Слайд 1Доклад на спецсеминар
«Взаимосвязь между развитием, обучением и воспитанием обучающихся с умственной
отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) в новых условиях внедрения ФГОС.»
Учитель: Смирнова Т.И.
г.Богородск
МКОУ «Богородская школа №8»
Слайд 2 По данным всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) практически в каждой
пятой семье рождается ребенок с физическими или умственными недостатками в развитии. Как правило, все психические процессы у данной категории детей, развиваются аномально. Соответственно, это приводит к увеличению числа детей–инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания, образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 3Условия обучения, воспитания и развития обучающихся
использование специальных образовательных программ
и методов обучения и воспитания,
специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, ТСО
коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 4Все три составляющих образования: воспитание, обучение и развитие взаимосвязаны. Каждый из
этих процессов влияет на другие.
Рассматривая три составляющих: воспитание, обучение, развитие, возникает шесть отношений между ними (три пары):
- воспитывающее обучение;
- развивающее обучение;
- обучающее воспитание;
- развивающее воспитание;
- обучающее развитие;
- воспитывающее развитие.
Слайд 5Взаимосвязи между процессами обучения, воспитания и развития
Слайд 6Примерная структура комбинированного урока в классах VIII вида:
1.Оргмомент (подготовка к уроку, психологический настрой
на урок).
2.Мотивация учебной деятельности
3.Проверка домашнего задания
4.Актуализация знаний по теме (повторение ранее изученного материала)+ рефлексия
5. Подготовка к восприятию нового материала
6.Изучение новых знаний + рефлексия
7.Коррекция в процессе получения новых знаний
8.Закрепление нового материала
9.Подведение итогов + рефлексия
10.Домашнее задание (прокомментировать)
11. Самооценка и оценка работы на уроке
Слайд 7Система обучения, воспитания и социализации школьников с ОВЗ основывается на :
-личностном
-деятельностном
- компетентностном
подходах, которые изначально определяют основу реализуемых программ и весь уклад школьной жизни. Деятельностный подход - учитывает и предусматривает согласованность деятельности субъектов образовательного процесса.
.
Слайд 8Компетентностный подход - предполагает возможность широкого использования в коррекционном, учебно-воспитательном процессе
активных и интерактивных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития социальных навыков обучающихся.
Слайд 9Адаптированная основная образовательная программа - это основная образовательная программа, которая учитывает
особенности психофизического развития, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию/компенсацию нарушений развития и социальную адаптацию.
Слайд 11Требования, к построению современного урока:
хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете
должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, нацелить детей на определённую тему; урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
времясбережение и здоровьесбережение;
в центре внимания урока - дети;
учет уровня и возможностей учащихся; умение демонстрировать методическое искусство учителя;
планирование обратной связи; урок должен быть добрым.
Слайд 12А что такое современный урок на сегодняшний день?
Каким должен быть современный
урок? Нужно ли на первое место поставить развитие ребёнка, его личностное "Я", а на второе обучение? Нужно ли максимально индивидуализировать процесс обучения? Нужно ли сообщить ребенку только те знания, которые ему понадобятся в жизни, и как узнать, что понадобится ему в жизни? Нужно ли превратить урок в игру или просто использовать элементы игры? Имеет ли смыл постановка проблемной ситуации?
Слайд 13Основной идеей современного урока для детей с ОВЗ является единство обучения,
воспитания и развития.
Обучающиеся с ОВЗ, как правило, не могут самостоятельно добывать знания и активно участвовать в их совершенствовании. При умственном напряжении они просто сразу отказываются работать: "Я не могу. Я не знаю". Из-за низкого уровня протекания мыслительных процессов и навыков коммуникации не могут найти границы между знанием и незнанием. Не в состоянии поставить цель. На этапе самоконтроля чаще всего паникуют или не в состоянии осуществить данную мыслительную операцию в силу нарушений развития. Также затрудняются подвести итог - забыли, какие задачи ставили в начале урока. Для детей с ОВЗ школа должна стать не источником информации, а учить ориентироваться в информационном пространстве и добывать нужную информацию самостоятельно. Учитель играет направляющую роль.
Слайд 14В соответствии с новыми стандартами обучения детей с ОВЗ, прежде всего,
необходимо усилить мотивацию детей к познанию окружающего мира, продемонстрировать им, что школьные занятия – это получение не отвлеченных от жизни знаний, а наоборот - необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Большая часть времени на уроке должна быть посвящена изучению нового материала ("учить на уроке"). Чтобы новое прочно усвоилось, надо определить его в зону ближайшего развития, привязать к старому, знакомому, которое вспоминается (актуализируется) перед объяснением. Контрольная функция в уроке - это постоянная обратная связь "ученик - учитель". Закрепление проводится в форме повторения и применения знаний. Все это, вместе взятое, и образует оптимальную систему урока, наиболее коротким путем ведущую учащихся к цели.
Слайд 16
При подробном анализе двух типов уроков (рассмотренных выше)
становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке. Технологический процесс подготовки урока современного типа совпадает с основными этапами проектирования урока традиционного типа. Только теперь учитель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся и т.д. Ведь урок должен быть направлен на получение новых результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Слайд 17 Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей
эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (далее - УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Слайд 18 Технологическая карта позволяет:
увидеть учебный материал целостно и системно;
• проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса;
• гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке;
• согласовывать действия учителя и учащихся;
• организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения,
• осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
Слайд 21
Четкий, размеренный порядок работы, строгая дозировка умственной и физической нагрузок, наличие
постоянно действующих педагогических стимулов, побуждающих к активной деятельности, свойственных хорошо организованному уроку, создают благоприятные и щадящие условия для обучения учащихся с ОВЗ, предупреждают нервно-психические перенапряжения».
Слайд 22Таким образом, современный урок в специальном (коррекционном) классе VIII вида –
это педагогическое произведение, каждый учитель вносит в него свой творческий опыт, свой методический почерк. Качество урока зависит как от степени подготовленности класса, так и от педагогического мастерства учителя. Главный тезис современного урока в соответствии с ФГОС: «больше ученика – меньше учителя»
Слайд 23ОБУЧЕНИЕ - это развитие опыта личности, включающего:
индивидуальные знания;
умения (компетенции);
навыки;
привычки.
ОБУЧЕНИЕ
Слайд 24Формулируя образовательные задачи,
необходимо помнить о том, чему нужно учить на уроке
и что для этого нужно сделать, а именно: формировать (формирование) у учащихся представления о …;
выявить (выявлять)…;
знакомить, познакомить, продолжать знакомить…; уточнить…; расширить…;
обобщить…; систематизировать…;
дифференцировать…;
учить применять напрактике…; учить пользоваться…; тренировать…; проверить….
Слайд 25Коррекционно-развивающие задачи:
корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания)
путем выполнения…; коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение…; коррекция и развитие связной речи ; коррекция и развитие памяти кратковременной, долговременной) …; коррекция и развитие зрительных восприятий…; развитие слухового восприятия…; коррекция и развитие тактильного восприятия;
Слайд 26коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие
ритмичности, плавности движений, соразмерности движений)…; коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)…; коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства…;
Слайд 27Воспитательные задачи:
воспитывать интерес к учебе, предмету;
воспитывать умение работать в парах,
в команде; воспитывать самостоятельность;
воспитывать нравственные качества (любовь, бережное отношение к …, трудолюбие, умение сопереживать и т.п.)
Слайд 28Основанием содержания развития (в психол.-пед. смысле) является структура психических процессов (их
еще называют высшими психическими функциями).
В соответствии со сферами личности (сферами психики человека): интеллектуальной, волевой, эмоциональной, физической развитие психических процессов обучающегося рассматривается в аспектах:
- интеллектуальная сфера – интеллектуальное развитие ( мышления, развитие памяти, развитие внимания);
- волевая сфера – волевое развитие;
- эмоциональная сфера – эмоциональное развитие;
- физическая сфера – физическое развитие.
РАЗВИТИЕ
Слайд 29Основным понятием этой сферы выступают чувства.
Чувство – особая форма отношений
человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека. Это отношение может быть как более или менее устойчивым (любовь, ненависть, уважение, презрение и т.д.), так и кратковременным, вызванным данной конкретной ситуацией (радость, печаль, стыд, негодование и т.д.).
Эти кратковременные переживания называются эмоциями.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Слайд 30
Физическое развитие: процесс роста организма (в детстве и юности), наращивание ловкости
и силы, развитие физических (двигательных) функций под влиянием условий жизни и видов физической деятельности.
А также специальное физическое развитие, направленное на выполнение особых видов деятельности, в том числе, спортивных
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Слайд 31Значения понятия «развитие»:
развитие в психолого-педагогическом смысле – в смысле развития психических
процессов у человека - «развитие психол. -пед.» - (пс.-п)».
Существуют две различные тенденции развития.
Одна – восходящая, переход от простого к сложному, от низшего к высшему (прогрессивная линяя, прогресс), вторая – нисходящая, от сложного к простому, от высшего к низшему (регрессивная линяя, регресс).
2 понятия
-развитие человека
-развитие психических процессов
РАЗВИТИЕ
Слайд 32Этапы урока.
Цель первого орг.этапа
– настроить школьников на работу. Заинтересовать их.
Этот этап задает тон всему уроку.
Этап проверки домашнего задания не обязателен.
Этап повторения и актуализации знаний является обязательным, именно на нем будет базироваться новый материал.
На последнем этапе урока необходимо обратить внимание на форму задаваемых учащимся вопросов.
Слайд 33Направления воспитания в системе отношений обучающегося