Слайд 1Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области Петровский агропромышленный лицей
УСТРОЙСТВО И
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ
УСТРОЙСТВО СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ
Слайд 2Надежная и безаварийная работа ДВС (двигателя
внутреннего сгорания) не может быть
осуществлена без системы охлаждения. Ее
основные принципы функционирования удобно
представить в виде схемы системы охлаждения
двигателя. Основное предназначение системы –
отвод избыточного тепла от двигателя
и предохранение его от перегрева.
Дополнительная функция – обогрев автомобиля
печкой отопителя салона. Устройство и принцип
работы у разных типов автомобилей
примерно одинаковы.
Слайд 3Основные элементы, из которых состоит схема системы
охлаждения двигателя, встречаются и
схожи у разных типов
моторов: инжекторных, дизельных и карбюраторных.
Слайд 4Система жидкостного охлаждения дает возможность в
равной мере забирать тепло со
всех узлов и деталей
двигателя не зависимо от степени тепловой нагрузки.
Двигатель с использованием системы водяного охлаждения
создает меньше шума, чем двигатель с воздушным
охлаждением, обладает большей скоростью прогрева при
пуске и не так сильно склонен к детонации.
Система охлаждения двигателя содержит следующие детали и
элементы:
рубашка охлаждения (водяная рубашка);
радиатор;
вентилятор;
термостат;
жидкостный насос (помпа);
расширительный бачок;
соединительные патрубки и сливные краны;
также система охлаждения содержит отопитель салона.
Слайд 5Рубашкой охлаждения («водяной рубашкой»)
принято считать сообщающиеся между двойными
стенками полости
в тех местах, где наиболее нужен
вывод избыточного тепла.
Слайд 6Радиатор системы охлаждения предназначен для
рассеивания тепла в окружающую атмосферу. Он
конструктивно состоит из множества изогнутых
трубочек с дополнительными ребрами для
увеличения теплоотдачи.
Слайд 7Вентилятор, включающийся электромагнитной, реже
гидравлической муфтой, при срабатывании
температурного датчика охлаждающей
жидкости
усиливает набегающий на авто воздушный поток.
Вентиляторы с “классическим” (постоянно
включенным) ременным приводом встречаются в
наши дни редко, в основном, на старых автомобилях.
Слайд 8Центробежный жидкостный насос (помпа) в
системе охлаждения обеспечивает постоянную
циркуляцию охлаждающей
жидкости. Привод помпы
чаще всего реализован с помощью ремня или
шестерней. Двигатели с турбонаддувом и с
непосредственным впрыском топлива, как правило,
снабжены дополнительной помпой.
Слайд 9Термостат – главный узел, регулирующий потоки
охлаждающей жидкости, устанавливается обычно
между
входным патрубком радиатора и «водяной
рубашкой» двигателя, конструктивно выполнен в виде
биметаллического или электронного клапана. Назначение
термостата – поддержание заданного рабочего
температурного диапазона охлаждающей жидкости при всех
режимах работы двигателя.
Слайд 10Радиатор отопителя очень похож на радиатор системы
охлаждения меньших размеров и
расположен в
салоне авто. Принципиальное отличие состоит в том,
что радиатор отопителя передает тепло в салон, а
радиатор системы охлаждения – в окружающую среду.
Слайд 11Принцип работы системы охлаждения двигателя состоит в
следующем: цилиндры окружены «водяной рубашкой»
из
охлаждающей жидкости, отбирающей лишнее тепло и
переносящей его к радиатору, откуда оно передается в
атмосферу. Жидкость, непрерывно циркулируя, обеспечивает
оптимальную температуру двигателя.
Слайд 12Охлаждающие жидкости – антифризы, тосол и вода –
в процессе эксплуатации
образуют осадок и накипи,
нарушающие нормальную работу системы
охлаждения.
Вода не бывает химически чистой в принципе (за
исключением дистиллированной) – в ней содержатся
примеси, соли и всевозможные агрессивные
соединения. При повышенной температуре они
выпадают в осадок и образуют накипь.
В отличие от воды антифризы не создают накипи, но в
процессе эксплуатации разлагаются, а продукты
распада отрицательным образом сказываются на системе
охлаждения: на внутренних поверхностях металлических
элементов появляется коррозионный налет и наслоения
органических веществ.
Слайд 13Кроме этого, в систему охлаждения могут попадать
различные посторонние загрязняющие
субстанции:
масло, моющие средства или пыль.
Также систему могут загрязнять специальные
герметики, используемые для аварийной заделки
повреждений в радиаторах.
Все эти загрязнения оседают на внутренних
поверхностях системы охлаждения. Они
характеризуются плохой теплопроводностью и
забивают тонкие трубки и соты радиатора,
нарушая эффективную работу системы
охлаждения, что приводит к перегреву двигателя.