Слайд 1Презентация
Новодевичий женский монастырь
Подготовила ученица 7 Б класса
Лицея № 5
Макеева
Эллина
Слайд 2Цель
Показать через исторические материалы
особый мир православного монастыря.
Воспитывать любовь к истории нашей страны.
Слайд 3История монастыря
Новодевичий – старейший и, пожалуй,
самый красивый действующий женский монастырь Москвы. Находится он в излучине Москвы-реки на Девичьем поле – в этих местах, по преданию, во времена монголо-татарского ига отбирали русских девушек для Золотой Орды.
Основана обитель в 1524 году великим князем Василием Третьим после взятия Смоленска в честь Смоленской иконы Божьей Матери «Одигитрия». Также основание Новодевичьего историки связывают с расторжением брака Василия Третьего – именно сюда он хотел сослать свою жену, великую княгиню Соломонию.
Впоследствии в обители часто появлялись особы царского рода, принимали постриг царские дочери и сестры. Иван Грозный определил сюда своих родственниц – вдову младшего брата и вдову старшего сына Ивана. Жила тут царица Ирина Годунова со своим братом Борисом Годуновым. Много было послушниц из знатных княжеских и боярских семей.
Слайд 5Не все женщины приходили сюда по своей воле. По приказу Петра
Первого в 1689 году здесь заточили и насильно постригли в монахини его сестру царевну Софью Алексеевну после Стрелецкого восстания. Напротив монастыря были казнены ее сторонники, а головы стрельцов нанизали на зубцы монастырской стены.
Еще одна известная монахиня – первая жена Петра Первого царица Евдокия Лопухина.
Новодевичий монастырь – настоящая крепость: высокие неприступные стены, башни с бойницами сложены из кирпича с отделкой белым камнем. Основные здания были возведены во второй половине 17 века в стиле «московское барокко».
Слайд 7Основание девичьего монастыря Василием III совпадает с его бракоразводным процессом, поэтому
некоторые исследователи полагают, что князь «вспомнил» о своем обете именно с этой целью и монастырь предназначался для великой княгини Соломонии Сабуровой. В начале 1526-го года великий князь женился на юной Елене Глинской, дочери литовского князя Василия Львовича Глинского, от коего брака родился Иван Грозный.
С XVI века монастырь стоял на страже западных подступов к Москве. Но так как не был приспособлен для выполнения оборонительных функций, в 1571 году он был сожжен ханом Девлетом I Гераем. Желая превратить монастырь в крепость-заставу Борис Годунов возвел каменные стены с зубцами, бойницами, галереями и множеством башен протяженностью около 900 м, высотой 13 м и толщиной 3 м. К каждой башне были пристроены караульные помещения для размещения до 350 стрельцов. Для несения караульной службы в обитель был прислан гарнизон стрельцов.
После Октябрьской революции в 1917-1918 годах монастырь был фактически упразднен. В 1930-1934 годах в монастыре располагался «Музей раскрепощения женщин». С 1934 года Новодевичий монастырь становится филиалом Государственного Исторического музея. В 2004 году Новодевичьему монастырю исполнилось 480 лет и его архитектурный ансамбль был включен ЮНЕСКО в список всемирного наследия человечества. В настоящее время монастырь считается одним из старейших и красивейших монастырских архитектурных ансамблей России.
Слайд 9
ОПИСАНИЕ СВЯТЫНЬ МОНАСТЫРЯ
Новодевичий монастырь посвящен Пресвятой Богородице Одигитрии, что в переводе
с греческого означает «Путеводительница», «Наставница». Так назывался древний образ Богоматери, который находился в знаменитом константинопольском храме Одигон (храм Проводников, Вождей).
Слайд 10
Икона «Богоматерь Одигитрия Смоленская» (из местного ряда иконостасы Смоленского собора).
Слайд 11Написанная святым апостолом и евангелистом Лукой, икона Одигитрии, вместе со священной
ризой и поясом Богоматери почиталась в Византии как хранительница, палладиум, Империи. В 1046 году образ Пречистой Одигитрии был принесён на Русь дочерью императора Константина IX Мономаха, царевной Анной, как родительское благословение на брак с черниговским князем Всеволодом Ярославичем. Эта икона стала родовой святыней русских князей и символом преемственности и династической близости двух православных монархий: Константинополя - Второго Рима и молодого Русского Государства. В 1097 году Владимир Всеволодович Мономах, перенёс образ Путеводительницы в свой удельный город Смоленск и поставил в соборном Успенском храме. С тех пор икона стала называться Смоленской, сам Смоленск - градом Пресвятой Богородицы, а собор - Домом Ея. В 1239 году заступлением Пречистой Девы город был спасён от нашествия Батыя.
Слайд 12Молитвами преподобной Елены и её сподвижниц, из слезами и трудами в
стенах обители Пречистой Одигитрии было положено начало монашескому деланию. Все они единодушно подчинили свою жизнь законоположениям древнего общежительного устава: общая молитва, общие труды, общие трапеза и имущество. Преподобная Елена прославилась как «всеизрядная учительница девственного чина и вождь ко cпасению известный». Она управляла Новодевичьим монастырём до самой своей кончины в 1547 году и была погребена у северной апсиды алтаря Смоленского собора. В своей Духовной грамоте Преподобная завещала будущим настоятельницам и всем сестрам строго хранить монастырский порядок, общежительный устав и усердно молиться за царский род. Почитание преподобной Елены как московской святой было установлено при царе Алексее Михайловиче.
Слайд 13В истории Новодевичьего монастыря есть одно загадочное обстоятельство: заботы Василия III
по основанию новой обители по времени совпадают с его бракоразводным делом. Вероятно, монастырь предназначался для великой княгини Соломонии Сабуровой, 20-тилетнее супружество с которой не принесло наследников. В 1523 году Василий Иоаннович добился разрешения на второй брак, а в ноябре 1525 года великую княгиню постригли в Рождественском монастыре с именем София. Но поселиться в обители Пречистой Одигитрии ей так и не пришлось - свои земные дни она окончила в отдалённом Покровском монастыре города Суздаля. За праведную жизнь княгиня-инокиня была причислена к лику святых и ныне почитается Церковью как преподобная София Суздальская. Южный предел Смоленского собора Новодевичьего монастыря, посвященный святой мученице Софии, соимённой княгине-инокине, напоминает о семейной драме князя Василия III, послужившей неким прологом к дальнейшей судьбе обители на Девичьем поле.
Слайд 14По воцарении Годунова Новодевичий монастырь получил великие милости: был полностью обновлён
Смоленский собор, поставлен новый иконостас, поновлены росписи. Для вдовствующей царицы-инокини, которая поселилась в обители с многочисленной придворной свитой и всеми службами, были построены обширные кельи, названные Ирининскими палатами, с трапезной и домовой церковью во имя Иоанна Предтечи (в конце XVIII века переименована в честь святителя Амвросия Медиоланского). По смерти Годуновой, обители отошла почти вся ее собственность. В конце XVI - начале XVII веков в монастыре было 122 старицы, из которых 20 - «княгини и боярыни» знатных фамилий: Мещерские, Пронские, Шереметевы, Вельяминовы, Ростовские, Плещеевы, Охлебинины, Беклемишевы. Всем насельницам выплачивалось денежное содержание из царской казны. Старшими в обители были игумения, келарь, старицы из боярынь и «большие крылошанки» (певчие). Второй чин составляли «меньшие крылошанки» и рядовые старицы. Кроме этого Дворец и Большой Приказ оплачивали монастырю траты на дрова, просфоры, воск, бочечную рыбу и соль. Монастырские сёла находились в Дмитровском, Рузском, Клинском, Бежецком, Кашинском, Ростовском, Владимирском, Верейском, Звенигородском, Вяземском, Углическом, Москов-ском, Волоцком и Оболенском уездах.
Слайд 15На рубеже XVI-XVII веков Новодевичий монастырь представлял собой мощную крепость-заставу на
западных подступах к Москве. Он не раз подвергался набегам крымских татар: в 1571 году его сжег хан Девлет-Гирей; в 1591 на подступах к нему было остановлено войско Казы-Гирея. Желая обеспечить безопасность пригородного монастыря, Годунов возвёл в нём мощные каменные стены с башнями, которые coгласно требованиям средневековой фортификации были снабжены пушечными, мушкетнымы и подошвенными бойницами, прицелами и осадными стоками. Для несения караульной службы обители был приписан гарнизон стрельцов. Находившаяся на перекрёстке сухопутной Смоленской дороги и водного пути через броды Москвы-реки, обитель имела удобное стратегическое положение и занимала важное место в оборонительной линии других московских монастырей - «сторожей», таких как Донской монастырь, Данилов монастырь, Ново-Спасский монастырь, Симонов монастырь.
Слайд 17Во время Великой Смуты Новодевичий монастырь переживал тяжёлые дни. Бедствия начались
в 1605 году когда по приказу Лжедмитрия была изъята монастырская казна. В те годы придворная обитель стала убежищем для царственных особ, ставших жертвами борьбы за русский престол. В 1606 году царь Василий Шуйский поселил в её стенах царевну Ксению Борисовну Годунову (в иночестве Ольгу), постриженную Новгородском Горицком монастыре. С нею в обители жила ливонская царица Мария (в иночестве Марфа), дочь Владимира Андреевича Старицкого, двоюродной брата царя Ивана Грозного, считавшаяся ближайшей наследница московского престола. В условиях осадного положения и почти непрекращающихся военных действий положение царственных инокинь было отчаянным.
Слайд 18С воцарением на Московском престоле Михаила Фёдоровича Романова, разорённая обитель была
очищена, восстановлена и укреплена. Последним отголоском Великой Смуты стало поселение в Новодевичьем в 1615 году царицы Марии Петровны Буйносовой-Ростовской (в монашестве Елены, умерла в 1625), вдовы сведенного в 1610 году с престола царя Василия Шуйского.
Цари Михаил, Алексий и Феодор усердствовали к Дому Пресвятой Богородицы Одигитрии: освободили монастырь от податей в казну, наделили его вотчинами, обогатили вкладами. К 50-м годам XVII века усердием царя и патриарха обитель Пречистой Одигитрии была полностью обновлена и благоукрашена.
Слайд 20Временем настоящего расцвета для Новодевичьего монастыря стали годы правления царевны Софьи
Алексеевны (1682-1689). По смерти государя Феодора Алексеевича она заняла место регентши (правительницы) при малолетних братьях, царях Иоанне и Петре. Зная недолговечность своего правления, добытого ей мятежными стрельцами, Софья Алексеевна занялась строительством и украшением обители на Девичьем поле, которую избрала себе в качестве загородной резиденции. Возможно, «вырвавшаяся из терема на свободу», 25-летняя царевна-правительница и рассматривала Новодевичий монастырь как место своего будущего уединения. Но, скорее всего, возводя в нём роскошные храмы и дворцы, Софья была движима политическими амбициями: стремилась показать свою силу, богатство и просвещённость. Умная, смелая, хорошо образованная, она последовательно вела борьбу за Московский престол. Софья Алексеевна часто приезжала в обитель с патриархом Иоакимом и с младшим братом, царём Иваном, на освящение церквей. Здесь же она с царской щедростью награждала верных стрельцов и встречалась с преданными ей людьми.
Слайд 21При царевне-правительнице Софье Алексеевне сложился неповторимый, сохранившийся до нашего времени, архитектурный
ансамбль обители, поражающий своим поистине царским великолепием. Смоленский собор с его лаконичными формами позднего средневековья, как драгоценный камень в изысканной оправе, окружён богато декорированными храмами и зданиями конца XVII века в стиле московского барокко. Главные храмы обители образуют в плане правильный обращенный к востоку крест, в центре которого находится Смоленский собор, верх венчает свеча колокольни, основную вертикаль образует трапезная палата с Успенской церковью, а поперечная с севера и юга замыкается Преображенским и Покровским надвратными храмами. Главная тема архитектурного убранства обители - контраст белокаменного узорочья наличников, арок, галерей, балюстрад с багряно-красными фасадами храмов, увенчанных изящными золочёными главками, и всё это - в обрамлении белоснежных стен с башнями, украшенными причудливыми «коронами».
Слайд 22Стены и башни обители, поставленные Годуновым, при Софье были укреплены и
расширены. В настоящее время их общая протяженность составляет 870 метров, высота от 7 до 11 метров, толщина - до 5 метров. Образуя неправильный пятиугольник, они окружают территорию общей площадью 5 гектаров. По периметру стен располагаются 12 башен с богато декорированными навершиями. Из них 4 круглых угловых: Напрудная, Никольская, Чеботарная, Сетуньская, с пристроенными к ним стрелецкими караульнями, а остальные 8 - четырехугольные: Лопухинская, Царицынская, Иоасафовская, Швальная, Покровская, Предтеченская, Затрапезная и Саввинская.
Слайд 23В 1721 году обитель перешла в ведение Святейшего Синода, но опала
продолжалась. В 1724-1725 годах по императорскому повелению в монастыре построили «сиротский корпус» на 252 места для содержания подкидышей и беспризорных детей женского пола. Они воспитывались в обители до совершенного возраста, обучаясь прядению голландских ниток, шитью и плетению кружев под руководством наставниц выписанных из Брабантских монастырей. Тогда же в монастыре помимо собственной богадельни на 20 человек, были открыты приют и больница для старых заслуженных воинов. С 1727 года в стенах обители устроили городское кладбище.
Слайд 25В августе 1812 года, Первопрестольная вновь встретила вывезенную из Смоленска чудотворную
икону Богородицы Одигитрии, Снова западные рубежи России были в руках неприятеля, снова враг приближался к Москве. 26 августа, в самый день Бородинского сражения, архиепископ Московский Августин (Виноградский), совершил крестный ход по Москве с чудотворными иконами Божией Матери Смоленской, Владимирской и Иверской. По просьбе игумений Мефодии (Якушкиной) икона была обнесена вокруг Новодевичьего монастыря. По прошествии трех с половиной столетий на Девичьем поле при огромном стечении народа вновь совершалось молебное пение Пресвятой Богородице, сопровождавшееся всеобщим плачем и рыданиями, после чего 31 августа Смоленскую икону переправили в Ярославль. Тогда же отбыла в Вологду и Смоленская икона из Новодевичьего монастыря - её вместе с другими ценностями церковной ризницы вывезла игумения Мефодия.
Слайд 26Французы появились у стен Новодевичьего монастыря 2 октября, но обитель, как
будто вспомнив своё былое военное предназначение, не торопилась принимать незваных гостей. На праздник иконы Богородицы «Неопалимая Купина», 4 сентября, к древним стенам в боевом порядке подступило двухтысячное наполеоновское войско. Французы подкатили к святым вратам две пушки, взобрались по слегам на стену, и, проникнув в обитель, заставили открыть ворота. Вскоре здесь был расквартирован один из полков, устроены склады провианта и фуража, игуменские покои занял французский генерал. Но Пречистая Одигитрия хранила Свой дом и словесное стадо. Смоленский собор, в котором находилась оставшаяся часть монастырской ризницы и утварь из всех храмов, не был разграблен. С 23 сентября в его стенах с разрешения французского начальства совершалась Литургия, для чего были выданы отобранные прежде вино и крупитчатая мука. 25 сентября монастырь посетил Наполеон. По его приказу северные (Святые) и южные ворота были заколочены и завалены землёй, напротив главного входа была построена батарея и выкопан ров. Над воротами и в пробитых стенах были выставлены пушки.
Слайд 28Французы пробыли в Новодевичьем монастыре около месяца. Перед отступлением они подготовили
обитель к взрыву: сделали подкопы под колокольню, соборную и другие церкви и завезли много пороха. Едва дождавшись ухода неприятеля, в ночь под 9 октября (память апостола Иакова Алфеева), казначея с двумя монахинями, бросились осматривать храмы, кельи, подвалы и обнаружили в них уже занимавшийся пожар. По полу, на соломе, всюду были раскиданы зажжённые свечи, а в церквях - прилеплены к иконостасам. Под собором на раскупоренных ящиках и бочках с порохом разгорались фитили. Призвав остальных сестёр и работников, монахиня Сарра велела заливать пламя водой. Заступничеством Пречистой Девы и усердием сестёр обитель Её осталась неопалимой. В память избавления монастыря от взрыва и пожара в Успенском храме был устроен придел в честь апостола Иакова Алфеева. Служба святому в этот день соединялась со службой Смоленской иконе, а после Литургии и благодарственного молебна совершался крестный ход вокруг монастырских стен. Память игумений Мефодии и монахини Сарры особо почиталась в обители. Молитвами и рачением этих славных подвижниц она была сохранена от взрыва и разорения, очищена, обновлена и полностью восстановлена.
Слайд 29На закате XIX-го века Новодевичий монастырь являлся одной из лучших столичных
обителей, число монашествующих в нем достигало 300 человек. Сестры трудились на различных послушаниях: в церкви, просфорной, хлебной, трапезной, погребах, на кладбище, в живописной и рукодельной мастерских.
Как и в давние времена, праздник Смоленской иконы Божией Матери собирал в обитель множество богомольцев. Он сопровождался крестным ходом из Кремля в Новодевичью обитель и народным гуляньем на Девичьм поле.
Новодевичий монастырь всегда был одним из любимых пригородных мест москвичей. Стоящий на низменном берегу в живописной излучине Москвы-реки, окружённый лугами, он был хорошо виден с дальнего расстояния и поражал своим царственным великолепием. В период весеннего половодья, когда вода поднималась к самым стенам, монастырь казался стоящим на мысе посреди разлившейся реки. Внутри стен обитель представляла собой цветущий сад, возделанный молитвами и трудами своих насельниц.
Слайд 30 В 1944 году возобновились богослужения в надвратной Преображенской церкви. В начале
1945 года, Святейший Патриарх Алексий I совершил чин освящения Успенского храма, в котором начались регулярные богослужения. Здесь в 1948 году проходили торжества по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. 18-31 марта 1988 года - Предсоборное Архиерейское совещание перед Юбилейным Поместным Собором Русской Православной Церкви, посвященным 1000-летию Крещения Руси.
Слайд 32К 80-м годам XX века Новодевичьему монастырю был возвращён исторический облик,
и с тех пор он стал популярным туристическим объектом. Пять столетий оставили здесь множество бесценных памятников зодчества, иконописи, прикладного искусства, которые привлекают в обитель любителей старины. Однако главное, духовное сокровище обители Пречистой Одигитрии ещё долго оставалось под спудом.
Монашеская жизнь в стенах Новодевичьего монастыря возобновилась осенью 1994 года. После семидесятилетнего перерыва 27 ноября за Божественной Литургией в Успенском храме обители Митрополит Ювеналий возвел в сан игумений монахиню Серафиму (в миру Варвару Васильевну Чёрную). Приняв настоятельский жезл в 80-летнем возрасте, игумения Серафима как бы соединила в своём лице прошлое и настоящее нашего Отечества. Потомственная дворянка, представительница знаменитого рода Чичаговых, она восприняла начатки христианской веры от благочестивой матери- монахини, и деда, священномученика Серафима (память 11 декабря), старца-архиерея, расстрелянного в Бутово в 1937 году.
На плечи игумений Серафимы (Чёрной) легли тяготы первых лет восстановления монашеской жизни в Новодевичьем монастыре. В обители не было ни жилых помещений, ни сколько-нибудь продуманной системы жизненного обеспечения первых насельниц. Всё нужно было начинать «с нуля» - и матушка неутомимо трудилась на этом поприще.
Слайд 3316 декабря 1999 года игумения Серафима (Чёрная) отошла ко Господу. Её
отпевание совершил митрополит Ювеналий с собором духовенства при большом стечении народа. Матушка была погребена слева от паперти Успенской церкви. Вскоре в одном из помещений этого храма была устроена мемориальная комната в Бозе почившей игумений Серафимы (Чёрной).
В настоящее время Новодевичий монастырь, оставаясь посещаемым туристическим объектом, привлекает всё больше паломников. Главным монастырским праздником остаётся день Смоленской иконы Божией Матери.
Слайд 34Престольными праздниками являются Успение Пресвятой Богородицы (28 августа) и день памяти
святителя Амвросия Медиоланского (7 декабря). 10 августа 1999 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия II состоялся Акт канонизации первоначальницы Новодевичьего монастыря, схиигумении Елены (Девочкиной), в лике местночтимых святых Московской Епархии Русской Православной Церкви. Память Преподобной совершается в день её преставления, 1 декабря. В субботу второй седмицы по Пасхе празднуется Собор Новомучеников Новодевичьего монастыря. 16 декабря совершается ежегодное поминовение в Бозе почившей игумений Серафимы (Чёрной).
Слайд 35В настоящее время в обители подвизаются сорок насельниц. Ежедневно в Успенском
храме совершается Божественная Литургия и весь суточный круг богослужений, после полунощницы сестры поют акафист Пресвятой Богородице Одигитрии пред Её чтимым образом.
Как и в давние времена, главной святыней обители является образ Смоленской Богоматери. Также в монастыре особым почитанием пользуются Иверская икона Божией Матери, Тихвинская икона Божией Матери, Владимирская икона Божией Матери и старинный образ святителя Николая Чудотворца с частицей его мощей. Имеются ковчежцы с частицами святых мощей. В декабре 2003 года в Успенском храме был установлен список с чудотворной иконы «Неупиваемая Чаша» из Серпуховского Высоцкого монастыря. 1 августа 2006 года над Святыми вратами обители был установлен мозаичный образ Божией Матери Одигитрии, перед которым затеплилась негасимая лампада. Всё это -внешние знаки духовного возрождения. Но монастырь это не только возвращённые святыни и восстановленные храмы, а, прежде всего - человеческие души. Под кровом Пречистой Одигитрии, как и во многих других российских монастырях, идёт духовное строительство. И с обновлённой фрески «Стена еси девам...», Пресвятая Богородица милостиво взирает на приходящих к Ней дщерей послушания.
Слайд 37Легенды и истории монастыря
Темница для царевны
Очень много сделала для монастыря еще одна сестра Петра – царевна Софья. На ее средства были отстроены колокольня, надвратные церкви на северных и южных воротах, трапезная палата и Успенский храм.
По иронии судьбы, именно Новодевичья обитель стала для Софьи темницей: в 1689 году по приказу брата ее заточили сюда и насильно заставили принять постриг под именем инокини Сусанны. При этом прямо под окнами Софьиной кельи Петр приказал вешать стрельцов, принявших в споре брата и сестры за власть ее сторону.
Есть предание о том, что на льду Новодевичьего пруда царь самолично вместе с верными боярами рубил стрельцам-бунтарям головы. А так как отсечь главу с первого раза не всегда удавалось, то казнимые нередко испытывали страшные муки.
И по сей день, гласит молва, возле сего пруда бродят души убиенных стрельцов. Тщетно ищут они своих палачей, чтобы поквитаться с ними.
Кроме того, говорят, что видели в окрестностях Новодевичьего монастыря и фантомы несчастных его узниц. Но ничего устрашающего в них нет – напротив, они нередко помогают приходящим сюда представительницам женского пола.
Напрудная башня на территории Новодевичьего монастыря зовется Софьиной. По поверью, если прикоснуться к ее подножию и загадать желание, особенно романтического свойства, то оно непременно сбудется. Однако действует примета только в отношении женщин.
Слайд 38Свечение над могилами ***
После революции, в 1922 году, большевики закрыли обитель,
устроив в ней… «Музей раскрепощения женщины», позднее, в 1926 году, преобразованный в историко-бытовой, а затем художественный музей. Часть зданий и помещений выделили под детские ясли, общежитие, прачечные. Трапезную отдали под гимнастический зал.
В 1930-х годах территорию Новодевичьего «реконструировали», разбив сквер с газонами и аллеями. При этом потревожили захоронения, находившиеся в монастырской ограде. Спустя какое-то время грунт в некоторых местах стал оседать, образуя в земле воронки, а в стенах новых построек начали появляться трещины.
После того как одна из сотрудниц музея провалилась в подземный склеп с пятью гробами, была вызвана геофизическая комиссия, обследовавшая территорию монастыря и составившая карту опасных секторов…
К сожалению, план старого некрополя в Новодевичьем оказался безвозвратно утерян. Никому не пришло в голову, что он может понадобиться. Сохранилось лишь несколько могильных надгробий.
В наше время старое кладбище близ Новодевичьего попытались восстановить, но найденные памятники расставили не там, где они должны были стоять изначально – ведь точное местонахождение могил никому не было известно. На сегодняшний день в неприкосновенности остались могилы поэта-гусара Дениса Давыдова, декабристов Сергея Трубецкого, А.Н.Муравьева и М.И. Муравьева-Апостола, поэта А.Н.Плещеева, генерала А.А.Брусилова…
Между тем ходит предание, что ночью места заброшенных захоронений слабо светятся – так их, дескать, и можно обнаружить…
Слайд 39Ошибка Наполеона
Окунемся вновь в историю обители. В 1724 году по указу
Петра при ней был открыт приют для девочек-подкидышей. Специально выписанные царем из Голландии мастерицы обучали воспитанниц плетению знаменитых брабантских кружев. В то время кружевницы работали в основном при монастырях.
В сентябре 1812 года в Новодевичьем разместились французские солдаты. Вскоре сюда прибыл и сам Наполеон. Недолго думая, он приказал поджечь святую обитель.
В ночь с 8 на 9 октября, когда армия Бонапарта отступала из Москвы, незваные постояльцы перед уходом зажгли множество свечей и прилепили к деревянным иконостасам, а также покидали их в разбросанную повсюду солому. В подклети же Смоленского собора они оставили открытые бочонки с порохом, положив на них сверху зажженные фитили. К счастью, монахини успели вовремя их обнаружить и потушить начинавшийся пожар.
Между тем, как гласит легенда, Наполеон долго стоял на Воробьевых горах, ожидая, когда вспыхнет зарево над Новодевичьим. Он считал для себя делом чести уничтожить этот красивый старинный монастырь, бывший национальным достоянием. Потому дал распоряжение своим солдатам вернуться и повторить поджог, если дело не сладится.
И тогда, узнав об этом варварском замысле, один из москвичей, чей дом стоял рядом с обителью, поджег свое жилище. Огонь заполыхал. Завидев пламя на другом берегу Москвы-реки, французский император решил, что горит именно Новодевичий, и преспокойно отбыл восвояси.
Слайд 41 ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО
Команда Кочующие
http://novodev.msk.ru/
http://www.vidania.ru/booknovodevich.html
http://xn--100-pddf6el5a.xn--p1ai/
http://pro-stranstva.ru/novodevichij-monastyr/
http://www.mosmuseum.info/text/novodevichij.htm
фото Игорь
Соболев,
Сайт Фотосайт.