Слайд 1 Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10»
Сергиево – Посадского района, д. Березняки
«Святоотеческое наследие в обучающемся процессе на уроках основ православной культуры и духовного краеведения Подмосковья».
Гречнева Л.В., учитель истории , ОПК, духовного краеведения.
2018 год
Слайд 2Начиная преподавать предмет «Основы православной культуры», «Духовное краеведение Подмосковья», необходимо помнить
главную заповедь : «Не навреди!»
Слайд 3.
Если рассмотреть историю существования человечества,
то мы увидим, что на всем ее протяжении людям было свойственно религиозное понимание Бытия. Человек всегда ощущал, воспринимал и жил в соответствии с везде присущим Творцом
Слайд 4
Можно завоевать народ, поработить, превратить в рабов, но, если в этом
народе остается и начинает крепнуть вера, то рано или поздно нация, благодаря религиозным устремлениям, срывает с себя иго поработителей и продолжает свое существование.
Слайд 5
Сегодня наше правительство вкладывает огромные суммы денег на развитие социальных программ
с целью повысить рождаемость и уровень жизни россиян, но все они превратятся в ни что, если мы не начнем возрождать главную программу духовно – нравственного возрождения нации.
Слайд 6 В дореволюционной России во всех учебных заведениях преподавался Закон Божий,
но, несмотря на это, мы видим массовое отступление интеллигенции от веры, духовности, увлечение потусторонними оккультными учениями, философски утопическими мировоззрениями.
Слайд 7 Основной процесс обучения был направлен на знание буквы Закона, что
формировало фарисейское мировоззрение в умах интеллигенции.
Слайд 8 Но дьявол не дремлет, и в дом, убранный, но не
наполненный духовным содержанием, пришла его концепция разрушения, и гордый человеческий разум очень быстро вкусил эти гуманистически – утопические идеи.
Слайд 9Наше спасение будет осуществляться не через фарисейские знания культурологических основ православия
( и дьявол, искушая Иисуса Христа в пустыне, показал знание Буквы закона, и Денница познал тайны мироздания), а посредством внутреннего осмысления и понимания Евангельских истин, соединения и сопричастия со Христом. И это осознание и осмысление мы находим в свято отеческом наследие.
Слайд 10.
При изучении Ветхого и Нового Завета необходимо акцент делать не только
на сам сюжет, но и на то, как можно сопоставить эти события с сегодняшней нашей жизнью, какое место это событие имеет в личности каждого человека, общества.
Слайд 11Каждый Библейский сюжет необходимо рассматривать в рамках нравственного Богословия, т. е.
через внешнее, видимое переходить на внутреннее осмысление.
Слайд 12 Книга «Троицкие листки на Евангелие от Матфея»,- издание Троице –
Сергиевой Лавры, в которой собраны свято отеческие толкования великих столпов Вселенской церкви: Иоанна Златоуста, Василия Великого, Афанасия Александрийского, Ефрема Сирина, Иоанна Дамаскина, Дмитрия Ростовского, Феофана Затворника, Филарета Московского, блаженного Августина, Филарета Болгарского, а также известных проповедников Церкви. Эта книга была составлена в конце IXI века иноками Троице – Сергиевой лавры под редакцией архиепископа Никона Рождественского. Она написана весьма понятным языком для светского народа.
Слайд 13 Особое место в обучающем
процессе отведено урокам по духовно – нравственному воспитанию. Учащиеся проявляют большой интерес к данной тематике, так – как темы уроков затрагивают их внутренний мир, их внутреннее состояние.
Разработки таких уроков полностью построены на свято отеческой литературе.
Слайд 14Религиозное мировоззрение видит в Боге источник нравственных ориентиров, моральных ценностей, смысловых
и целевых установок человека и, в конечном смысле, Источник самой жизни.
Слайд 15 Выдающийся русский философ Иван Александрович
Ильин так размышляет о духовности человека:
«Культура есть явление внутреннее… захватывающее самую глубину человеческой души. Этим она отличается от цивилизации, которая может усваиваться внешне и поверхностно. Духовность человека состоит в уверенности, что в пределах его души есть лучшее и худшее. В духовном делании человек учится преклоняться перед Богом, чтить самого себя (как творение Божие), видеть и ценить духовность во всех людях и желать творческого раскрытия и осуществления духовной жизни на земле. Это и есть сущая культура».