Слайд 1Особенности психического развития детей с нарушением интеллекта.
Гайсина Я.Р.
Слайд 2Развитие в первый год жизни.
Они позже начинают держать головку, переворачиваться, стоять
с опорой, сидеть, ползать, ходить. Значительно задерживается социально-эмоциональное развитие, которое характеризуется бедными эмоциональными реакциями на появление близкого взрослого, его улыбку, ласковые слова. Улыбка у малыша с нарушением интеллекта появляется к 5-6 месяцам и позже (при нормальном развитии - к 2-3 месяцам). Она кратковременна.
Слайд 3Развитие к году:
Позже осваивает предметное пространство;
Стертость эмоциональных реакций;
отсутствие интереса к окружающему
миру;
не формируются или недостаточно формируются первые формы общения со взрослым;
практически отсутствует овладение предметной деятельностью;
первые социальные эмоции стерты, сформированы недостаточно;
Не развивается активность;
познавательная сфера не получает достаточных стимулов для развития.
Слайд 4Чем более выражена степень снижения интеллекта у ребенка, тем заметнее отставание
в сроках становления новообразований этого возрастного периода.
Вместе с тем родители, как правило, не замечают задержки в развитии ребенка, а если и видят ее, то надеются, что в скором времени это отставание будет преодолено, они не спешат обращаться к специалистам.
Слайд 5Ранний возраст
Не все малыши с нарушением интеллекта начинают ходить к полутора
и даже к двум годам, у некоторых становление этой функции задерживается до конца раннего возраста. Походка длительное время остается неустойчивой, раскачивающейся, неуклюжей.
наблюдаются полевое поведение (непроизвольное, обусловленное той материальной обстановкой, которая ребенка окружает);
слабый интерес к предметному миру;
общая эмоциональная вялость, апатичность, патологическая инертность.
Слайд 6Не развивается знаково-символическая функция сознания;
проявляют кратковременный интерес к игрушкам;
совершают стереотипные, однообразные
действия;
Предметную деятельность в раннем возрасте они полноценно не осваивают вследствие отсутствия стремления к активному познанию окружающего мира, несформированности подражания, из-за низкого уровня развития общения, восприятия, моторики.
Слайд 7Речевое развитие детей характеризуемой категории также своеобразно. Процесс накопления словаря у
них идет более медленно, объем пополняемой лексики значительно ниже, чем в норме. У большинства детей в раннем возрасте речь не появляется, а начинают говорить они в младшем и среднем дошкольном возрасте (Е.А. Стребелева).
К трем годам они не выделяют себя из окружающего мира, как их нормально развивающиеся сверстники. У них не складывается представление о себе, отсутствуют личные желания.
Таким образом, к концу раннего возраста малыши с интеллектуальными нарушениями имеют значительное отставание в психическом, речевом, социальном развитии, а также в развитии предметной деятельности.
Слайд 8Дошкольный возраст
несформированное или недостаточное развитие психических процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления;
игровая
деятельность к концу дошкольного детства находится на начальной ступени развития;
характерным является многократное, стереотипное повторение одних и тех же действий, осуществляемых без эмоциональных реакций, без использования речи;
Слайд 9На первый план выступают нарушения внимания: внимание детей трудно собрать, они
не могут сосредоточиться на выполнении задания, у них повышенная отвлекаемость, рассеянность. Дошкольников с нарушением интеллектуального развития привлекают яркие, красочные предметы и игрушки, однако они быстро теряют к ним интерес.
Такие дети не овладевают или недостаточно овладевают перцептивными действиями (действия рассматривания, ощупывания, выслушивания).
В дошкольном возрасте у детей с нарушением интеллекта резко проявляются нарушения памяти.
Слайд 10У этих детей к концу дошкольного возраста не формируются произвольные формы
психической деятельности: произвольное внимание, произвольное запоминание, произвольное поведение.
Ведущей формой мышления у дошкольников с нарушением интеллекта является наглядно-действенное мышление, хотя оно не достигает того уровня развития, как у нормально развивающихся детей.
К концу дошкольного возраста у детей с интеллектуальными проблемами, не получающими специальную коррекционную помощь, «фактически отсутствует возможность решения наглядно-образных задач».
Слайд 11Список литературы
1. Основы олигофренопедагогики/ В.М. Мозговой, И.М. Яковлева, А.А. Ерёмина. –
М.: Издательский центр «Академия», 2006.
2. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников Гаврилушкина О.П. , Соколова Н.Д. – М., 1985.
3. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста.- Серебрякова Н.В.
4.Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Стребелева Е.А., Мишина Г.А., и др.- Издательство «Просвещение», 2005