Слайд 1Особенности составления
технологической
карты урока
Заместитель директора по УВР
МКОУ «Артюховская СОШ»
Октябрьского района Курской области
Снеговая Екатерина Васильевна
Январь, 2017 год
Слайд 2Технологическая карта
в промышленности
Форма технологической документации, в
которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работников и т. п.
Слайд 3Технологическая карта в образовании
Современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.
Проект
учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.
Способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности учащихся, деятельность учителя и деятельность учащихся.
Слайд 4Преимущества
«технологической карты»
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс,
обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий - УУД), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Слайд 5Условия
для повышения качества обучения
учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется
от цели до результата;
используются эффективные методы работы с информацией;
организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
Слайд 6Возможности технологической карты
тщательное планирования каждого этапа деятельности;
максимально полное отражение последовательности всех
осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;
координация и синхронизация действий всех субъектов педагогической деятельности;
введение самооценки учащихся на каждом этапе урока.
Самооценивание – один из компонентов деятельности. Самооценка не связана с выставлением отметок, а связана с процедурой оценивания себя.
Преимущество самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные стороны.
Слайд 7Структура технологической карты включает:
название темы с указанием часов, отведенных на ее
изучение;
цель освоения учебного содержания;
планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);
основные понятия темы;
технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Слайд 9Технологическая карта позволит
Слайд 10Методологические позиции
она имеет статус документа;
в ней записан весь процесс;
указаны операции, их
составные части;
названы материалы;
перечислено оборудование;
указаны инструменты;
обозначены технологические режимы;
рассчитано время;
определён квалификационный статус исполнителей.
Конструируя технологическую карту урока, мы мысленно пройдём все ступени деятельности, которая приведёт к намеченному результату.
Слайд 11Организационно-деятельностный (структуризация на действия и операции)
БЛОКИ
Целеполагания
(что необходимо сделать, воплотить)
Инструментальный
(какими
средствами это достижимо)
Слайд 12Конструирование технологической карты
Слайд 13Образцы технологических карт (№1)
1. Ф.И.О. учителя: ______________________________________
2. Класс: _____ Дата: ________Предмет_______________________№
урока по расписанию: ______
3. Тема урока:_____________________________________________________________________________
4. Место и роль урока в изучаемой теме: __________________
5. Цель урока: ________________________________________________
6. Работа обучающихся на уроке (указать активность, меру занятости): __________________________________
7. Дифференциация и индивидуализация обучения (подчеркнуть): присутствовала/отсутствовала.
8. Характер самостоятельной работы учащихся (подчеркнуть): репродуктивный, продуктивный.
9. Оценка достижения целей урока_______________________________
Слайд 14Образец технологической карты (№2)
Слайд 15Образец технологической карты
(№3 с дидактической структурой)
1. Ф.И.О. учителя: _________________________________________________________
2. Класс:
________ Дата: _______Предмет___________________ № урока по расписанию: ___________
3. Тема урока:___________________________________________________________________________
4. Место и роль урока в изучаемой теме:______________________________________________________
5. Цель урока:______________________________________________________________________
Слайд 16Образец технологической карты
(№4 с методической структурой урока)
1. Ф.И.О. учителя: _____________________________________________________________________________________________________
2.
Класс: ________________ Дата: ______________Предмет___________________ № урока по расписанию: ____________
3. Тема урока:_________________________________________________________________________________________________________
4. Место и роль урока в изучаемой теме:___________________________________________________________________
5. Цель урока:_____________________________________________________________________________________________________
Слайд 17Что нужно для составления ТК?
Структурная форма технологической карты, которую вы выбрали
из рекомендованных (шаблон).
Примерная структура каждого типа урока по ФГОС.
Формулировки определений планируемых результатов: личностных, метапредметных , предметных (примерная программа или рабочая программа по предмету).
Формулировки определений деятельности учителя и обучающихся.
Формулировки определений универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.
Слайд 18Этапы работы над ТК
1. Определение места урока в изучаемой теме и
его вид.
2. Формулировка цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные).
3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.
4. Формулировка цели каждого этапа урока.
5. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт).
6. Выбор форм работы на уроке:
- индивидуальная; - фронтальная; - парная; - групповая.
7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.
Слайд 19Основные типы учебных занятий
По основной дидактической цели
урок ознакомления с новым материалом
урок
закрепления изученного
урок применения знаний и умений
урок обобщения и систематизации знаний
урок проверки и коррекции знаний и умений
комбинированный урок
урок закрепления изученного
урок применения знаний и умений
Слайд 20Основные типы учебных занятий
По основному способу проведения
беседы, лекции
экскурсии
киноуроки
самостоятельная работа учащихся
лабораторные и практические работы
сочетание различных форм занятий
Слайд 21Основные типы учебных занятий
По основным этапам учебного процесса
вводные, первичного ознакомления
с материалом
образования понятий, установления законов и правил
применения полученных правил на практике
повторения и обобщения
контрольные
смешанные или комбинированные
Слайд 22Современные виды уроков
1. Уроки в форме соревнований и игр (конкурс, турнир,
КВН, деловая игра, ролевая игра, викторина и т.д.).
2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике (исследование, анализ первоисточников, мозговая атака, интервью и т.д.).
3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала (урок мудрости и т.д.).
4. Уроки, напоминающие публичные формы общения (пресс-конференция, брифинг, аукцион, бенефис, регламентированная дискуссия, панорама, репортаж, диалог и т.д.).
5. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций (следствие, патентное бюро, фирма и т.д.).
6. Уроки, основанные на имитации деятельности при проведении культурных мероприятий (заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, путешествие, прогулки и т.д.).
8. Использование на уроке традиционных форм внеклассной работы («следствие ведут знатоки», спектакль, диспут и т.д.).
9. Интегрированные уроки.
10. Трансформация традиционных способов организации урока: парный опрос, экспресс-опрос, урок-защита оценки, урок-консультация, урок-практикум, урок-семинар и т.д.).
Слайд 23Типология уроков
в дидактической системе
системно-деятельностного метода
уроки «открытия» нового знания
(комбинированный, лекция, экскурсия, исследование, практикум);
уроки общеметодологической направленности (экскурсия, исследование, практикум, семинар);
уроки рефлексии (семинар, конференция, круглый стол);
уроки развивающего контроля (контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний).
Слайд 26Определение цели и задач урока
Цель - один из элементов поведения и
сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств.
Цель обычно начинается со слов "Определение", "Формирование", "Знакомство" и пр.
Задача - данная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий, согласно определенной процедуре. Формулировка задач должна начинаться с глаголов - "повторить", "проверить", "объяснить", "научить", "сформировать", "воспитывать" и пр.
Слайд 27Образовательные цели урока
- «Выявление и закрепление знаний по теме …, устранение
пробелов в знаниях студентов».
- «Введение новых понятий… (идет их перечень)…»
- «Обучение чтению и расшифровке условных обозначений на…»
- «Изучение схем включения …»
- «Выявление знаний студентов по теме …, умения их работать с …»
- «Изучение способов определения …»
- «Изучение новых схем определений …»
- «Расширение известных знаний о работе …»
- «Изучение особенностей машины …»
- «Изучение принципа действия и устройства…»
- «Изучение работы …»
- «Знакомство с порядком выполнения действий …»
- «Изучение способов изменения …»
- «Изучение последовательности действий …»
- «Изучение общих схем …»
- «Проверка и закрепление знаний студентов по теме …»
- «Изучение режима работы …»
- «Изучение назначения различных …»
Слайд 28Воспитательные цели урока
- «Воспитание творческого отношения к учебной деятельности …»
-
«Воспитание бережливости и экономии при …»
- «Формирование умений и навыков самоконтроля при …»
- «Воспитание положительного интереса к изучаемому предмету …»
- «Воспитание сознательной дисциплины при работе с …»
- «Воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением …»
- «Воспитание бережливого отношения к окружающей среде …»
- «Воспитание высокой творческой активности при выполнении работ с применением …»
- «Воспитание стремления соблюдать правила безопасного ведения работ …»
- «Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности …»
- «Формирование необходимых коммуникативных качеств, связанных с особенностями конкретной профессии …»
Слайд 29Развивающие цели урока
- «Развитие умений обобщать полученные знания, проводить анализ и
сравнения, делать необходимые выводы …»
- «Развитие умений устанавливать причинно-следственные связи между…»
- «Развитие умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное и характерное …»
- «Развитие внимательности, наблюдательности и умений выделять главное при оценке различных процессов, явлений и факторов …»
- «Развитие умений грамотно, четко и точно выражать мысли …»
- «Способствовать развитию технологического (абстрактного, логического…) мышления…»
- «Способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических (учебных, управленческих и т.п.) задач…»
- «Овладения алгоритмом решения проблемных задач …»
- «Сформировать (продолжить формировать, закреплять) следующие специальные умения и навыки по предмету …»
- «Сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие общеучебные умения и навыки (например: навыки планирования ответа и
Слайд 30Примерная структура
урока открытия новых знаний
1) Организационный этап.
2) Постановка цели
и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания.
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
8) Рефлексия (подведение итогов занятия).
Слайд 31Примерная структура комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
1) Организационный этап.
2)
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
4) Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые) в изменённой ситуации (конструктивные).
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия).
Слайд 32Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)
1) Организационный этап.
2)
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Актуализация знаний с целью подготовки к контрольному уроку с целью подготовки к изучению новой темы.
5) Применение знаний и умений в новой ситуации.
6) Обобщение и систематизация знаний.
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
9) Рефлексия (подведение итогов занятия).
Слайд 33Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности. Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации.
6) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия). Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.
Слайд 34Структура урока контроля знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели
и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура.
4) Рефлексия (подведение итогов занятия).
Слайд 35Структура урока коррекции знаний, умений и навыков
1) Организационный этап.
2)
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений. В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.
4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
5) Рефлексия (подведение итогов занятия).
Слайд 36Структура комбинированного урока
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач
урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания.
6) Первичное закрепление.
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
9) Рефлексия (подведение итогов занятия).
Слайд 37Урок «открытия» нового знания
Самоопределение к деятельности (организационный момент)
Цель: включение учащихся в
деятельность на личностном уровне.
«Хочу, потому что смогу» - Мотивация к деятельности.
Слайд 38Урок «открытия» нового знания
Актуализация знаний
Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия
нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Возникновение проблемной ситуации.
Слайд 39Урок «открытия» нового знания
Постановка учебной задачи
Цель: обсуждение затруднений (Почему возникли затруднения?»,
«Чего мы еще не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
Методы постановки учебной задачи: возникающий из проблемной ситуации диалог, побуждающий к решению проблемы; подводящий к теме диалог; подводящий диалог, строящийся без создания проблемной ситуации.
Слайд 40Урок «открытия» нового знания
«Открытие» нового знания (построение проекта выхода из затруднения)
Цель:
решение учебной задачи (устная задача) и обсуждение проекта ее решения.
Способы: диалог, групповая или парная работа.
Методы: побуждающий к гипотезам диалог; подводящий к открытию знаний диалог; подводящий без проблемы диалог.
Слайд 41Урок «открытия» нового знания
Первичное закрепление
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде
опорного сигнала.
Способы: фронтальная работа, работа в парах.
Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.
Слайд 42Урок «открытия» нового знания
Самостоятельная работа с проверкой по эталону
Цель: каждый должен
сделать для себя вывод о том, что он уже умеет.
Самостоятельная работа (не более 2-3 типовых заданий) (выполняется письменно).
Методы: самоконтроль, самооценка.
Слайд 43Урок «открытия» нового знания
Включение нового знания в систему знаний и повторение
Сначала
предложить учащимся из набора заданий выбрать и решить только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие; затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученным ранее.
Слайд 44Урок «открытия» нового знания
Рефлексия деятельности (итог урока)
Цель: осознание учащимися своей учебной
деятельности, оценка результатов деятельности своей и всего класса.
Вопросы:
Какую задачу ставили?
Удалось ли решить поставленную задачу?
Каким способом?
Какие получили результаты?
Что нужно сделать еще?
Где можно применить новое знание?
Что на уроке у вас хорошо получилось?
Над чем еще надо поработать?