Слайд 1Совершенствование навыков грамотного чтения в начальной школе
Черепанова Альфия Гусмановна
учитель
начальных классов МАОУ СШ №2 г.Михайловска
Слайд 2
Современный человек, человек будущего не может жить
без книги. Чтение в его жизни - это важнейший способ восхождения, самосовершенствования, самообразования.
Ш. А. Амонашвили
Слайд 3Первая группа: осознанность чтения
Упражнение “Составь новое слово”. Даны слова:
колос
сани
Волга носки
было
катки (1 класс)
Задание:
нужно составить новое слово, взяв из первого столбика первый слог, а из слов второго столбика второй слог. Работу усложняю, предлагаю детям составить не любые слова, а слова на определенную тему, например, на тему “Животные” (кони, волки, быки)
Слайд 4Вторя группа: игры со словами
1. Найди слово в слове.
Гроза, шутка
2. Закончи
предложение.
По утрам у Айболита лечат зубы:
з б р е ы, у ы з б р, и т г и р, в д р ы ы, о ы б б р.
Слайд 5Третья группа: работа с деформированными, неоконченными предложениями, текстами
Упражнение “Восстанови текст” ребята
распределяют последовательность строк в стихотворении. Строки взяты из произведений С.В. Михалкова.
Да! Стать учёным не легко!
Писать красиво не легко…
Вздохнём сначала глубоко…
За буквой букву вывожу…
(ответ: 2,3,4, 1 из стихотворения “Чистописание”)
Упражнение “Прочти, спроси, ответь!” Дети читают строчки:
Вдруг Какой-то страшный зверь
Открывает лапой дверь…(из стихотворения “Мой щенок”)
Слайд 6Четвертая группа: работа с текстом
1) расположи вопросы по порядку содержания текста;
2) зачитай ответ на второй вопрос;
3) поставь вопросы ко второму абзацу текста;
4) перескажи текст (или часть текста) по вопросам.
Слайд 7Четвертая группа: работа с текстом
Упражнение “Чтение – разведка”. Оно заключается в
том, что дети на максимальной скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные перед чтением учителем. Цель такого задания - умение ориентироваться в представленном материале и находить главное, а также развитие скорости чтения.
Упражнение “Чтение с постукиванием ритма”. Постукивая по столу карандашом, я задаю ритм чтения, но в конце опять же проверяю осознанность чтения текста учащимися с помощью вопросов.
Слайд 8Развитие правильности чтения
Упражнения: “Опиши предмет”, “Назови картинки”,
«Фотоглаз»
Заучивание наизусть стихотворения.
Слайд 9Беглость чтения
1 группа: развитие бокового чтения
2 группа: активизация органов речи
Речевая зарядка
состоит из нескольких этапов упражнений.
1 группа – “Мы дышим!” (дыхательные упражнения)
2 группа – “Разомнём язычок!” (артикуляционные упражнения)
3 группа – “Произнеси верно!” (произнесение сочетаний звуков)
4 группа – “Учимся скороговорить!” (проговаривание скороговорок)
Речевую зарядку провожу в начале урока, и занимает она 5-7 минут.
Слайд 10Беглость чтения
Приём жужжащего чтения, очень эффективный и дающий хорошие результаты.
Различные виды
чтения:
хоровое чтение, чтение одновременно с учителем, чтение с убыстрением темпа, скачкообразное чтение “Кенгуру”, чтение “Спринт” (кто быстрее), чтение “Буксир” (за учителем или сильным учеником).
К последней группе приемов относятся упражнения на развитиевыразительности чтения.
Слайд 11Упражнение “Читай шепотом и медленно” (чистоговорки).
Ра-ра-ра – начинается игра,
Ры-ры-ры – мы
подвесили шары.
Упражнение “Читай тихо и умеренно”.
урма – урта умву – омво зелка – земка юдра – едры
Упражнение “Читай громко и уверенно”.
зарь – варь – марь- ларь – фарь – карь – тарь - барь
Зверь – дверь – червь (1 класс)
Слайд 12Причины, препятствующие навыкам чтения
Природный темп
Регрессии
Отсутствие антиципации
Артикуляция
Малое поле зрения
Уровень организации внимания
Уровень развития
памяти
Слайд 13Выводы
Эффективные приёмы: «жужжащее чтение», «ежеурочные пятиминутки чтения», «орфографическое чтение», чтение «Слоговичков», «чтение
по ролям», «многократное чтение с переходом на незнакомый текст», «дикторское чтение».
Слайд 16Зафиксируйте взгляд в центре таблицы и найдите все цифры по порядку
нарастания в цифровом ряду
(время выполнения — 25 с).
Таблица Шульте.
Слайд 18Прочитайте все слова, глядя только на цифру в центре.
Слоговые пирамидки
Слайд 20Злой волшебник нарочно замаскировал слова. Если вы их прочитаете, то лишите
злого волшебника его силы.
«Зашумленные» слова
Слайд 22Найди среди буквенного текста слова. Определи общее понятие для слов каждого
ряда. Какое из них лишнее?
Найди слова
Слайд 23БВОСЛИКРПОСЛОНДГНЛВОЛКУАОКАРАСЬ
ВОРОНАПРСГАЛКАСКРГРАЧТНОМЫШЬНТТ
ДИВАНТСТСТУЛТНКРАНСТОЛТРОКРЕСЛОТ
ТОРТСИХЛЕБСТЛБУЛКАРСКРОВАТЬПИРОГС
ЧЬОМУХОМОРТНРЫЖИКНГБОРОВИКНГУЖП
ШОАСКАЗКАРТБАСНЯРООКНОРНЗАГАДКАРП
Слайд 24Чтение рассказов с пропущенными буквами в окончаниях
Слайд 25Гроза.
Гроза надвига…. Огромная лиловая ту… медленно выплыва… из-за ле….Сильный ветер загуд…
в выши…. Дере… забушева…. Крупные кап… дож… резко застуча… по листь…, но вот солн… опять засия…. Как всё засверка… вокруг. Как пахнет земляни… и гри…
Слайд 26 Сильный ураган перемешал все слова.
Вам предстоит навести порядок и
расставить все по местам, а для этого необходимо назвать все смешанные слова.
Чтение наложенных друг на друга слов
Слайд 28Прочитайте слова, разделите их на две группы – слова и псевдослова,
то есть бессмысленные буквосочетания.
Отделение слов от псевдослов
Слайд 29слово
псевдослово
ДОРОГА
МЕТРО
ОЛУБЕТ
ВУНКА
ПИШИФОР
СВЕТОФОР
ШИФОНЬЕР
ПОЛОСЕКР
СЕКРЕТАРЬ
Слайд 30Имея слева ряд карточек с началом слов, а справа - с
концом, быстро их сложите так, чтобы получились осмысленные слова.
Складывание слов из половинок
Слайд 31опу
шка
коро
ва
лест
ница
кон
фета
поя
сок
шоко
Слайд 32Мы совершаем путешествие по перевернутому миру. Вам важно быстро научиться в
нем ориентироваться. Прочитайте перевернутый текст.
Чтение перевернутого текста.
Слайд 33У Танюши дел немало. У Танюши много дел. Утром брату помогала,
Он с утра конфеты ел.
Помощница
Слайд 35 Легко дыша в моей тени Меня ты жестом часто
хвалишь, Но буквы переставь мои И целый лес ты мною свалишь.
липа
пила
Слайд 36Я дерево в родной стране, Найдешь меня в лесах ты всюду.
Но слоги переставь во мне - И воду подавать я буду.
сосна
насос
Слайд 37Мы всех – и взрослых и детей – В часы досуга
развлекаем. Но если нам приставить букву Т, Мы их ужасно напугаем.
игры
тигры
Слайд 40
При использовании приведенных упражнений и видов работ процесс формирования
оптимальной техники чтения идет легче и быстрее, совершенствуется устойчивость внимания, оперативная память. При ежедневном использовании фонетической зарядки формируется культура звуковой речи, вырабатывается зрительная память и умение читать без напряжения. В результате работы снимается трудность в чтении, страх и неуверенность учащихся, сокращается количество ошибок при чтении, улучшаются показатели навыков чтения.
Слайд 41
Чтобы ребёнок постоянно видел своё приближение к цели, в конце
урока рекомендую отводить несколько минут для самостоятельного замера скорости чтения. Все ученики читают одну минуту, подсчитывают количество прочитанных слов и записывают в «Таблицу достигнутых результатов». Дети видят свои достижения.
Используя описанные приёмы, можно добиться оптимального чтения у своих учеников.