Слайд 1Об актуальных вопросах применения профессиональных стандартов
Слайд 2Профстандарты в сфере образования
«Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н)
«Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (Приказ Минтруда России от 24.07.2015 №514н)
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
(Приказ Минтруда России от 08.09.2015 №613н)
«Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»
(Приказ Минтруда России от 08.09.2015 №608н)
«Специалист в области воспитания»
(Приказ Минтруда России от 10.01.2017 №10н)
Слайд 3
Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении
профессионального стандарта "Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог)" (подготовлен Минтрудом России 15.09.2016)
Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении проекта профессионального стандарта "Руководитель образовательной организации (управление в сфере образования»" (подготовлен Минтрудом России 23.06.2016)
Слайд 4Какими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации следует руководствоваться
при применении профессиональных стандартов?
- статья 5 Трудового кодекса Российской Федерации- статья 5 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ- статья 5 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), в соответствии с которой нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ и постановлениям Правительства Российской Федерации;
- статья 57 ТК РФ- статья 57 ТК РФ, предусматривающая, что, если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определённым должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов;
Слайд 5Какими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации следует руководствоваться
при применении профессиональных стандартов?
- часть 1 статьи 195.3 ТК РФ, согласно которой профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями лишь в части требований к квалификации;
- постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 584 "Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения- постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 584 "Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности".
Слайд 6Поэтапный переход государственных (муниципальных) образовательных организаций на работу в условиях действия
профессиональных стандартов
Издание приказа о создании комиссии (рабочих групп) по организации поэтапного перехода на работу в условиях действия профессиональных стандартов:
- Определить председателя и членов комиссии
- Утвердить положение о комиссии
Слайд 7Поэтапный переход государственных (муниципальных) образовательных организаций на работу в условиях действия
профессиональных стандартов
2. Организация информирования работников организации о введении профессиональных стандартов:
- обсуждение содержания профстандартов с использованием информационных ресурсов;
- изучение содержания профстандартов на предметных методических объединениях и обсуждение путей их реализации педагогическими работниками в условиях конкретной деятельности;
- обсуждение поэтапного внедрения профстандартов на педсоветах, круглых столах, советах трудового коллектива и других площадках.
Слайд 8Поэтапный переход государственных (муниципальных) образовательных организаций на работу в условиях действия
профессиональных стандартов
3. Составление плана мероприятий (дорожной карты) по внедрению профессиональных стандартов.
На основании пункта 1 постановления № 584 план по организации применения профессиональных стандартов утверждается самой организацией (то есть государственным или муниципальным учреждением), с учетом мнения представительного органа работников
Слайд 9Что должен включать план по организации применения профессиональных стандартов?
В соответствии с
пунктом 1 постановления № 584 план по организации применения профессиональных стандартов должен включать:
а) список профессиональных стандартов, подлежащих применению;
б) сведения о потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников и о проведении соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке;
в) этапы применения профессиональных стандартов;
г) перечень локальных нормативных актов и других документов, подлежащих изменению с учётом положений профессиональных стандартов, подлежащих применению.
Наличие данных разделов в плане является обязательным требованием
Слайд 10Поэтапный переход государственных (муниципальных) образовательных организаций на работу в условиях действия
профессиональных стандартов
3.1. Формирование списка профессиональных стандартов, подлежащих применению.
- список не может быть единым для каждой организации, так как его наполнение зависит от кадрового состава, предусмотренного штатным расписанием, установление которого относится к компетенции образовательной организации;
- в список включаются профессиональные стандарты, утвержденные для различных категорий персонала, а не только педагогических работников;
- в список не включаются профессиональные стандарты, которые существуют ещё в виде проектов (в частности, проект профессионального стандарта "Руководитель образовательной организации (управление в сфере образования)";
- в список не включается профессиональный стандарт, дата вступления в силу которого не наступила.
Слайд 11
Необходимо провести анализ штатного расписания организации и проверить, по каким должностям,
профессиям (в том числе и не педагогическим) уже приняты профессиональные стандарты
Слайд 12Реестр профессиональных стандартов
Сайт Минтруда России «Профессиональные стандарты» (http://profstandart.rosmintrud.ru)
Сайт ФГБУ «Научно-исследовательский
институт труда и социального страхования» Минтруда России (http://vet47bc.ru)
Справочные системы правовой информации
Слайд 13Поэтапный переход государственных (муниципальных) образовательных организаций на работу в условиях действия
профессиональных стандартов
3.2. Определение потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников.
Подпунктом "б" пункта 1 постановления № 584 предусмотрено получение сведений о наличии такой потребности на основе анализа:
- квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах;
- квалификации кадрового состава организации (то есть уровня знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работников).
Слайд 14Как определить потребность в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном
профессиональном образовании работников?
Пример 1. Если квалификация конкретного работника не соответствует требованиям к образованию и обучению, установленным соответствующим профессиональным стандартом, то план организации должен содержать сведения о действиях работодателя по преодолению такого несоответствия.
Пример 2. Если квалификация конкретного педагогического работника соответствует требованиям к образованию и обучению, установленным соответствующим профессиональным стандартом, то работнику в любом случае обеспечивается право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года (пункт 2 части 5 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"). Следовательно, план организации должен содержать также и проведение соответствующих мероприятий по дополнительному профессиональному образованию.
Слайд 15Поэтапный переход государственных (муниципальных) образовательных организаций на работу в условиях действия
профессиональных стандартов
3.3. Определение этапов применения профессиональных стандартов.
Пунктом 1 постановления № 584 установлено, что профессиональные стандарты в части требований к квалификации применяются государственными или муниципальными учреждениями поэтапно на основе планов по организации применения профессиональных стандартов.
Слайд 16Что подразумевается под «поэтапностью» применения профессиональных стандартов?
Согласно пункту 2 постановления №
584 реализация мероприятий планов по организации применения профессиональных стандартов должна быть завершена не позднее 1 января 2020 года.
Иными словами, дата вступления в силу конкретных профессиональных стандартов (например, 1 января 2017 г.) означает, что по данным профессиональным стандартам может быть начата организация работы по их применению, а дата, указанная в постановлении № 584 (1 января 2020 г.), - это завершение организации работы по их применению.
Таким образом, поэтапность предполагает наличие достаточно длительного организационного периода, в течение которого должны быть реализованы плановые мероприятия.
Слайд 17Поэтапный переход государственных (муниципальных) образовательных организаций на работу в условиях действия
профессиональных стандартов
3.4. Определение перечня локальных нормативных актов и других документов, подлежащих изменению с учетом положений профессиональных стандартов
Слайд 18
К числу соответствующих документов могут относиться, в частности:
- коллективный договор (при
необходимости изменения условий и порядка осуществления работодателем подготовки работников и дополнительного профессионального образования работников);
- локальный нормативный акт, определяющий формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей;
- дополнительные соглашения к трудовым договорам (в части закрепления обязанности работодателя проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определённых видов деятельности);
- должностные инструкции конкретных работников, являющиеся приложением к трудовому договору (в части изменения требований к квалификации);
- договоры с работниками о реализации их права на подготовку и дополнительное профессиональное образование (статья 197 ТК РФ).
Слайд 19
Провести работу по установлению соответствия наименований должностей в штатном расписании требованиям
профстандартов. В случае принятия решения о переименовании конкретной должности необходимо:
- издать приказ о внесении изменений в штатное расписание образовательной организации;
- уведомить работника в письменной форме не менее чем за два месяца о переименовании должности (ст. ст. 72, 74 ТК РФ);
- внести изменения в должностную инструкцию;
- заключить с работником дополнительное соглашение к трудовому договору.
Слайд 20
При аттестации педагогических работников необходимо по-прежнему руководствоваться Порядком проведения аттестации педагогических
работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность При аттестации педагогических работников необходимо по-прежнему руководствоваться Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утверждённым приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. №276 При аттестации педагогических работников необходимо по-прежнему руководствоваться Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утверждённым приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. №276 и являющимся ведомственным нормативным правовым актом прямого действия. Как следует из пункта 1 указанного Порядка, правила проведения аттестации определяются самим Порядком.
Слайд 21
Контроль за реализацией планов мероприятий образовательных организаций по внедрению профессиональных стандартов
на основании пункта 3 постановления № 584 обеспечивают органы, осуществляющие функции и полномочия учредителей образовательных организаций, а также осуществляющие контроль и координацию деятельности таких организаций.
Слайд 22Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 года №584 устанавливает до
1 января 2020 г. переходный период для всех профстандартов.
К концу переходного периода планы должны быть реализованы, а все педагогические работники образовательного учреждения должны соответствовать требованиям профстандарта.
Ответственность за несоблюдение требований профстандартов установлена ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» ( ст.195.3 ТК РФ вступила в силу с 01.07.2016 года). В соответствии с положениями статьи ответственность за однократное нарушение установлена в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 руб., а для юридических лиц от 30 000 до 50 000 руб. При повторном нарушении на должностных лиц может быть наложен штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет. Для юридических лиц штраф увеличивается до 50 000 – 70 000 руб.
Слайд 23Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ
«О независимой оценке квалификации»
(статья
2)
Независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, - это процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проведенная центром оценки квалификаций
Слайд 24Сертификация квалификаций
Сертификация – это процедура подтверждения соответствия квалификации требованиям профессиональных стандартов,
осуществляющаяся через комплексную и объективную оценку квалификации
Профессиональный стандарт – нормативный документ, определяющий требования к выполнению работниками трудовых функций и необходимым для этого компетенциям
Квалификация – готовность работника к качественному выполнению конкретных функций в рамках определенного вида трудовой деятельности
Слайд 25Основные отличия независимой оценки и сертификации квалификаций от аттестации педагогических работников
Слайд 26Преимущества сертификации квалификаций
Слайд 27Конкретный порядок проведения оценки утверждается Постановлением Правительства РФ от 16.11.2016 N
1204 "Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена".
В тридцатидневный срок соискателю выдаётся свидетельство о квалификации (в случае успешного прохождения экзамена) или заключение о прохождении квалификационного экзамена (в случае неуспешного прохождения экзамена).
Слайд 28Национальная система учительского роста и совершенствование профессионального стандарта «Педагог»
Поручение Президента Российской
Федерации
(по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 23 декабря 2015 г.)
Правительству Российской Федерации:
г) обеспечить формирование национальной системы учительского роста, направленной, в частности, на установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями, подтверждаемыми результатами аттестации, а также на учет мнения выпускников общеобразовательных организаций, но не ранее чем через четыре года после окончания ими обучения в таких организациях, предусмотрев издание соответствующих нормативных правовых актов.
Слайд 29План мероприятий («дорожная карта»)
по формированию и введению НСУР
(приказ Министерства
образования и науки РФ от 26.07.2017 № 703)
Слайд 31План мероприятий («дорожная карта»)
по формированию и введению НСУР
(приказ Министерства
образования и науки РФ от 26.07.2017 № 703)
2 раздел. Формирование новой модели аттестации учителей и подготовка наборов единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ) (сроки исполнения: 2017 – 2020 гг.) :
разработка, обсуждение и подготовка проекта новой модели аттестации учителей на основе ЕФОМ;
апробация механизмов учета мнения выпускников при аттестации учителей;
апробация моделей ЕФОМ;
проведение комплексного исследования об уровне квалификации учителей и т.д.
Слайд 32План мероприятий («дорожная карта»)
по формированию и введению НСУР
(приказ Министерства
образования и науки РФ от 26.07.2017 № 703)
ЕФОМ формируются из 4-х самостоятельных модулей:
предметная подготовка учителя (предметные компетенции);
методика преподавания (методические компетенции);
психолого-педагогические компетенции;
коммуникативные компетенции.
Слайд 33Национальная система учительского роста
Согласно предлагаемой модели НСУР
Аттестация направлена на:
- повышение уровня
образования;
- повышение уровня владения профессиональными компетенциями;
- профессиональный рост педагога;
- повышение социального статуса.
Слайд 34Перспективы профессионального роста
педагогических работников
В настоящее время
Рост уровня образования (н.п., окончание
магистратуры или получение ДПО) – не влияет на должностной рост
Рост уровня владения профессиональными компетенциями – не влияет на должностной рост
Высокие результаты участия в конкурсах профессионального мастерства – влияют на рост социального статуса, но единовременно (денежное поощрение, аттестация)
Отраслевые и иные награды – влияют на рост социального статуса, но не меняют характер должностных обязанностей
Слайд 35Перечень нормативно-правовых актов, обеспечивающий применение профессиональных стандартов
Трудовой кодекс Российской Федерации (статьи
195.1-195.3);
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
Федеральный закон от 02.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11, 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» (вступает в силу с 1 января 2017 года)
Постановление Правительства Российской Федерации от 22.01.2013 №23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов»;
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2016 № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности»;
Слайд 36Перечень нормативно-правовых актов, обеспечивающий применение профессиональных стандартов
Приказ Министерства труда и социальной
защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2015 №514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.09.2015 № 613н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.01.2017 № 10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания;
Слайд 37Перечень нормативно-правовых актов, обеспечивающий применение профессиональных стандартов
Приказ Министерства труда и социальной
защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»;
Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.02.2016 «О применении профессиональных стандартов в сфере труда»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.03.2016 № 07-771 «О психологической службе образования в РФ»;
Приказы Минобрнауки России «Об установлении соответствия направлений подготовки…..»:
- от 18.11.2013 № 1245 (в части высшего образования)
- от 05.06.2014 № 632 (в части среднего профессионального образования);
Слайд 38Перечень нормативно-правовых актов, обеспечивающий применение профессиональных стандартов
Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 07.04.2014 г. №276 «Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (зарегистрирован в Минюсте России 23.05.2014 г.)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.07.2017 № 703 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») Министерства образования и науки Российской Федерации по формированию и введению национальной системы учительского роста».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.07.2017 № 703 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») Министерства образования и науки Российской Федерации по формированию и введению национальной системы учительского роста».
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», зарегистрирован в Минюсте РФ 6.10.2010 г., регистрационный №18638.
Письмо Минобрнауки России и Общероссийского Профсоюза образования от 23.03.2015 № 08-415/124 «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование».
Письмо Центрального Совета Профессионального Союза работников образования и науки Российской Федерации от 10.03.2017 № 122.