Слайд 1Начало формирования научного подхода
к исследованиям в области литературы
на примере
спецкурса
«Страницы русской классики
в искусстве»
Зуева Елена Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1», г. Усолье-Сибирское
Слайд 2
Не должно быть слепых
к красоте, глухих к слову
и настоящей музыке, черствых
к добру, беспамятных
к прошлому, а для всего этого нужны знания, нужна интеллигентность, дающаяся гуманитарными науками…
Д.С.Лихачёв
Слайд 3 Цель спецкурса:
Воспитание Человека Культуры – свободной, гуманной, творческой личности.
Задачи :
способствовать
развитию собственного, творческого восприятия литературы и других видов искусства;
содействовать формированию целостного мироощущения, созданию нравственной и эстетически полноценной среды для общения
с искусством во всем многообразии его видов;
способствовать созданию опыта сотворчества.
Слайд 4Программа спецкурса включает
следующие разделы:
8 класс
Виды искусства.
Многообразие видов искусства.
Синкретизм (нерасчлененность, слитность между собой) и синтез (соединение и органическое единство различных видов искусства).
II. Художественный образ. Специфика образного решения в разных видах искусства.
Разделы III – V включены в программу
8-9 классов, различаться будут
содержательным компонентом.
Слайд 5III. Пространственно-временные искусства: драматический и музыкальный спектакли, кинофильмы.
IV. Временные искусства: художественная
литература, музыка. Музыка и слово.
Интонация в музыке и слове;
Способы соединения музыки и художественного слова;
Музыка поэзии и прозы;
Принципы музыкальной композиции и поэтические произведения.
(8 класс –– песни, романсы на стихи А.С.Пушкина, М.Ю Лермонтова ;
отрывок из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» - «Три чуда»)
Слайд 6V. Пространственные (пластические) искусства: изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство и др.
Портрет
Иллюстрация
Роль пейзажа
в восприятии произведения литературы
Идейно-художественные приёмы в искусстве.
(8 класс – портреты А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, рисунки А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, иллюстрации к их произведениям самих авторов и разных художников)
Слайд 7Виды деятельности учащихся
Работа со справочной литературой, составление понятийных словарей
Устное словесное рисование,
иллюстрирование
Просмотр и анализ фрагментов фильмов и их сопоставление с художественными текстами
Рецензии на фильм, спектакль
(по выбору учащихся)
Слайд 8Виды деятельности учащихся
Рецензия на игру актеров (по выбору учащихся)
Слушание музыки, сопоставление
текста произведения с его музыкальной интерпретацией
_ Подготовка сценариев по произведениям русских писателей
Представление мультимедийных программ и их обсуждение и др.
Слайд 9Многообразие видов искусства (на примере сказок А.С.Пушкина)
Сопоставление текста произведения с его
интерпретацией:
«Сказка о царе Салтане»
Иллюстрации к сказке разных художников
Фрагменты «Белка» и «Царевна-лебедь» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.Римского-Корсакова
Мультфильм
Слайд 10При сравнительном анализе необходимо:
определиться в понятиях;
определить предмет сравнительного анализа;
обозначить
содержание того, какие области предмета сравниваются;
определить, относительно чего мы сравниваем;
с какой целью сравниваем.
Слайд 11Что мы сравниваем?
Произведения одного вида искусства
1. Сюжет
2. Цветовое решение
3. Направление
в искусстве, манера исполнения
4. Воздействие на реципиента
5. Соответствие формы содержанию
6. Композиция
7. Эстетическая ценность
Слайд 12Сравниваем произведения одного вида искусства
Слайд 13План анализа картины
Автор, название
Сюжет, главные герои
Жанр, направление (школа, стиль)
Композиция, анализ цветовой
гаммы
Как вы думаете, что побудило автора создать данное произведение (история создания)
Слайд 14Что мы сравниваем?
Произведения различных
видов искусства
1. Выразительные средства, которые использовал автор
2.
Мера воздействия на реципиента
3.Возможность сочетания, взаимодействия с другими видами искусства
Слайд 15План анализа кинофильма
Название, режиссер
Родина кинофильма
Актеры
Жанр (сочетание жанров)
Сюжет, главные герои
Запомнившиеся эпизоды
Проблемы,
поднимаемые фильмом
Чувства, настроения, вызываемые фильмом
Можно ли назвать данный фильм произведением искусства?
Слайд 16Рецензия
(от лат. Recensio "рассмотрение")
Отзыв, разбор и оценка нового художественного
( литературного, театрального, музыкального, кинематографического и т.д.), научного или научно - популярного произведения; жанр критики литературной и газетно- журнальной публицистики.
Слайд 17Чем рецензия отличается от отзыва?
Отзыв - это выражение собственного отношения
к прослушанному или прочитанному; эмоциональная оценка личного восприятия произведения
с обоснованием: что в произведении вызвало именно эти чувства и переживания.
Слайд 18 Отличие рецензии от отзыва в том, что рецензент не просто выражает
свое мнение, а анализирует произведение
с позиций литературоведения.
Задача рецензии - обратить внимание читателей на конкретное произведение, помочь понять и полюбить его.
Слайд 19Структура рецензии.
I. Информационный блок
Первоначальные сведения об авторе и его произведении
Изложение содержания,
пересказ
Информация о художественном строе вещи, ее стилистике
Слайд 20Структура рецензии
II. Аналитический блок
Определение критериев анализа и оценок
Определение исходного тезиса
рецензии
Определение
темы и идеи текста
Слайд 21Продуктивность спецкурса
детские работы\результы.doc
детские работы\Вика.doc
детские работы\Полиннкевич.doc
детские работы\Корнилова.doc
детские работы\«Я верю в настоящие ...
Корниловой.doc
детские работы\Кириченко.doc
Слайд 22Победитель областного конкурса
«Три символа на фоне истории»
детские работы\Кутепова.doc
Слайд 23«Шаг в будущее, Сибирь»
детские работы\Полубесова\Шаг испр.doc
детские работы\Полубесова\прилож.doc
Слайд 24 «Все звуки светятся, и все цвета звучат…»
(Полубесова Е.)
Слайд 25Иллюстрация Верещетиной Риты
к работе Полубесовой Е. «Все звуки светятся, и все
цвета звучат…»