Презентация, доклад Не успевающие обучающиеся: причины и предупреждение

Содержание

Рассмотрим как трактуется в педагогике понятие «неуспеваемость» Русский философ, педагог и психолог Блонский Павел Петрович: «под неуспеваемостью понимает ситуацию, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы.»В процессе же учебной деятельности

Слайд 1Николаева Надежда Александровна
МБОУ «Старотимошкинская СОШ»
по материалам автора Чередовой Эьвиры Эдуардовны
(вебинар

на infourok.ru)

Не успевающие обучающиеся: причины и предупреждение.

Николаева Надежда АлександровнаМБОУ «Старотимошкинская СОШ»по материалам автора Чередовой Эьвиры Эдуардовны (вебинар на infourok.ru)Не успевающие обучающиеся: причины и

Слайд 2Рассмотрим как трактуется в педагогике понятие «неуспеваемость»
Русский философ, педагог и психолог

Блонский Павел Петрович: «под неуспеваемостью понимает ситуацию, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы.»
В процессе же учебной деятельности «неуспеваемость» называют отставанием в освоении учебного материала. Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны между собой.


Рассмотрим как трактуется в педагогике понятие «неуспеваемость» Русский философ, педагог и психолог Блонский Павел Петрович: «под неуспеваемостью

Слайд 3Психолого-педагогический словарь дает следующее определение этого понятия:
«неуспеваемость учащихся - это

негативное явление педагогической действительности, проявляющееся в наличии учащихся в образовательном учреждении, не освоивших программу учебного года и имеющих академическую задолженность по двум или более предметам».

Психолого-педагогический словарь дает следующее определение этого понятия: «неуспеваемость учащихся - это негативное явление педагогической действительности, проявляющееся в

Слайд 4Многие российские педагоги различает два вида неуспеваемости:
1. Абсолютная неуспеваемость. Этот вид

неуспеваемости соотносится с минимумом выполнения учеником учебных требований, что определяет полное не усвоение учебного материала. Такая ситуация ставит вопрос перевода учащегося в следующий класс.
2. Относительная неуспеваемость - это недостаточная познавательная нагрузка тех учащихся, которые могли бы в целом усвоить минимум учебного материала. При решении вопросов повышения успеваемости школьников в целом введение понятия относительной неуспеваемости оправдано с той точки зрения, что оно определяет пути устранения абсолютной неуспеваемости.

Многие российские педагоги различает два вида неуспеваемости:1. Абсолютная неуспеваемость. Этот вид неуспеваемости соотносится с минимумом выполнения учеником

Слайд 5Сущность неуспеваемости призвана раскрыть дидактику. Оценить действия.
Важнейшая задача дидактики в том,

чтобы раскрыть структуру неуспеваемости, признаки, по которым определяются ее компоненты, разработать научно обоснованные приемы обнаружения этих признаков. Без этого невозможно научное изучение факторов неуспеваемости и разработка мер улучшения успеваемости учащихся.
Сущность неуспеваемости призвана раскрыть дидактику. Оценить действия.Важнейшая задача дидактики в том, чтобы раскрыть структуру неуспеваемости, признаки, по

Слайд 6Постараемся разобраться в причинах неуспеваемости
Для того, чтобы определить неуспеваемость или успеваемость

ученика, необходимо анализировать следующие компоненты обучения: знания, умения, навыки, эмоционально-волевое отношение к обучению.
Каждого учителя интересует конечный результат его работы - это качество знаний, полученное учащимися.

Постараемся разобраться в причинах неуспеваемостиДля того, чтобы определить неуспеваемость или успеваемость ученика, необходимо анализировать следующие компоненты обучения:

Слайд 7Основные компоненты содержания образовательного процесса
Знание - это очень обширное понятие, имеющее

несколько определений, разные формы, уровни и характеристики.
Умение - представляет освоение способа выполнения действий.
Навыки - это умения ученика, доведенные до автоматизма. Когда действия, выбранные сознательно для решения какой-либо задачи, повторяются снова и снова, а результат их получается верным, успешным, то вырабатывается своего рода рефлекс. Учащийся, анализируя поставленную задачу, выбирает способ для ее решения в максимально короткий срок. Если учащийся не владеет навыками и умениями – это признак неуспеваемости.

Основные компоненты содержания образовательного процесса Знание - это очень обширное понятие, имеющее несколько определений, разные формы, уровни и

Слайд 8эмоционально-волевое отношение к обучению. Компонент включает отношение учащихся к процессу обучения, к

его трудностям и их преодолению. Это связано непосредственно с оценкой своих достижений, осознание ценности образования, убежденность в его общественной и личной значимости. (У него получается!)

**********
Из этого следует, что понятие неуспеваемости социальное и прежде всего педагогическое понятие, связанное с основными категориями дидактики - содержанием обучения.
эмоционально-волевое отношение к обучению. Компонент включает отношение учащихся к процессу обучения, к его трудностям и их преодолению. Это

Слайд 9В качестве элементов неуспеваемости выступают следующие недостатки учебной деятельности школьника:
учащийся не

владеет минимально необходимыми операциями деятельности, не умеет комбинировать и использовать в новой ситуации знания, умения и навыки, которые у него есть;
учащийся не стремится получать новые знания теоретического характера, избегает трудностей в учебной деятельности, пассивен при столкновении с ними;
учащийся не стремится к оценке своих достижений и не стремится расширять свои знания, совершенствовать умения и навыки.


В качестве элементов неуспеваемости выступают следующие недостатки учебной деятельности школьника: учащийся не владеет минимально необходимыми операциями деятельности,

Слайд 10В педагогике существует описание признаков возможных отставаний учащихся, опираются на знания,

первичные умения и навыки.

Основные признаки заключаются в том, что ученик не может сказать, в чем трудность задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что новое получено в результате ее решения. Ученик не может ответить на вопросы по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Ученик не задает вопросов по существу изучаемого материала. Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя. Ученик не реагирует эмоционально на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя.

В педагогике существует описание признаков возможных отставаний учащихся, опираются на знания, первичные умения и навыки. Основные признаки

Слайд 11Необходимо отметить, что неуспеваемость школьников не носит массового характера, но даже

незначительный процент неуспевающих учеников в общеобразовательной школе является браком в педагогической работе, последствия которого отрицательно сказываются как на судьбе отдельного человека, так и в общественной жизни в целом.
В связи с этим проблема борьбы с неуспеваемостью учащихся была и остается актуальной для педагогической теории и практики. Несмотря на прогрессивнее развитие педагогических и психологических наук, проблема борьбы с отстающими учениками не утратила своей актуальности и в настоящее время.

Необходимо отметить, что неуспеваемость школьников не носит массового характера, но даже незначительный процент неуспевающих учеников в общеобразовательной

Слайд 12Типология неуспевающих учащихся

Типология неуспевающих учащихся

Слайд 13В настоящее время существует более широкая типология неуспевающих детей.
Дети с задержкой

психического развития
Недостаточно развитые для школы дети. У данной категории детей нарушения выявляются в раннем периоде развития, причиной которых могут быть тяжёлые заболевания, с трудом адаптируются к учебной нагрузке, распорядку дня, условиям обучения.
Функционально не созревшие дети, «готовность к школе»
дети с ослабленным здоровьем
Системно отстающие дети. Чрезмерные эмоциональные, умственные, физические нагрузки, связанные с систематическим обучением, могут явиться причиной существенного ухудшения здоровья
Нестандартные дети ( медленный темп деятельности)
Социально запущенные дети (морально и социально)
В настоящее время существует более широкая типология неуспевающих детей. Дети с задержкой психического развитияНедостаточно развитые для школы

Слайд 14Психологические аспекты неуспеваемости школьников
Причина кроется не только в несовершенных методах работы

школ, но и в особенностях возраста, и в психологических особенностях ученика.
Индивидуальные особенности детей определяются свойствами нервной системы, поэтому в образовательном процессе нельзя их не учитывать.
Каждому учителю известно, что степень обучаемости у учащихся разная. При любой методике обучения, при самой лучшей ее организации одни ученики будут продвигаться успешнее, без особой затраты сил, другие менее успешно и с большим трудом. На основании этого, психологи говорят, что у учащихся имеются разные учебные способности.

Психологические аспекты неуспеваемости школьниковПричина кроется не только в несовершенных методах работы школ, но и в особенностях возраста,

Слайд 15доктор психологических наук З.И. Калмыкова:
Обучаемость зависит от интеллектуальных особенностей человека, влияющих

при прочих равных условиях на успешность обучения.
Среди слагаемых обучаемости отмечаются способность мыслительной деятельности.
Мышление, память, внимание, является важнейшими среди психических процессов, накладывающих отпечаток на обучаемость школьника.
Память лежит в основе способностей, является условием обучения, приобретения знаний, формирования умений и навыков.

доктор психологических наук З.И. Калмыкова:Обучаемость зависит от интеллектуальных особенностей человека, влияющих при прочих равных условиях на успешность

Слайд 16Взаимосвязи создающие «не успеваемость» обучающегося
Неуспевающие дети часто характеризуются недостатком памяти, причем

это касается всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Одна из основных причин недостаточного уровня развития памяти, по мнению психологов, низкая познавательная активность учащихся.
Неуспевающие ученики характеризуются и низкой мыслительной деятельностью. Это выражается в несформированности таких операций, как анализ, синтез, в неумении выделить существенные признаки и делать обобщение, в низком уровне развития абстрактного мышления.
Для неуспевающих учащихся характерно неумение организовать свою умственную деятельность.

Взаимосвязи создающие  «не успеваемость» обучающегосяНеуспевающие дети часто характеризуются недостатком памяти, причем это касается всех видов запоминания:

Слайд 17Неуспевающие учащиеся характеризуются недостаточной сформированностью основных психических процессов. Эта психологическая причина

неуспеваемости является более скрытой. По этой причине возникают трудно выявляемые ошибки и промахи учеников, и они относятся чаще всего к мыслительным приемам и способам работы, а так же к особенностям памяти и внимания.
недостатки памяти неразрывно связаны с недостатками в развитии мышления.
Низкая концентрация внимания у них обусловлена тем, что они в силу особенностей мышления не вовлечены в активную учебную работу, им трудно в ней участвовать. Поэтому на уроке они часто отвлекаются на посторонние разговоры, вопросы учителя застают их врасплох.

Неуспевающие учащиеся характеризуются недостаточной сформированностью основных психических процессов. Эта психологическая причина неуспеваемости является более скрытой. По этой

Слайд 18Педагог знает и соблюдает. Слабая нервная система.
Нельзя не считаться с индивидуальными

особенностями учащегося и не учитывать их в образовательном процессе
Учащиеся могут быть со слабой и с сильной нервной системой.
Установлено, что среди неуспевающих учеников большая часть из них имеет слабую нервную систему. Учащиеся со слабой нервной системой отличаются невысокой работоспособностью, неустойчивостью по отношению к сверхсильным и посторонним раздражителям, высокой чувствительностью.
Для учащихся со слабой нервной системой противопоказана длительная напряженная работа, как на уроке, так и дома. Учащиеся быстро устают, начинают допускать ошибки, медленнее усваивают материал.

Педагог знает и соблюдает.  Слабая нервная система.Нельзя не считаться с индивидуальными особенностями учащегося и не учитывать

Слайд 19К неуспеваемости может привести ситуация, когда учитель в высоком темпе задает

вопросы и требует на них немедленного ответа. Для этих учащихся более благоприятна ситуация письменного ответа, а не устного.
Учащиеся со слабой нервной системой при ограниченном времени во время ответственной, требующей нервно-психического напряжения, контрольной или экзаменационной работе могут показывать плохие результаты.
Приводит к появлению неуспеваемости ситуация, когда на уроке требуется усвоить большой по объему и разнообразный по содержанию материал. Работа в шумной неспокойной обстановке, когда учитель подает материал в достаточно высоком темпе и не ясна последовательность вопросов, обращенных к классу – еще одна причина неуспеваемости учащихся.

К неуспеваемости может привести ситуация, когда учитель в высоком темпе задает вопросы и требует на них немедленного

Слайд 20Для учащихся со слабой нервной системой недопустимо быстрое переключение внимания с

одного вида работы на другой.

Для учащихся со слабой нервной системой недопустимо быстрое переключение внимания с одного вида работы на другой.

Слайд 21Учащиеся с инертной нервной системой
Учащиеся с инертной нервной системой характеризуются замедленным

протеканием нервных процессов.
Согласно психологическим исследованиям, инертные школьники чаще относятся к категории неуспевающих и слабоуспевающих
Слабость и инертность нервной системы при неправильно организованном образовательном процессе неизбежно повлекут за собой трудности и отставание в учебе.
Если педагоги не знают или не умеют определить тип нервной системы учеников, то можно предположить, что слабые и инертные школьники обречены на плохую успеваемость.
Учащиеся с инертной нервной системойУчащиеся с инертной нервной системой характеризуются замедленным протеканием нервных процессов.Согласно психологическим исследованиям, инертные

Слайд 22Дело в дидактике
Следовательно, немалую роль приобретают особенности организации образовательного процесса, зависящие

от учителя. Зная индивидуальные черты своих учеников, педагог может применять по отношению к ним специальные приемы, облегчающие их учебную деятельность.

Дело в дидактикеСледовательно, немалую роль приобретают особенности организации образовательного процесса, зависящие от учителя. Зная индивидуальные черты своих

Слайд 23Неуспеваемость: предупреждение и устранение
Если запастись терпением и проявить старание,
то посеянные семена

знания
непременно дадут добрые всходы.
Леонардо да Винчи.
Неуспеваемость: предупреждение и устранение Если запастись терпением и проявить старание,то посеянные семена знаниянепременно дадут добрые всходы.Леонардо да

Слайд 24 Рассмотрим эти пути
Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том

числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий.
Педагогическая диагностика - это систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление проблем, которые возникают в образовательном процессе.
Педагогическая терапия направлена на реализацию мер по устранению отставаний в учебе. К ним относятся либо дополнительные занятия, либо группы выравнивания
Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.



Рассмотрим эти пути  Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение

Слайд 25тактика
Целью работы с неуспевающими учащимися считается как ликвидация пробелов в знаниях,

так и развитие познавательной активности учащихся. Устранив неуспеваемость, ученик в дальнейшем должен иметь положительную успеваемость и не отставать от программы.
Воспитательное воздействие должно распространяться на всех учащихся. Меры педагогического воздействия служат для общего улучшения условий обучения и воспитания учащихся в школе. К таким мерам относится улучшение контроля, рекомендации по совершенствованию образовательного процесса, стимулированию учебной деятельности и развитию интересов учащихся.

тактикаЦелью работы с неуспевающими учащимися считается как ликвидация пробелов в знаниях, так и развитие познавательной активности учащихся.

Слайд 26Виды помощи неуспевающему ученику
Помощь должна быть направлена на изменение особенностей мыслительной

деятельности. Важные элементы формирования мыслительной деятельности- сравнение, анализ, синтез, абстракция.
Помощь ученику на уроке.
Помощь учащимся со слабой нервной системой.
Сформировать мотивацию учения — значит помочь преодолеть неуспеваемость.


Виды помощи неуспевающему ученикуПомощь должна быть направлена на изменение особенностей мыслительной деятельности. Важные элементы формирования мыслительной деятельности-

Слайд 27Методы стимулирования учащихся с целью предупреждения неуспеваемости.
Отметка как стимул успешного учения.

Отметка учителя для ученика должна иметь содержательный и стимулирующий смысл. Для этого необходим эталон, которым оперирует учитель в своей оценочной деятельности в отношении ученика. Эталон должен быть понятен самому школьнику важно, чтобы представления учителя и ученика при этом совпадали. Важно доверие ученика к учителю и его оцениванию.
Поощрение и наказание как методы стимулирования учебной деятельности. Поощрение — это стимулирование положительных действий учащихся с помощью высокой оценки поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания педагогом его усилий и стараний. Поощрение закрепляет положительные навыки и привычки. Действие этого метода основано на возбуждении положительных эмоций. Именно поэтому оно вселяет уверенность, создает приятный настрой на учебную деятельность. Основные формы поощрения — это одобрение, похвала, награждение, устная и письменная благодарность,
Методы стимулирования учащихся с целью предупреждения неуспеваемости.Отметка как стимул успешного учения. Отметка учителя для ученика должна иметь

Слайд 28Наказание — это метод педагогического воздействия, который должен предупреждать нежелательные действия,

тормозить их, останавливать негативные проявления личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождения чувства вины, стыда и раскаяния. Самой распространенной формой наказания является замечание учителя. Замечание должно быть обращено к конкретной проблеме в учебной деятельности. Оно должно делаться в вежливой, но в официальной категорической форме и осуществляться обычно с помощью прямого непосредственного требования и разъяснения.
Наказание требует педагогического такта, хорошего знания возрастной психологии, а также понимания того, что одними наказаниями неуспевающим учащимся не помочь. Поэтому наказания применяются редко и только в комплексе с другими методами воспитания.
Помочь учащемуся выбрать правильную линию успешного обучения — вот основное назначение поощрения и наказания как средства педагогического стимулирования учебной деятельности.

Наказание — это метод педагогического воздействия, который должен предупреждать нежелательные действия, тормозить их, останавливать негативные проявления личности

Слайд 29Создание ситуации успеха.
Субъективно-прагматический метод стимулирования учебной деятельности. Метод создания условий, когда

быть невоспитанным, необразованным, нарушать дисциплину и общественный порядок становится невыгодно.


Создание ситуации успеха.Субъективно-прагматический метод стимулирования учебной деятельности. Метод создания условий, когда быть невоспитанным, необразованным, нарушать дисциплину и

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть