлексии над драматическими экзистенциальными дилеммами украинского бытия.
Слайд 29 Постановка спектаклей с образом Мазепы на театральных сценах мира
началась еще в начале XIX в. В Америке, в странах Европы (особенно в Германии, Франции и Англии) и лишь во второй половине XIX века достигла России.
Во время этих постановок, с легкой руки Г. Пейна, Л. Кюмевьера и Г. М. Мильнера, гетман Мазепа трансформировался в татарского князя, а затем стал ассоциироваться с обнаженным всадником, который мчится на коне дикой степью.
Слайд 35Вращающийся памятник гетману Мазепе
Франк Майслер - всемирно известный
израильский скульптор
Слайд 36Изготовлено и установлено памятник на средства меценатов. Бронзовый бюст гетмана был
изготовлен еще в 1998 году скульптором Геннадием Ершовым.
Слайд 37Автором проекта этого памятника стал скульптор
Е. Горбань. Памятник гетману Мазепе
(Мазепинцы)