Слайд 1Многовековые обычаи
Суеверия
Мореплаватели
Любопытные исторические факты
Слайд 2
Профессия мореплавателя считается одной их самых древнейших.
Поэтому хочется с головой
окунуться в ее историю и узнать некоторые любопытные исторические факты, а также познакомиться с многовековыми морскими обычаями и суевериями.
Итак, давайте рассмотрим некоторые из них:
Слайд 3Узлы
Всем известно, что каждый моряк должен был уметь развязывать несколько десятков
узлов, причем частенько делать им это приходилось в темноте или во время шторма где-нибудь на высоте. Историки утверждают, что к расцвету парусного флота насчитывалось около 500 морских узлов. К сожалению, искусство вязать морские узлы полностью исчезло вместе с парусными судами.
Слайд 4Паспорт пирата
Несколько веков назад, в Англии, пиратам необходимо было иметь
при себе специальные «каперские свидетельства», доказывающие то, что они являются морскими разбойниками. Чтобы получить этот документ, нужно было показать капитану пиратского судна заявления от родителей и священника об идеальном моральном облике. Как известно, пиратство в Англии поощрялось государством. Иногда даже глава страны давал разрешение на атаку и разграбление судов неприятелей.
Слайд 5
Серьга в ухе как знак привилегии
Удивительно, но моряки на протяжении долгого
времени верили, что серьга в правом ухе оберегает их от ревматизма и ослабления зрения. Большую золотую серьгу получали мореплаватели, которым удавалось пройти мимо мыса Горн, где круглый год бушуют страшные штормы. Такой привилегированный моряк мог выпить одну бесплатную кружку пива в любом портовом кабаке, а также ему разрешали безнаказанно класть ноги на стол.
Слайд 6
Изображение женщин на носу корабля
Широко известен то факт, что женщина на
борту корабля — это к беде, однако, на носовой фигуре многих парусников чаще всего изображались представительницы женского пола — богини, русалки или изящные туземки. Мореплаватели свято верили, что женская красота и очарование усмирит самую ужасную непогоду. На древних судах ростра изображала еще и мифических животных, а иногда использовалась в качестве тарана и имела функцию устрашения. Некоторые моряки-изобретатели за фигурой прятали гальюн. Этот выбор неслучаен: ведь нос корабля — самое продуваемое ветрами место.
Слайд 7Неприкосновенный сундук
Сундук или чемодан, в котором матрос хранил свои вещи, признается
неприкосновенным и этот обычай до сих пор соблюдается во всех флотах. К сожалению, по окончании русско-японской войны на русском флоте некоторые морские традиции серьезно пошатнулись и воровство вновь дало о себе знать.
Слайд 8Обед на мокрой скатерти
Некогда у мореплавателей существовал интересный обычай — накрывать
стол только мокрой скатертью, это также было полезно и с практической стороны — миски и кружки не скользили по столу и не падали во время качки.
Слайд 9Морские небоскрёбы
Мало кто знает, но слово «небоскреб» имеет морские корни. Раньше,
примерно 200 лет тому назад, так называли верхние треугольные паруса. При сильном штормовом ветре они гнули мачту настолько сильно, что капитану судна приходилось стоять на мостике, вооружившись пистолетом. Когда мачта сильно нагибалась, он стрелял в парус, ткань рвалась и все приходило в норму.
Слайд 10Женщина на корабле – к несчастью
Всем известно, что раньше женщин на
борт корабля не пускали, кстати, юристов и служителей культа тоже постигла такая же участь. А самым негативным предзнаменованием считалось присутствие рыжеволосой девушки при закладке корабля. Так в Норвегии корабелы никогда не начинали постройку судна в пятницу - в день коварной богини любви и страсти Фрейи. Парадоксально, но несмотря на запрет присутствия представительниц прекрасного пола на корабле, другое распространенное поверье гласило, что рождение малыша на судне во время плавания принесет удачу.
Слайд 11Купание на экваторе
Моряки, впервые пересекающие экватор, должны обязательно искупаться в его
водах. Однако это еще не все! Во время плавания через воображаемую линию пересечения Земли, экипажу судна строго-настрого запрещено: бриться, плевать за борт, становиться спиной к лобовым иллюминаторам и вносить на плече на борт корабля рыбацкие сапоги.