Презентация, доклад на теме Как не утонуть в море информации, или Технологическое обеспечение формирования информационной культуры школьников

Содержание

ИНФОРМАЦИЯСодержание языковых единиц и образуемых ими речевых произведенийСообщения о фактах, событиях, процессах, оформленные и передаваемые языковыми средствамиВ речевом произведении с точки зрения её ценности для учащегося может быть ключевой дополнительной, уточняющей, повторной и нулевой. Неизвестное познается

Слайд 1 Интерактивный практикум





Как не утонуть

в море информации, или Технологическое обеспечение формирования информационной культуры школьников

Александрова Ирина Александровна
Зюзина Елена Владимировна,
учителя русского языка и литературы
МАОУ «Гимназия «Гармония»

Интерактивный практикум Как не утонуть в море информации, или Технологическое обеспечение

Слайд 2ИНФОРМАЦИЯ

Содержание языковых единиц и образуемых ими речевых произведений
Сообщения о фактах, событиях,

процессах, оформленные и передаваемые языковыми средствами
В речевом произведении с точки зрения её ценности для учащегося может быть ключевой дополнительной, уточняющей, повторной и нулевой. Неизвестное познается путем сравнения поступающей…... с уже известным.
Сведения, которые получают учащиеся в процессе обучения


ИНФОРМАЦИЯСодержание языковых единиц и образуемых ими речевых произведенийСообщения о фактах, событиях, процессах, оформленные и передаваемые языковыми средствамиВ

Слайд 3информация
точная избыточная
помогает дополняет сбивает
сведения о чем-либо или о ком-либо
поток


информацияточная   избыточнаяпомогает дополняет сбиваетсведения о чем-либо или о ком-либопоток

Слайд 4Информационная компетентность

Информационная культура
Информационная грамотность
Библиотечно- библиографическая культура
Методический инструментарий формирования ИК
Информационные умения

Информационная компетентностьИнформационная культураИнформационная грамотностьБиблиотечно- библиографическая культураМетодический инструментарий формирования ИК Информационные умения

Слайд 7Рефлексивная карта

Рефлексивная карта

Слайд 10Современные педагогические технологии
Технология развития критического мышления через чтение и письмо
Развитие

критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/С.И. Зиар-Бек, И.В. Муштавинская.-М.:Просвещение, 2011.-223с.:ил.
Технология АКМ и модерации
Образовательный портал «Мой университет»
Метод проектов
Метод проектов - технология компетентностно- ориентированного образования:
методическое пособие для педагогов-руководителей проектов учащихся основной
школы/под ред.проф.Е.Я. Когана.- Самара: Издательство «учебная литература»,
Издательский дом «Федоров»,2006.-176с.

Технология развивающего обучения
Технология проблемного обучения
Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика.- Мельникова Е.Л. Образовательная система «Школа 2100» - качественное образование для всех»: Баласс», М.,2006.



Современные педагогические технологииТехнология развития критического мышления через чтение и письмо Развитие критического мышления на уроке: пособие для

Слайд 11
ТЕХНОЛОГИЯ
РАЗВИТИЯ
КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
через чтение и письмо

ТЕХНОЛОГИЯРАЗВИТИЯКРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯчерез чтение и письмо

Слайд 12«Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед

собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и следствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление. Критическое мышление не есть отдельный навык или умение, а сочетание многих умений» (Темпл Ч., Мередит К., Стил Дж. Пособие «Как учатся дети: Свод основ»).
«Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск

Слайд 13ТРКМЧП направлена на достижение определенных образовательных результатов:
умение работать с увеличивающимся и

постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
умение пользоваться различными способами интегрирования информации;
умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
умение решать проблемы;
умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
способность брать на себя ответственность;
способность участвовать в совместном принятии решения;
способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
умение сотрудничать и работать в группе и др.

ТРКМЧП направлена на достижение определенных образовательных результатов:умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных

Слайд 14
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ –
это

естественный способ взаимодействия с идеями и информацией.

Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ –        это естественный способ  взаимодействия с идеями

Слайд 15Цель данной технологии
- развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только

в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной

Слайд 16
Работа с художественным текстом
Урок – взаимообучение
Урок – дискуссия
Урок – письмо
Урок –

исследование и т.д.
Работа с информационным текстом

Типология уроков в ТРКМЧП

Работа с художественным текстомУрок – взаимообучениеУрок – дискуссияУрок – письмоУрок – исследование и т.д.Работа с информационным текстомТипология

Слайд 17Основа ТРКМ –
трехфазная структура урока:

вызов
осмысление
рефлексия

Основа ТРКМ –трехфазная структура урока:вызовосмыслениерефлексия

Слайд 18Инсерт (условные значки)

Инсерт  (условные значки)

Слайд 19Таблица «толстых» и «тонких» вопросов


Таблица «толстых» и «тонких» вопросов

Слайд 20 Прием «Выглядит, как…»,

«звучит, как…»
Прием «Выглядит, как…»,

Слайд 21 Бортовые журналы

Бортовые журналы

Слайд 22Таблица Донны Огл

Таблица Донны Огл

Слайд 23«Двухчастный дневник»

«Двухчастный дневник»

Слайд 24Цитатная таблица

Цитатная таблица

Слайд 25Сюжетные таблицы

Сюжетные таблицы

Слайд 26СМЫСЛОВАЯ ПИРАМИДА


Имя героя истории
(человек, предмет, событие)
Два слова о герое, предмете,

явлении

Три слова, описывающие место события

Четыре слова с описанием проблемы
(что произошло)

Шесть слов о втором событии

Пять слов о первом событии

Семь слов о развязке, концовке.

СМЫСЛОВАЯ ПИРАМИДА   Имя героя истории(человек, предмет, событие) Два слова о герое, предмете, явлении Три слова,

Слайд 27Кластеры (гроздья)
Тема, объект, явление

Кластеры (гроздья)Тема, объект, явление

Слайд 28СИНКВЕЙН
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным)
Вторая строчка –

это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами
Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
СИНКВЕЙНВ первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным)Вторая строчка – это описание темы в двух словах

Слайд 29Диамонд



имя существительное
прилагательное и причастие
глагол глагол глагол глагол
Фраза (столкновение ) 2 нераспространенных предложения
глагол глагол глагол глагол
прилагательное и причастие
имя существительное



Диамонд            имя существительноеприлагательное и причастие

Слайд 30Прием «Шесть шляп мышления»
Цели : рассмотрение темы, проблемы, понятия

с разных сторон
Технология проведения
Обучающиеся распределяются на группы в зависимости от цвета шляпы, рассматривают проблему в соответствии с позицией, закрепленной за цветом шляпы
Белая - нейтральная позиция, излагают тему, главные идеи, констатируют факты, события
Черная - позиция «против» , говорят об ошибках, противоречиях
Желтая - позиция «за», находят положительные моменты
Синяя - позиция «размышления», рассуждают о сущности, связях Красная – позиция «отношений», эмоций, высказывают свое отношение, объясняют его
Зеленая – позиция «творческая», говорят о том, как можно развить идею, как использовать, изменить, улучшить 

Прием «Шесть шляп мышления»  Цели : рассмотрение темы, проблемы, понятия с разных сторон  Технология проведения

Слайд 31Прием «Шесть шляп мышления»




Прием «Шесть шляп мышления»

Слайд 32 Прием «Чтение с остановками»

Текст должен быть новым для учащихся
Задача учителя:
1)

заранее разделить текст на несколько частей (часть должна быть не более половины страницы);
2)подготовить вопросы по каждому фрагменту (вопросы могут быть на понимание, прогнозирование, анализ);
3) подготовить задания по каждому из фрагментов.
В конце урока предложить детям выполнить задания на обобщение материала по всей изучаемой теме.
Этот прием можно выделить отдельной педагогической технологией, т.е. технология работы с незнакомым текстом. 
Прием «Чтение с остановками» Текст должен быть новым для учащихсяЗадача учителя:1) заранее разделить текст на несколько частей (часть

Слайд 33Прием «Древо предсказания»



тема
аргументы
аргументы
аргументы
аргументы
прогноз
прогноз
прогноз
прогноз

Прием «Древо предсказания»темааргументыаргументыаргументыаргументыпрогнозпрогнозпрогнозпрогноз

Слайд 34Диаграмма Венна

Диаграмма Венна

Слайд 35ДА-НЕТ
Учитель загадывает нечто (термин, название темы урока и т.п.), а ученики

пытаются отгадать его, задавая учителю вопросы.
Ответы же могут быть только «да» или «нет».

Светофор

красный – не понял совсем
желтый - понятно, но надо ещё поработать
над темой
зеленый-ясно, могу делать без посторонней помощи

ДА-НЕТУчитель загадывает нечто (термин, название темы урока и т.п.), а ученики пытаются отгадать его, задавая учителю вопросы.

Слайд 36«Лови ошибку» («На ошибках учатся»)
Объясняя материал (задание), учитель сознательно допускает ошибку,

найти которую должны ученики.

Мозаика

Группам даются задания по разным разделам материала занятия. Отчёты групп о «работе» собирают весь материал воедино как мозаику.
Тема: дикие животные.
Группы: питание, среда обитания, виды, отношение к человеку и т.д.

«Лови ошибку»  («На ошибках учатся») Объясняя материал (задание), учитель сознательно допускает ошибку, найти которую должны ученики.Мозаика

Слайд 37Верные и неверные утверждения
Перепутанные цепочки
Чтение с остановками

Верные и неверные утвержденияПерепутанные цепочкиЧтение с остановками

Слайд 38Модерация
эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса,

за счет использования приемов, методов и форм организации познавательной деятельности, направленных на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде.
Модерацияэффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса, за счет использования приемов, методов и

Слайд 39Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие,    управлять,

регулировать.

Методы модерации отличаются от дидактических способов    обучения:
Учитель и ученики являются равноправными участниками    образовательного процесса
Ученик перестает быть объектом обучения, занимая    активную позицию в образовательном процессе
Принципиально меняется и роль    учителя. Он становится консультантом, наставником, старшим    партнером

Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие,    управлять, регулировать. Методы модерации отличаются от дидактических

Слайд 40эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех

учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока.

Цели применения модерации

эффективное управление классом в  процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой

Слайд 41Активные методы обучения
система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической

деятельности учеников в процессе освоения учебного материала.
АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.


Активные методы обучениясистема методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учеников в процессе освоения учебного

Слайд 42
АМО строятся на:

практической направленности;
игровом действе и

творческом характере обучения;
интерактивности;
разнообразных коммуникациях;
диалоге и полилоге (разговор многих участников);
использовании знаний и опыта обучающихся;
групповой форме организации их работы;
вовлечении в процесс всех органов чувств;
деятельностном подходе к обучению;
движении и рефлексии.

АМО строятся на:  практической направленности;   игровом действе и творческом характере обучения;  интерактивности;

Слайд 43Технологическая карта

Технологическая карта

Слайд 44Интерактивный курс «Активные методы обучения. Технология интерактивного обучения»
Активные методы знакомства
Активные методы

выяснения ожиданий и опасений
Активные методы релаксации и активизации
Активные методы представления информации на семинаре
Активные методы работы над темой
Активные методы презентации материала
Активные методы перехода к повседневности

Международный Институт Развития «ЭкоПро» Образовательный портал Мой университет http://www.moi-universitet.ru/
 Факультет «Реформа образования» http://www.edu-reforma.ru/


Интерактивный курс «Активные методы обучения. Технология интерактивного обучения» Активные методы знакомстваАктивные методы выяснения ожиданий и опасенийАктивные методы

Слайд 45АМ начала образовательного мероприятия
Активные методы, которые помогают динамично начать урок, задать

нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.
АМ начала образовательного мероприятия Активные методы, которые помогают динамично начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой

Слайд 46Прием «Футбольное поле»

Прием «Футбольное поле»

Слайд 47Прием «Дерево состояния»

Прием «Дерево состояния»

Слайд 48АМ выяснение целей, ожиданий и опасений
Активные методы, которые позволяют эффективно провести

выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.
К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д.
АМ выяснение целей, ожиданий и опасений Активные методы, которые позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и

Слайд 49Метод «Древо ожиданий и опасений»

Метод «Древо ожиданий и опасений»

Слайд 50Прием «Карта путешествий»

Прием «Карта путешествий»

Слайд 51Метод «Песочные часы»

Учитель ставит по очереди нескольким учащимся на стол песочные

часы и задаёт вопрос:

« Скажи, что ты хочешь научиться делать на данном уроке?»
Метод «Песочные часы»Учитель ставит по очереди нескольким учащимся на стол песочные часы и задаёт вопрос: « Скажи,

Слайд 52АМ организации самостоятельной работы над темой
АМ презентации учебного материала

АМ организации самостоятельной работы над темой АМ презентации учебного материала

Слайд 53Прием «ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ»
Цель: создание условий для развития способности к экстраполяции скрытых

смыслов, пробуждения творческих ресурсов
Необходимые материалы:
-несколько высказываний или определений одного понятия ( в данном случае «Чтение»)
Предварительная подготовка
Создать слайд с постепенно появляющимися высказываниями
Технология проведения:
На экране появляются по одному определения или высказывания понятия ЧТЕНИЕ. Учащиеся должны отгадать понятие, которое, как им кажется, загадано. В итоге появляется слайд с загаданным понятием.
НАПРИМЕР
специфическая форма языкового общения людей посредством печатных или рукописных текстов.
одна из основных форм опосредованной коммуникации.
не одностороннее воздействие произведений на читателя, выражающееся в пассивном восприятии, усвоении содержания текста, а активное взаимодействие между коммуникаторами и реципиентами
один из важнейших видов речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи. 
это способность воспринимать, понимать информацию, записанную (передаваемую) тем или иным способом, воспроизводить техническими устройствами.
Вопрос учителя:
Как вы думаете, почему именно с этого понятия мы начинаем наше собрание? Какую роль чтение играет в вашей жизни?

Прием «ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ» Цель: создание условий для развития способности к экстраполяции скрытых смыслов, пробуждения творческих ресурсов Необходимые

Слайд 54Метод «Автобусная остановка»
Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в

малых группах.
Группы: 5-7 человек Численность: весь класс Время: 20-25 мин.
Материал: листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчата), фломастеры.
Проведение:
Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой).
Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу.
Примечание: Желательно организовать автобусные остановки (прикрепить листы с вопросами) в разных углах учебной комнаты, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу. Вопросы изучаемой темы можно стилизовать под названия автобусных остановок.

Метод «Автобусная остановка» Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах. Группы: 5-7 человек Численность:

Слайд 55Прием «Карта решений»

Прием «Карта решений»

Слайд 56Метод «Лото»
 Главными в скульптуре были образы богов
образы императоров – скульптурные портреты,

конная статуя Марка Аврелия

триумфальные арки, аркады, храмы в форме ротонды, Пантеон
( храм всех богов) с куполообразной крышей, акведуки, термы, Коллизей. Изобретен бетон.

Храмы в антах, простиль, амфипростиль, периптер. Акрополь с храмами богини Ники, Афины Парфенос, Эрехтейоном, пинакотекой.

гимны богам, музыкальное сопровождение во время театральных представлений. Музыкальные инструменты: авлос,арфа, кифара, лира, сиринга, тимпан..

Метод «Лото» Главными в скульптуре были образы боговобразы императоров – скульптурные портреты, конная статуя Марка Аврелиятриумфальные арки, аркады,

Слайд 57
Метод «Пазлы»

Метод «Пазлы»

Слайд 59АМ подведения итогов урока
Футбольное поле
Древо ожиданий и опасений
Дерево состояния
Лингвистическая метафора

АМ подведения итогов урокаФутбольное полеДрево ожиданий и опасенийДерево состоянияЛингвистическая метафора

Слайд 60Прием «Лестница достижений»

Прием «Лестница достижений»

Слайд 61РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЛИСТ

РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЛИСТ

Слайд 62Прием «Оценочное окно»


Прием «Оценочное окно»

Слайд 63Метод «В кафе»
Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от

прошедшего урока.
Время: 5 мин. на подготовку; 1-3 мин. каждому участнику (на ответ).
Численность: Все ученики
Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки
Проведение:
Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в кафе и теперь директор кафе просит их ответить на несколько вопросов:
- Я съел бы еще этого…
- Больше всего мне понравилось…
- Я почти переварил…
- Я переел…
- Пожалуйста, добавьте…
Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта, комментируя.
Примечание: Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.
Метод «В кафе»  Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока. Время: 5 мин.

Слайд 64В жизни, как правило, преуспевает больше других тот, кто располагает большей

информацией. Б. Дизраэли
Информация — кислород современного мира. Рональд Рейган
В наше время мы страдаем не столько из-за недостатка информации, сколько от избытка ненужной, бесполезной информации, не имеющей никакого отношения к выходу из кризисных ситуаций. Найдите возможности отделить бесполезное от важного, и вы почувствуете, что владеете ситуацией. Джефф О`Лири
Информация сама по себе — не сила, иначе самыми могущественными людьми на свете были бы библиотекари. Брюс Стерлинг
Ты меня не торопи, я буду рассказывать тебе всё постепенно, понемногу. А то знаешь, информацией можно отравиться, как едой. Если долго голодал.
Чем больше в жизни узнаем, тем больше в неизвестное нам тонем. В. Немов
Наше время часто называют Информационной Эпохой, но никто не называет его Эпохой Знаний. Информация и знания — это не одно и то же. Чтобы информация стала знанием, ее надо сначала обработать: получить, отсортировать, проанализировать, интегрировать, и сохранить. Роберт Чалдини
Научись, наконец, выделять приоритетную информацию. Если просят сосчитать до десяти, не нужно начинать с алфавита. • Урсула Ле Гуин
В жизни, как правило, преуспевает больше других тот, кто располагает большей информацией.

Слайд 65Вполне логично говорить, что открытие уменьшает область неизвестного. Но не менее

логично утверждать, что она при этом увеличивается. По вине самого открытия и увеличивается.
Когда человек идет в гору, перед ним раздвигается горизонт, но и все протяжённей становятся земли, лежащие за горизонтом.
Д. Данин

Вполне логично говорить, что открытие уменьшает область неизвестного. Но не менее логично утверждать, что она при этом

Слайд 66Рефлексивная карта

Рефлексивная карта

Слайд 68Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть