Слайд 1ГАПОУ МО «Мурманский колледж экономики и информационных технологий»
Тема: «Мотивационный менеджмент и
его роль в современной организации»
Преподаватель О.И. Навка
2017
Слайд 2Содержание
Понятие мотивации
Причины пассивности работников
Содержание теории мотивации
Пути удовлетворения потребностей по Маслоу
Теория МакКелланда
Двухфакторная
теория Герцберга
Теория ожиданий
Теория справедливости
Модель Портера—Лоулера
Оптимум мотивации
Мотивационный менеджмент и его роль в современной организации
Слайд 3Понятие мотивации
Мотивация – это процесс побуждения себя и окружающих к достижению
личных целей и организации.
Мотив - это внутренняя побудительная сила, которая заставляет человека к совершению определенных действий или вести себя определенным образом.
Мотивы проявляются в виде реакции человека на факторы его внутреннего состояния или воздействия внешней среды, внешних обстоятельств, ситуаций, условий. Мотивы оказывают влияние на поведение человека, направляют ее деятельность в необходимую для организации сторону, регулирующих интенсивность труда, трудозатраты, побуждают проявлять добросовестность, настойчивость, старательность в достижении целей.
Слайд 4Причины пассивности работника
Разочарование в работе и, как следствие, низкая отдача обычно
бывают вызваны следующими причинами:
чрезмерное вмешательство со стороны непосредственного руководителя;
отсутствие психологической и организационной поддержки;
чрезмерная сухость и недостаток внимания руководителя к запросам подчиненного;
отсутствие обратной связи, то есть незнание работником результатов своего труда;
неэффективное решение руководителем служебных проблем работника;
некорректность оценки работника руководителем.
Эти факторы вызывают у рядового работника чувство приниженности. Подрываются чувство гордости, уверенности в себе, в стабильности своего служебного положения и возможности дальнейшего продвижения.
Слайд 5Состав теории мотивации
Базой для многих современных теорий мотивации являются исследования американского
психолога Абрахама Маслоу (1908-1970). А. Маслоу предположил, что человек мотивируется удовлетворением серии потребностей, выстроенных в иерархическую пирамиду - пирамиду ценностей Маслоу.
Этим он хотел показать, что потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека, прежде чем на мотивацию начнут сказываться потребности более высоких уровней.
Слайд 6Пути удовлетворения потребностей по Маслоу
Если Вы руководитель, то Вам нужно решить
какие активные потребности движут людьми. Поскольку со временем эти потребности меняются, сработавшая один раз, будет эффективно работать все время. В теории Маслоу не удалось учесть индивидуальные особенности людей, а руководитель должен знать, что предпочитает тот или иной сотрудник в системе вознаграждения. Разные люди любят разные вещи.
Слайд 7Теория Макклелланда
Полагая, что классификация потребностей, предложенная Маслоу, не полна, МакКлелланд дополнил
ее, введя понятия потребностей власти, успеха и принадлежности.
Потребность власти – желание воздействовать на других людей. Потребность к проявлению своего влияния.
Потребность успеха – удовлетворяется не провозглашением успеха конкретного человека, а лишь процессом доведения работы до успешного завершения.
Потребность в принадлежности – схожа с мотивацией по Маслоу, так как работники заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений.
Слайд 8Двухфакторная теория Герцберга
Ф. Герцберг выделил две группы факторов, которые влияют на поведение
людей:
гигиенические факторы: условия труда, социальные отношения, стиль руководства организации, вознаграждение, социально-психологический климат на предприятии;
факторы мотивации: работа как ценность сама по себе, чувство ответственности, возможность совершенствования. В случае положительного проявления наступает удовлетворение работой.
Для того чтобы использовать теорию Герцберга, менеджеру необходимо составить перечень гигиенических и, особенно, мотивирующих факторов и дать сотрудникам возможность самим определить и указать то, что они предпочитают.
Слайд 9Теория Ожиданий
Одно из наиболее популярных объяснений мотивации ожиданиями разработано Виктором Врумом
(1964 г.). Врум определил мотивацию как процесс, управляющий выбором из альтернативных форм волевой активности. По его мнению, большая часть типов поведения находится под волевым контролем личности и, следовательно, мотивирована.
Теория ожиданий предполагает, что мотивация зависит от ожиданий человека, что выполнение определенной работы приведет к получению желаемых вознаграждений. Согласно теории, наличие активной потребности не является единственным необходимым условием мотивации человека на достижение определенной цели. Человек должен также надеяться на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или приобретению желаемого.
Слайд 10Теория справедливости
Теория справедливости основана на утверждении, что люди субъективно оценивают вознаграждение к затраченным
усилиям, и ощущение, что кто-то другой отмечен больше и лучше, чаще всего начинают снижать интенсивность работы.
Также вследствие несправедливого распределения вознаграждения возникает психологическое напряжение в коллективе, которое обязательно нужно снять, объяснив коллективу принцип, лежащий в основе распределения вознаграждений. Авторы этой теории, Лайман Портер и Эдвард Лоулер, интегрировали в свою теорию элементы теории ожидания. Согласно их теории, мотивация является функцией потребностей, ожидания и справедливости вознаграждения.
Слайд 11Модель Портера-лоулера
Модель мотивации Портера—Лоулера объединяет подходы В. Врума и теории справедливости и
увязывает в единую систему мотивации, включая усилия работника, его способности, результаты труда, вознаграждение, удовлетворение от работы и вознаграждения, субъективность в восприятии этих факторов.
Слайд 12Оптимум Мотивации
Известно, что для того, чтобы осуществлялась деятельность, необходима достаточная мотивация.
Однако, если мотивация слишком сильна, увеличивается уровень активности и напряжения, вследствие чего в деятельности (и в поведении) наступают определенные разлады, т. е. эффективность работы ухудшается. В таком случае высокий уровень мотивации вызывает нежелательные эмоциональные реакции (напряжение, волнение, стресс и т. п.), что приводит к ухудшению деятельности.
Слайд 13Экспериментально установлено, что существует определенный оптимум (оптимальный уровень) мотивации, при котором
деятельность выполняется лучше всего (для данного человека, в конкретной ситуации). Последующее увеличение мотивации приведет не к улучшению, а к ухудшению эффективности деятельности. Таким образом, очень высокий уровень мотивации не всегда является наилучшим. Существует определенная граница, за которой дальнейшее увеличение мотивации приводит к ухудшению результатов.
Такую зависимость называют законом Йеркса — Додсона. Эти ученые ещё в 1908 году установили, что для того, чтобы научить животных проходить лабиринт, наиболее благоприятной является средняя интенсивность мотивации (она задавалась интенсивностью ударов тока).
Слайд 14 роль мотивационного менеджмента в современной организации
Мотивация персонала в системе менеджмента
любого предприятия включает в себя целый набор различных методик воздействия, сюда входят:
тщательный отбор и адаптация новых сотрудников;
обеспечение в организации благоприятной для каждого работника атмосферы, которая будет способствовать его профессиональному и психологическому росту;
непосредственное управление производительностью труда и организация производственных процессов в подразделениях;
разработка новых систем мотивации эффективной трудовой деятельности, новых систем оплаты труда;
профилактика конфликтных ситуаций и участие в их скорейшем разрешении.
Значение мотивации в современном менеджменте огромно, ведь успех организации напрямую зависит от самореализации каждого ее сотрудника в процессе трудовой деятельности.