Слайд 1ЗАНЯТИЕ №3
«Написание основной части исследовательской работы»
Слайд 2Основная часть:
гипотеза
цель
основные задачи
объект исследования
предмет исследования
методы и методики решения основных задач
подробный
план исследования
описание исследования
Слайд 3Гипотеза
Гипотеза – это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не
подтверждено и не опровергнуто.
Это предполагаемое решение проблемы в данной области исследования, решение противоречивой ситуации.
Слайд 4Требования, предъявляемые к гипотезе:
Гипотеза:
должна содержать предположение
должна быть проверяема, подтверждаема
при помощи методик
должна быть логически непротиворечивой
должна быть реально опровергаемая или доказуемая
должна быть обозначена грамотно и четко, строго в соответствии с предметом исследования.
должна быть сформулирована утвердительно, чтобы в конце предложения стоял знак препинания «точка», а не «вопросительный знак».
Слайд 5Шаблоны формулировки гипотезы
Мы предполагаем, что…
Допустим, что…
Если…, то…
…будет осуществляться эффективно при наличии
(при условии)
Это возможно, если…
Предполагается, что формирование… становится успешным при следующих условиях…
… влияет на… в тех случаях, если…
Можно предположить, что применение… повысит уровень…
Использование (создание)…позволит обеспечить…
Слайд 6Типичные ошибки при формулировании гипотезы:
Гипотеза содержит положения, не требующие доказательств
Гипотеза не
отражает проблему исследования
Гипотеза не соответствует теме исследования
Слайд 7Пример
Тема: «Сравнительная характеристика повести «А зори здесь тихие…» и её экранизаций»
Проблема заключается в том, что до сих пор нет обобщения сравнительных анализов текста и его двух экранизаций, созданных в XX и XXI веках, в то время как имеется потребность в наблюдении за изменением художественного образа благодаря новому поколению зрителей.
Гипотезы : предположение о том, что
1. обе экранизации близки к тексту повести Б. Л. Васильева;
2. экранизация 2015-го года благодаря цветному исполнению и современным технически решениям рассчитана на поколение, которое не смотрело фильм 1972-го года и не читало повести.
Слайд 8Пример
Тема: «Эффективные способы профилактики против бактерий и вирусов в общественных помещениях
в период острых респираторных заболеваний»
Проблема: как понизить риск заражения гриппом и ОРЗ в общественных помещениях?
Гипотеза: предположим, что проветривание является самым эффективным методом борьбы против бактерий и вирусов в период простуд и эпидемий гриппа.
Слайд 9Пример
Тема: «Влияние смеси солей тяжелых металлов (кадмия и меди) на рост
водоросли Chlorella vulgaris»
Проблема: Тяжёлые металлы являются одним из наиболее распространённых загрязнителей водоёмов. Они попадают в водоёмы с промышленными стоками, из атмосферы, при внесении в почву химикатов, в том числе удобрений. Достаточно хорошо изучено влияние отдельных тяжелых металлов на различных обитателей водной среды (гидробионтов). На основании этих данных установлены нормативы содержания этих поллютантов в водоемах. Однако до сих пор остается недостаточно изученным вопрос о совместном влиянии тяжелых металлов.
Гипотеза: Мы предполагаем, что сочетанное воздействие солей меди и кадмия на рост водоросли хлорелла будет более негативным, чем их раздельное влияние.
Слайд 10Пример
Тема: «Влияние полимеров на эксплуатационные свойства дорожных битумов»
Проблема: Несмотря на заинтересованность
людей в сохранении экологии, в России вторичное применение пластиковых отходов находится на достаточно низком уровне. Одним из способов использования переработанного пластика может быть добавление некоторых полимеров в дорожные битумы, что, может разрешить проблему разрушения покрытий автодорог.
Гипотеза: полимеры способны повысить эксплуатационные свойства дорожных битумов, в частности нефтепродукта марки БНД 100/130.
Слайд 11Цель
Цель – существительное!!!(то, что должно быть достигнуто в итоге работы).
Целей
не может быть много – одна или две.
Цель должна быть проверяема, конечна, поэтому в качестве цели не может быть заявлен процесс, который развивается бесконечно, в течение всей человеческой жизни (изучение, анализ, рассмотрение, поиск и т.п.)
должна вытекать из названия работы
Слайд 12Задачи
Задачи исследования понимаются как этапы к достижению поставленной цели. Задачи обычно
даются в тексте перечислением и начинаются с глаголов: проанализировать, сопоставить, измерить, изучить, описать, установить, сравнить, выявить, рассмотреть, создать, оценить и т.п.
К каждой цели должно быть представлено не менее трех задач!!!
Задачи исследования конкретизируют цель и служат для проверки гипотезы
Слайд 13Пример
Тема: «Взаимодействия света со средами с периодически распределенным показателем преломления»
Цель: Выявить
основные физические явления, протекающие в кристаллах с периодически распределенным показателем преломления.
Задачи:
1. Осуществить литературный поиск по физическим явлениям в структурах с распределенным показателем преломления
2. Выявить влияние периодически распределенного показателя преломления на интенсивность прошедшего света через кристалл.
3. Изучить дифракцию света на структурах с периодически распределенным показателем преломления.
4. Выяснить влияние интерференции на спонтанное рассеяние света в структурах с периодически распределенным показателем преломления.
Слайд 14Пример
Тема: «Биолюминесцентный метод тестирования растворов для линз»
Цель: Выявление эффективность действия
дезинфицирующих свойств универсального средства, применяемого для промывания контактных линз.
Задачи:
1. Выявить наиболее популярные универсальные растворы для промывания контактных линз среди учащихся.
2. Определить интегральный показатель токсичности универсальных растворов российского и зарубежного производства для промывания контактных линз.
3. Проанализировать эффективность действия дезинфицирующего свойства универсальных растворов после промывания в них контактных линз.
Слайд 15Пример
Тема: «Влияние смеси солей тяжелых металлов (кадмия и меди) на рост
водоросли Chlorella vulgaris»
Цель работы: исследование совместного влияния солей тяжелых металлов (меди и кадмия) на рост водоросли Хлорелла.
Задачи:
Изучить ответную реакцию водоросли хлорелла (прирост численности клеток) на раздельное действие солей меди и кадмия.
Исследовать комбинированное воздействие солей меди и кадмия на рост водоросли хлорелла. Сравнить отдельное и комплексное действия тяжелых металлов на водоросль.
Слайд 16Пример
Тема: «Паспорт маршрута «Сплав по реке Мана-2017»
Цель: Составление паспорта туристического
маршрута «Сплав по реке Мана-2017»
Задачи:
1. Познакомиться с требованиями к составлению паспорта маршрута.
2. Описать каждый день прохождения маршрута в ходе похода «Сплав по реке Мана – 2017».
3. Составить паспорт для тиражирования среди туристских групп.
Слайд 17Пример
Тема: «Серебряное сечение в Красноярске»
Целью работы является выявление примеров использования
«серебряного сечения» и его присутствия в искусстве, архитектуре г. Красноярска, в картинах красноярских художников, в литературных произведениях красноярских поэтов. 126
Задачи:
узнать, какие расчёты требуются для построения «серебряного сечения»;
сконструировать инструмент для определения «серебряных пропорций»;
найти свои примеры использования «серебряного сечения» в архитектурных постройках г. Красноярска, в произведениях живописи красноярских художников;
исследовать стихи красноярских поэтов на наличие серебряного сечения, проверить совпадает ли строка серебряного сечения с главной мыслью стихотворения;
показать гармонию «серебряных пропорций» в произведениях искусства наших земляков
Слайд 18Пример
Тема: «Взаимодействие природы и архитектуры города Красноярска»
Цель исследования: оценить
взаимодействие архитектуры и природы города Красноярска.
Задачи:
1.Описать значение терминов «природа», «архитектура», « взаимодействие».
2. Рассмотреть виды взаимодействия архитектуры и природы.
3.Проанализировать примеры памятников природы и архитектуры города.
4.Определить эталонные образцы взаимодействия архитектуры и природы Красноярска.
Слайд 19Пример
Тема: «Языковое воплощение образов «сладкой» рекламы»
Цель: выявление языкового содержания образов «сладкой»
рекламы.
Задачи исследования:
1) изучить научную литературу по теме исследования;
2) провести анализ роликов, рекламирующих сладости;
3) выявить методы и приемы создания образов.
Слайд 20Объект исследования
Объект исследования - это то, на что направлено внимание исследователя, то,
что подлежит рассмотрению. Объект служит источником необходимой для исследователя информации.
Объектами исследования могут быть растения, животные, насекомые и другие живые существа, а также звезды, планеты, облака, т.е. то, что за чем мы можем следить и наблюдать на протяжении определенного времени.
Также объектом исследования может быть процесс или явление действительности.
Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматривается?
Слайд 21Предмет исследования
Предмет исследования более конкретен! Это отдельная сторона изучаемого объекта, дающая
представление о том, как исследователь рассматривает объект, какие новые качества, свойства, функции ему присущи.
Обычно название предмета исследования содержится в ответе на вопрос: что конкретно изучается?
В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования.
Предмет исследования определяет ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ самого исследования.
Слайд 22Проще говоря
Предмет – это то, что нас реально интересует
Объект – это
то, с чем мы работаем в исследовании, чтобы это узнать.
Слайд 23Примеры объекта и предмета исследования
Тема: «Определение радиационного фона села Сизая»
Объект
исследования: территория поселения с. Сизая.
Предмет исследования: радиационный фон.
Слайд 24Примеры объекта и предмета исследования
Тема: «Система ухода за растениями в домашних
условиях «Smart Окно»»
Объект исследования: домашние растения.
Предмет исследования: автоматизация ухода за растениями в домашних условиях.
Слайд 25Примеры объекта и предмета исследования
Тема: «Приемы устного счета»
Объект исследования:
устный счет
Предмет исследования: рациональные приемы устных вычислений
Слайд 26Методы и методики исследования
Методы и методики решения основных задач – те
способы деятельности, которыми вы пользовались, чтобы разрешить поставленные задачи и достичь цели исследования.
Методы научного исследования делятся на две группы: теоретические и эмпирические
Теоретические методы раскрывают сущность изучаемых явлений, выявляют закономерные связи и отношения. Они используются при определении проблемы и формулировании гипотезы исследования (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, определение понятий и др.)
Эмпирические методы служат средством сбора конкретных фактов, направлены на их выявление и описание явлений (наблюдение, эксперимент, моделирование, анкетирование, интервьюирование, опрос, тестирование и др.)
ВАЖНО!!! Методы и методики должны соответствовать заявленной цели и задачам ( в случае авторских методов должны быть ссылки или подробное описание)
Слайд 27Примеры определения методов исследования
Тема: «Дымить, или не дымить?»
Методы и методики
решения основных задач: теоретические (анализ литературных источников по проблеме), эмпирические (беседа, наблюдение, эксперимент), методы статистической обработки (сравнительный анализ с использованием программного обеспечения).
При выполнении работы использовалась авторская методика Кратасюк В. А. - методика люциферазного тестирования.
Слайд 28Примеры определения методов исследования
Тема: «Создание приложения-тренажера для подготовки практической части ЕГЭ
по информатике»
Цель: Создание тренажера по подготовке к ЕГЭ (программирование) на операционную систему Android
Методы:
Сбор и анализ информации;
Системный анализ;
Сравнение и обобщение;
Методы проектирование программного обеспечения;
Технология объектно-ориентированного программирования.
Слайд 29Примеры определения методов исследования
Тема: «Поляризация света»
Цель работы: исследовать явление поляризации
света.
Методы исследования: общетеоретический метод (логический анализ литературы), наблюдение, эксперимент.
Слайд 30Примеры определения методов исследования
Тема: «Время реакции водителя. Управление автомобилем одной педалью»
Цель работы: Разработать систему, позволяющую уменьшить время реакции водителя в критических ситуациях.
Методы: моделирование, анализ, синтез, сравнение, обобщение, интеграция, эксперимент.
Слайд 31Примеры определения методов исследования
Тема: «Взаимосвязь временной перспективы и профессионального самоопределения в
старшем подростковом возрасте»
В качестве основных методов сбора информации использовались: «Опросник временной перспективы» (Ф. Зимбардо); «Статус профессиональной идентичности» (А. А. Азбель); «Опросник профессиональной установки подростков» (И. М. Кондаков).
Слайд 32План исследования
План исследования представляет собой не что иное, как последовательность мероприятий,
которые решают поставленную перед исследователями цель
Слайд 33Этапы выполнения научно-исследовательской работы
Первый этап — подготовка к исследованию
1. Предварительный выбор
темы и составление списка литературы по проблеме исследования.
2. Определение объекта и предмета исследования.
3. Выделение основных понятий темы.
4. Изучение литературы по теме исследования.
5. Уточнение темы; формулировка гипотезы, цели и задач; выбор методов исследования
Слайд 34Этапы выполнения научно-исследовательской работы
Второй этап — подготовка и проведение исследования
1. Подготовка
диагностических материалов по теме исследования.
2. Проведение исследования по теме (опыты, эксперименты).
3. Анализ исследования, выводы по эксперименту
Слайд 35Этапы выполнения научно-исследовательской работы
Третий этап — оформление исследовательской работы
1. Написание основной
части работы, ее введения и заключения:
а) определение композиции работы;
б) выбор стиля и языка исследования;
в) написание выводов;
г) составление заключения;
д) написание введения.
2. Составление списка литературы.
3. Составление списка иллюстрации.
4. Составление приложений.
Слайд 36Этапы выполнения научно-исследовательской работы
Четвертый этап — подготовка и защита работы
1. Сдача
работы руководителю для получения отзыва и рецензии.
2. Подготовка презентации (текста) для публичной защиты
Слайд 37Пример плана исследования
Тема: «Моделирование деятельности оценщика недвижимости при помощи нейросети»
Цель
работы - разработать приложение на языке PascalABC для массовой оценки недвижимости города Канска с помощью нейросетевого моделирования.
План исследования:
I. Изучение технологии искусственного интеллекта для проектирования нейронной сети, ее обучения, оптимизации и тестирования.
II. Анализ информационных ресурсов агентств недвижимости г. Канска.
III. Обработка статистической информации. Выбор и кодирование ключевых параметров.
IV. Выбор выходной переменной и единиц измерения.
V. Формирование множества примеров для обучения нейронной сети.
VI. Подбор примеров тестирующего множества.
VII. Создание кода программы на языке Pascal.
VIII. Разработка и создание windows-приложения.
IX. Проведение экспериментов над нейросетевой моделью.
X. Оценка степени точности компьютерного прогнозирования.
Слайд 38Пример плана исследования
Тема: ««Тропы и фигуры как средство манипуляции в современной
российской рекламе»
Этап. Подготовительный (ноябрь - декабрь)
1.1. Изучение научной и публицистической литературы по теме исследования.
1.2. Изучение понятий: реклама, являются аллегория, гипербола, метафора, метонимия, олицетворение, сравнение
1.3. Составление вопросов для социологического опроса.
1.4. Проведение социологического опроса.
Синтез результатов социологического опроса
Этап. Основной (январь)
2.1. Работа с источниками получения информации для исследования: поиск реклам и выявление в них выразительно-изобразительных средств
2.2. Проведение работы по определению функций выразительно-изобразительных средств в современной российской рекламе.
Этап. Заключительный (февраль)
3.1. Оформление собранных материалов.
3.2. Подготовка презентации работы.
Слайд 39Текст работы (теоретические основы исследования, описание методов исследования, анализ исследуемого материала)
Текст в сопровождении иллюстраций (чертежи, графики, таблицы, фотографии) представляет собой описание исследовательской работы.
Соответствие содержания работы сформулированной теме, поставленной цели и задачам
Присутствует логика изложения, убедительность рассуждений
Новизна работы; оригинальность мышления
Полнота цитируемой литературы, ссылки на известные работы ученых и исследователей, занимающихся данной проблемой
Иллюстрации выполняются на отдельных страницах, которые размещаются после ссылок в основном тексте.
Слайд 40Описание исследования (шаблоны)
В качестве материала для исследования мы взяли…
Исследование проводилось на
материале…
Источником примеров стали…
Анализируя специальную литературу, мы обнаружили…
Материалом для нашего исследования послужили…
Для того, чтобы выяснить … мы решили провести опрос … среди учащихся / родителей нашего класса. Опрос проводился посредством анкетирования / опроса в социальных сетях. В опросе приняли участие … учащихся и … родителей.
Респондентам были заданы следующие вопросы: …
Результаты анкетирования представлены в таблице 1.
На рисунке 2 вы можете видеть …
На рисунке 3 представлены …
В данном случае мы видим … / имеем дело с …
При этом нельзя не отметить …
Обращает на себя внимание тот факт, что …
Диаграмма показывает …
Слайд 41Научная новизна
Научная новизна исследования - это критерий научного исследования, определяющий степень
преобразования, дополнения, конкретизации научных данных.
Научная новизна - что сделано из того, что другими не было исследовано, какие результаты получены впервые.
Научная новизна исследования предполагает три уровня: изменение известной информации; увеличение и дополнение известных сведений ; уточнение, конкретизация известной информации.
Слайд 42Новизна (шаблоны)
На сегодняшний день существуют работы, посвященные … Однако мы решили
изучить эту тему на примере своего класса/школы и в этом заключается новизна нашего исследования.
Нами были разработаны (основы …)
Нами были раскрыты (состав и структура …)
Нами были обоснованы ( положения о…)
Нами были определены (условия…)
Нами были выявлены ( совокупность…)
Нами были установлены ( критерии…)
Слайд 43Новизна работы (пример)
Тема: «Влияние полимеров на эксплуатационные свойства дорожных битумов»
Цель
работы: исследовать возможность утилизации пластиковых отходов для повышения эксплуатационных свойств дорожных битумов. 87
Новизна нашей работы заключается в том, что в ней экспериментально подтверждена целесообразность использования полиэтилена высокого давления в качестве модификатора дорожного битума.
Слайд 44Новизна работы (пример)
Тема: «Эмоциональная память и игры Genki на уроках английского
языка в школе»
Новизна данного проекта в том, что он разработан для 7 классов к УМК «Английский в фокусе» и предлагает ресурсы для развития эмоциональной памяти на каждом уроке английского языка. В ходе апробации на уроках ученики играли в игры Genki. Тестирование показало, что проект помогает развивать эмоциональную память. Игра – тестирование на знание учебного материала показала, что проект помогает учащимся говорить на английском языке и испытывать положительные эмоции от общения.
Слайд 45Новизна работы (пример)
Тема: «Сравнительная характеристика повести «А зори здесь тихие…» и
её экранизаций»
Новизна исследования заключается в сравнении повести Б. Л. Васильева и двух её экранизаций режиссеров С. И. Ростоцкого и Р. Ф. Давлетьярова, попытавшихся донести до нас свои интерпретации, результаты которого оформлены в виде таблицы.
Слайд 46Новизна работы (пример)
Тема: «Языковое воплощение образов «сладкой» рекламы»
Научная новизна нашего
исследования состоит в том, что ранее языковое содержание рекламы сладостей не рассматривалось.
Слайд 47Новизна работы (пример)
Тема: «Авторская позиция в миниатюре В. П. Астафьева «Вербное
воскресение»»
Научная новизна заключается в том, что миниатюра «Вербное воскресение» до сих пор не становилась объектом подробного филологического анализа.