Слайд 1ОБЪЕКТИВНЫЕ ОСНОВЫ
И СУБЪЕКТИВНЫЙ ФАКТОР
ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
1. Природа и структура объективных условий государственного
управления
2. Объективная детерминация государственного управления
3. Состав и развитость субъективного фактора
4. Организованность субъективного фактора и государственное управление
Слайд 2Вопросы для размышления и дискуссии:
1. Что такое объективные основы государственного
управления и в чем их управленческий смысл?
2. Какова структура объективных условий и объективных основ государственного управления?
3. Каковы состав субъективного фактора, взаимозависимость и развитость его элементов? В чем заключаются особенности российского сознания и деятельности?
4. Покажите роль государственного управления в организации и самоорганизации субъективного фактора.
Слайд 31. Природа и структура объективных условий государственного управления
Значение объективных условий:
первейшим условием
формирования рациональности и эффективности государственного управления является познание объективного, раскрытие его внутренних зависимостей и механизмов, учет многообразных элементов и закономерностей и построение на основе знаний об объективном соответствующих целей, функций, структур, технологий и принципов государственного управления.
Слайд 4Природно-географические условия территории:
Россия занимает северную часть Евразии, омываемую Северным Ледовитым и
Тихим океанами. После распада СССР Россия была поставлена в еще более сложные природно-географические условия. Смена времен года, теплых и холодных периодов, переувлажненность и засуха, другие весьма объективные явления имеют в российских широтах свою цикличность и специфику, не считаться с которыми и не учитывать их — значит заранее обрекать управленческие процессы на негативный результат.
Слайд 5Естественно-общественные условия жизнедеятельности:
география расселения людей;
типы градо и домостроений;
характер поселений;
технологии земледелия;
виды коммуникаций;
способы
и приемы труда и быта;
ценности общежития, традиции, обычаи и менталитет
Это важные и объективные свидетельства того, что соответствующими народами найдены и выверены историей адекватные и адаптационные условия их существования и развития, частного и общественного поведения, отражающие своеобразие природы и климата.
Слайд 6Историко-культурное наследие
Цепь исторического развития непрерывна, и на каждый момент времени люди
(их сообщества, государства) располагают определенным, накопленным национальным богатством и освоенными технологиями различных видов деятельности, которые в совокупности дают известный уровень реальной производительности труда.
Слайд 7Дополнительные трудности, налагаемые на человека суровостью климата, малой производительностью земли, растянутостью
коммуникаций и другими обстоятельствами, могут в России преодолеваться лишь при взаимовыручке, взаимоподдержке, сопричастности к миру — сообществу близких, надежных людей. Поэтому история народов России выработала свое представление об обществе, его формах, о правде как его принципе, о взаимоотношениях человека и общества, о многих других общественных ценностях.
Слайд 8Природно-географические, естественно-общественные и культурно-исторические условия и наследуемые нами их результаты в
реальной жизни выступают во взаимосвязи друг с другом как комплексное явление, внутри и в пределах которого только и может формироваться и реализовываться государственное управление.
Это очень сложный механизм, который с трудом поддается познанию, поскольку в нем во взаимодействии находится множество разнокачественных (по природе) элементов.
Слайд 92. Объективная детерминация
государственного управления
Производственная база: технология, специализация и кооперация в рамках
территории определенного сообщества людей (государства, его составной части, города, административного (муниципального) района, населенного пункта).
Экономические отношения: данная система соединяет производственную базу с человеческим потенциалом и обеспечивает воспроизводство материальных продуктов, а также социальных и иных услуг, необходимых для поддержания жизнедеятельности общества и каждого отдельного человека.
Слайд 10Социальные отношения:
Социальные интересы — это интересы сохранения, самообеспечения и воспроизводства
человеческой жизни, более всего они выражаются в общении, быту, потреблении социальных услуг.
Под социальной инфраструктурой понимается совокупность материально-вещественных элементов, создающих условия удовлетворения социальных интересов людей, т.е. набор структур по оказанию социальных услуг.
Духовная культура общества:
Носит субъективный характер, связана с тем, что духовность есть проявление субъективного фактора (сознание и деятельность людей), и объективный, отражающий материальное закрепление духовного, превращение его в историческое наследие.
Слайд 11Государственному управлению приходится считаться с духовной культурой общества, поскольку объективно духовное:
формирует человека с определенными духовными ориентациями, ценностями и запросами, что сказывается на типе участника управленческих процессов;
создает духовную атмосферу, в которой вырабатываются и реализуются соответствующие управляющие воздействия;
делает понятным язык управленческих решений и действий, что способствует их выполнимости.
Слайд 13Научно-технический прогресс:
«наука — техника — производство — природа — общество
— человек»
Каждый элемент приобретает смысл и реализуется лишь в общественном отношении, при удовлетворении им определенной общественной потребности или при выполнении общественной функции и неразрывно сочленен с человеком, создается и преобразовывается благодаря его интеллектуальной и физической активности.
Слайд 14 Все управленческие решения и действия должны быть объективно обусловленными, а не
исходить из чьих-то узко корыстных, конъюнктурных соображений. В объективной обусловленности государственного управления содержатся начала, импульсы, первоосновы теоретической модели государственного управления. Без этих точек опоры она теряет всякий смысл.
Слайд 153 СОСТАВ И РАЗВИТОСТЬ СУБЪЕКТИВНОГО ФАКТОРА
Понятие субъективного фактора. Субъективный фактор олицетворяет
собой сознание в действии, определенное слияние мыслительного и практического процессов.
Сознание в субъективном факторе. Оба связанных между собой элемента субъективного фактора — сознание и деятельность — имеют многогранный характер и сложную структуру. Сознание отличается разными уровнями — общественным, обыденным, массовым, коллективным, индивидуальным, выступает во многих формах — мифологической, религиозной, научной, художественной, исторической и т.д., имеет разные социально-психологические параметры.
Слайд 16Деятельность в субъективном факторе.
Деятельность представляет собой многомерное явление, выражающее в
совокупности сущностные стороны и свойства человека и различные общественные взаимосвязи. Она служит для «превращения» идеального в материальное, вследствие чего сформированные в сознании идеи, сюжеты, представления, образы, логические конструкции (проекты) и т.д. приобретают соответствующую предметность.
В то же время это способ реализации сущности человека и механизм его взаимодействия с другими людьми (обмен деятельностью), основной канал его социализации. Деятельность — единственный способ воспроизводства людьми материальных и духовных продуктов и социальных условий своей жизни, определяющий фактор развития сознания как отдельного человека, так и общественного сознания, непременное, неотъемлемое и главное основание личности.
Слайд 17Состояние субъективного фактора.
субъективный фактор имеет в своем составе элементы различного
уровня развития потенциала, по-разному соотносящиеся и взаимодействующие между собой (это совокупность самых многообразных проявлений сознания и деятельности миллионов людей);
развитие субъективного фактора представляет собой сложный процесс, в котором все элементы и свойства преобразовываются неравномерно, при противоречивом подчас влиянии друг на друга; они по-разному и в неодинаковой мере отражают объективную действительность, по-разному поддаются ее влиянию и столь же различны их собственные устойчивость, самостоятельность, способность к изменениям (одни элементы более адаптивны, другие, наоборот, более консервативны);
различные элементы и свойства субъективного фактора с разной силой, целенаправленностью и рациональностью влияют на объективную действительность (мера соотношения сознательности и стихийности в них весьма различна);
последствия влияния их на объективную действительность также многообразны — от конструктивных, созидательных до негативных, разрушительных.
Слайд 18Соотношение субъективных элементов.
«потребности — интересы — цели — воля — нормы
— мотивы (установки) — стимулы», в рамках которой формируется и реализуется государственное управление.
Слайд 194. ОРГАНИЗОВАННОСТЬ СУБЪЕКТИВНОГО ФАКТОРА И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Организованность, как и дезорганизованность, создается
объективными и субъективными источниками, импульсами и механизмами, в результате чего многое здесь определяется состоянием общественных связей и в конечном счете сознанием, поведением и деятельностью каждого отдельно взятого человека.
Слайд 20Стихийные механизмы как объективные, так и субъективные, могут приносить и позитивные
результаты (счастливая случайность), которые сказываются на общественном развитии.
Важно постоянно отслеживать характер, направления и объем действия стихийных явлений и на основе соответствующих знаний выстраивать государственное управление.
Другие виды управления. Большое место в организации субъективного фактора принадлежит общественному управлению и общественному самоуправлению, а также менеджменту.
Слайд 21Идеологические инструменты.
Исторически первыми были идеи сохранения и укрепления родоплеменных отношений,
которые и сейчас кое-где живут и выполняют свои функции. Позднее эти идеи преобразовались в национальные (самоопределение наций), приведшие и приводящие к становлению так называемых национальных государств, хотя государств с мононациональным составом крайне мало.
Национальные идеи имеют как позитивный, так и негативный смысл, а главное — серьезные ограничения, поскольку нередко нарушают принцип равноправия наций и людей.
Слайд 22Вывод
Каждому государственному органу, когда приходится разрабатывать, принимать и исполнять управленческие решения,
а также совершать управленческие действия, необходимо прежде всего уяснять и достоверно оценивать те конкретные, порой уникальные объективные условия и потенциал субъективного фактора, в рамках и с использованием которых осуществляются управленческие процессы. Это одна из аксиом государственного управления.