Слайд 1Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области Петровский агропромышленный лицей
УСТРОЙСТВО И
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ТРАКТОРОВ, СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ
УСТРОЙСТВО ДВИГАТЕЛЯ А-41 ТРАКТОРА ДТ-75
Слайд 2На тракторе установлен четырехцилиндровый четырехтактный
дизель водяного охлаждения А-41 мощностью 90 л.с.
Дизельный
двигатель А-41 унифицирован по основным
изнашиваемым деталям гильзо-поршневой группы и клапанному
механизму с двигателями ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238.
Справа на двигателе установлены: топливный насос с
регулятором числа оборотов основного двигателя, фильтры
грубой и тонкой очистки топлива, пусковой двигатель с редуктором,
впускной коллектор, управление коллектором, управление механизмом
декомпрессии, горловина для заливки малса, маслоизмеритель,
преключатель «зима-лето», краник слива воды из блок-каретра и
гидронасос НШ 10Е-Л.
Слева на двигателе установлены: выпускной
коллектор, полнопоточная масляная центрифуга, гидронасос НШ 46У-Л.
Спереди на двигателе установлены: водяной наосо и вентилятор,
натяжной ролик ремня вентилятора, генератор, шестерни распределения
в картере с крышкой, счетчик моточасов, передняя опора двигателя.
Сзади на двигателе установлены :муфта сцепления и воздухоочиститель.
Слайд 3ДВИГАТЕЛЬ А-41
Двигатель установлен на эластичных резино-металлических амортизаторах и закреплен на раме
трактора в трех точках – одной спереди и двух сзади.
Он соединен с трансмиссией трактора через главную муфту сцепления и карданную передачу. При помощи главной муфты сцепления соединяется и разъединяется коленчатый вал двигателя с трансмиссией трактора. Карданная передача с упругими элементами компенсирует несоосность и перекос соедияемых ею валов.
Слайд 41-вал распределительный;
2-счетчик моточасов;
3-крышка картера шестерен
распределения;
4-насос водяной;
5-головка цилиндров;
6-труба водоотводящая;
7-колпак головки цилиндров;
8-поршень в
сборе с шатуном;
9-сапун;
10-коллектор выпускной;
11-механизм декомпрессии;
12-воздухоочиститель
основного двигателя;
13-главная муфта сцепления;
14-вал муфты сцепления;
15-маховик;
16-картер маховика;
17-вал коленчатый;
18-крышка блок-картера нижняя
(масляный поддон);
19-механизм уравновешивания;
20-насос масляный;
21-шкив коленчатого вала
Слайд 5Блок-картер является остовом двигателя и
представляет собой чугунную отливку коробчатой
формы, разделенную вертикальными
перегородками
на отсеки. Торцовые стенки и
вертикальные перегородки блок-картера имеют в
нижней части приливы, образующие опоры для
вкладышей коренных подшипников.
В блок-картере устанавливаются «мокрые» гильзы
цилиндров. По нижнему посадочному поясу
гильзы уплотняются тремя резиновыми
уплотнительными кольцами.
В вертикальных перегородках блок-картера
расположены опоры распределительного вала.
Слайд 6Головка цилиндров.
На двигатель устанавливается одна, общая для всех
цилиндров головка. Головка цилиндров
представляет
собой чугунную отливку, которая крепится
шпильками, ввернутыми в блок-картер. Стык головки
цилиндров и блок-картера уплотняется асбостальной
прокладкой. Головка имеет водяную рубашку,
сообщающуюся с водяной рубашкой блок-картера.
В головке цилиндров размещены клапаны с
пружинами, коромысла клапанов, стойки коромысел
и форсунки.
Рабочие фаски седел впускных клапанов расточены
непосредственно в теле головки, а седлами
выпускных клапанов служат вставки, изготовленные
из жаростойкого чугуна.
Слайд 71-шестерня привода масляного насоса; 2-вал коленчатый; 3-вкладыш коренного подшипника; 4-заглушка; 5-
шатун;
6-палец поршневой;7- поршень; 8-гильза цилиндра; 9-блок-картер; 10- кольцо антикавитационное;
11- кольца уплотнительные гильзы цилиндра; 12- венец маховика; 13 –маховик; 14-подшипник; 15- корпус
сальника с манжетой; 16 – болт крепления маховика; 17- маслоотражатель; 18-полукольцо упорное; 19- болт
крепления крышки коренного подшипника; 20- шестерня привода механизма уравновешивания; 21- полость
для центробежной очистки масла; 22- крышка коренного подшипника; 23 –шайба поджимная; 24- болт; 25-
храповик; 26- болт; 27- шейка коленчатого вала; 28- маслоотражатель; 29- шестерня коленчатого вала
КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ
Слайд 8Кривошипно-шатунный механизм состоит из коленчатого вала 2 с
маховиком 13 и вкладышами,
шатунов 5 и поршневого комплекта.
Коленчатый вал – стальной, имеет четыре шатунных и пять коренных
шеек.
Шатунные шейки вала имеют полости 21, закрытые заглушками 4, в
которых масло подвергается дополнительной центробежной очистке
перед поступлением в шатунные подшипники. Осевые усилия, передаваемые на
коленчатый вал, воспринимаются через упорный бурт полукольцами 18.
Носок и хвостовик коленчатого вала уплотняются резиновыми самоподжимными
манжетами. Вкладыши подшипников коленчатого вала и нижней головки шатуна
изготовлены из биметаллической сталеалюминиевой ленты. В верхних шатунах и
коренных вкладышах имеется отверстие для подвода масла. От осевого
смещения вкладыши фиксируются выштампованными усиками, входящими в
пазы блок-картера, шатуна и крышек подшипников.
Верхний и нижний широкие вкладыши 1, 3, 5-й коренных опор
взаимозаменяемы.
Маховик крепится болтами к заднему торцу коленчатого вала, болты
предохраняются от самоотвертывания замковыми шайбами, каждая из которых
устанавливается под два болта. Маховик точно фиксируется относительно шеек
коленчатого вала двумя штифтами. Зубчатый венец маховика предназначен для
пуска двигателя.
Слайд 9Шатун – стальной, двутаврового сечения, с косым разъемом
нижней головки. Подшипник нижней
головки шатуна имеет
сменныевкладыши. Подшипником для поршневого пальца служит
бронзовая втулка, запрессованная в отверстие верхней головки шатуна.
Фиксация крышки нижней головки шатуна осуществляется при помощи
щлицевого замка с треугольными зубьями, что надежно предохраняет
крышку от радиального сдвига относительно шатуна. Болты крепления
крышки шатуна предохраняются от самоотвертывания замковыми
шайбами с усами, отогнутыми на грани болтов и крышки.
Слайд 101-болт шатунный
длинный;
2- шайба стопорная;
3- крышка шатуна;
4- вкладыш шатунного
подшипника;
5- шатун;
6- поршень;
7- кольцо стопорное
поршневого пальца;
8-палец поршневой;
9- втулка шатуна;
10-кольца поршневые
компрессионные;
11- кольца поршневые
маслосъемные
12-расширители
радиальные
маслосъемных колец;
13- болт шатунный
короткий
ПОРШЕНЬ В СБОРЕ С ШАТУНОМ
Слайд 11Поршневой комплект состоит из поршня, поршневых колец,
поршневого пальца и стопорных колец
Поршень
изготовлен изготовлен из высококремниестого
алюминиевого сплава. Выемка в днище поршня образует
камеру сгорания. Из за смещения форсунки камера сгорания
несколько смещена относительно оси поршня в плоскости,
перпендикулярной оси поршневого пальца, в сторону,
противоположную распределительному валу.
На поршень устанавливается пять колец: три
компрессионных 10 и два маслосъемных кольца 11.
Комплект поршневых колец унифицирован с комплектом
двигателя СМД-60. Маслосъемные кольца имеют
радиальные расширители 12.
Поршень с шатуном соединяется пальцем 8 «плавающего
типа», осевое перемещение которого в поршне
ограничивается стопорными кольцами 7.
Слайд 121-груз шестерни;
2-прокладка
регулировочная;
3-штифт;
4-шестерня
привода
иеханизма
уравновешивани
5- вал
коленчатый;
6-корпус;
7-шайба замковая;
8-болт;
9- шайба упорная;
10-шайба;
11-болт
МЕХАНИЗМ УРАВНОВЕШИВАНИЯ
Слайд 13Для уравновешивания сил инерции, возникающих при
возвратно-поступательном движении деталей шатунно
поршневой группы, на
двигатель устанавливается механизм
уравновешивания. Механизм состоит из корпуса 6, внутри
которого на подшипниках вращаются две дисбалансные
груз-шестерни 1. Груз-шестерни приводятся во вращение
шестерней привода 4, установленной на четвертой щеке
коленчатого вала. Механизм уравновешивания крепится
снизу к блок-картеру двумя болтами 11.
Слайд 141-вал распределительный; 2-опора оси толкателя; 3-пробка коническая; 4- ролик толкателя; 5-втулка
распределительного
вала; 6-шайба упорная; 7- шайба; 8-болт-поводок; 9- шестерня распределительного
вала; 10- клапан впускной; 11- втулка направляющая; 12- шайба; 13- пружины клапана; 14- тарелка пружин;
15- втулка тарелки пружин; 16- сухарик; 17-коромысло клапана; 18-ось коромысел; 19- верхний наконечник
штанги;20- винт регулировочный; 21- прокладка колпака; 22-колпак головки цилиндра; 23- клапан
выпускной; 24- седло клапана; 25- стойка валика декомпрессора; 26- пружина; 27- винт регулировочный
механизма декомпрессии; 28- стойка оси коромысел; 29- валик декомпрессора; 30- штанга толкателя; 31-
нижний наконечник штанги; 32- болт специальный; 33- пята толкателя; 34-ось толкателя; 35-опора оси
толкателя маслоподводящая; 36-толкатель
ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ
Слайд 15Механизм газораспределения – с верхним расположением клапанов в головке
цилиндров и нижним
расположением распределительного вала.
Механизм состоит из впускных и выпускных органов и деталей, передающих к
ним движение от коленчатого вала и шестерен.
Распределительный вал 1 – стальной, с закаленными опорами и кулачками.
Вращение распределительному валу передается от коленчатого вала парой
косозубых шестерен. Осевое смещение распределительного вала ограничивается
упорной шайбой 6.
Привод клапанов осуществляется через качающиеся роликовые толкатели 36,
трубчатые штанги 30 с запрессованными в них наконечниками 19,31 и коромысла
17 с регулировочными винтами 20, служащими для установки теплового зазора.
Движение от распределительного вала передается к толкателю через ролик,
установленный на игольчатых подшипниках. Для повышения работоспособности
в толкатель запрессована каленая стальная пята 33, которая служит упорным
подшипником для штанг. Толкатели качаются на оси 34, которая с помощью опор
2 крепится к блок-картеру. На двигателе установлены две оси толкателей.
Коромысла клапанов 17 представляют собой двуплечие рычаги, имеющие
каналы, по которым масло поступает для самзки поверхностей трения клапанов.
Впускной и выпускной клапаны 10, 23 изготовлены из жаростойкой стали. Во
время работы двигателя замок клапанов может вращаться для обеспечения
равномерного износа торца стержня клапана и рабочей фаски на тарелке клапана.
Вращение достигается установкой промежуточной втулки 15 между тарелкой пружин 14 и
сухариками 16.
Слайд 161-шестерня привода топливного насоса; 2- шестерня промежуточная; 3-
картер шестерен; 4- шестерня
распределительного вала; 5- шестерня
привода гидронасоса НШ46У-Л; 6- палец промежуточный шестерни; 7-
прокладка; 8,12 – заглушка; 13-болт; 14-блок-картер; 15- шестерня
привода масляного насоса; 16- шестерня коленчатого вала; 17- шестерня
привода гидронасоса НШ10Е-Л
ШЕСТЕРНИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
Слайд 17Шестерни размещены в картере шестерен, который
крепится болтами к передней плоскости блок-картера.
Между
блок-картером и картером шестерен
устанавливается паронитовая прокладка. Привод шестерен
осуществляется следующим образом: шестерня коленчатого
вала 16 через промежуточную шестерню приводит во
вращение шестерни привода топливного насоса 1 и
распределительного вала 4. Шестерни 1 и 4 находятся в
зацеплении с шестернями приводов гидронасосов 5 и 17.
Шестерни приводов масляного насоса и гидронасосов
устанавливаются без меток, остальные шестерни
устанавливаются по меткам, обозначенным одинаковыми
буквами.
Промежуточная шестерня 2 устанавливается на палец 6, закрепленный на
блоке болтами 13. В ступицу шестерни запрессована бронзовая втулка 10,
являющаяся подшипиником скольжения. В пальце, шестерне и втулке
имеются отверстия для подвода масла к подшипнику скольжения и
зубьям шестерни.