Слайд 1Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Автор: Салабай Дарья
9-Г
Руководитель: Головчиц
Лариса Алексеевна
учитель иностранного языка
Миссия народов мира – вместе против фашизма
Слайд 2
Актуальность темы обусловлена тем, что все чаще на постсоветском пространстве
предпринимаются попытки прямого подрыва ценностей роли Великой Отечественной войны, фальсификации истории, направленной против России. Это и реабилитация нацистских преступников, и героизация тех, кто сотрудничал с ними, марши легионеров в Прибалтике, разгул неонацистов на Украине, переросший в кровавую бойню в Одессе и братоубийственную войну на Юго-востоке и т.д. Все эти явления происходят на фоне недостаточной изученности темы международной солидарности в борьбе против фашизма. Люди начинают забывать тех, кто спас мир от коричневой чумы. Нынешняя молодежь практически ничего не знает о тех, кто прошел через ад фашистских концлагерей. В связи с тем, что фашизм вновь оживает, возникает общественная и научная потребность в изучении международной антифашистской борьбы.
Гипотеза. Знание и осмысление международной солидарности в антифашистской борьбе будет способствовать взаимопониманию между народами, а также патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Слайд 3
Целью данной работы является- изучение влияния французского Сопротивления на антифашистскую
борьбу других стран, узников в фашистских концлагерях.
Задачи:
- изучить материалы о возникновении антифашистского движения Сопротивления;
-осмыслить участь и стратегию выживания узников концлагерей;
-выяснить отношение молодого поколения к теме Великой Отечественной войны;
- провести социологический опрос и представить его результаты;
-систематизировать собранный материал по данной теме.
Слайд 4
Объектом исследования является антифашистская борьба народов разных стран в годы
второй мировой войны.
Предметом исследования - судьбы бывших узников концлагерей. Методы: теоретический метод – изучение архивных документов, публицистики, воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны, эмпирический – мониторинг, практический – беседы, интервью, анкетирование.
В работе используется прием планирования, выдвижения гипотезы и обобщения
Новизна и практическая значимость: недостаточная изученность темы; впервые используются материалы из личных архивов бывших узников концлагерей.
Слайд 5
В борьбе с фашистским режимом на территории оккупированной Франции
возникло патриотическое и антифашистское движение Сопротивления – la Résistance (résistance- сопротивление; во Франции в период фашистской оккупации 1940-1944 г.г.) В Сопротивлении принимали участие люди разных политических и религиозных взглядов. Французская молодежь была в первых рядах героической борьбы: Даниэль Казанова, Габриэль Пэри, Ги Мокэ, Феликс Кадра , Пьер Семар, Жак Бодри, Пьер Бенуа.
Слайд 6
Много выдающихся людей Франции приняли участие в борьбе: писатель Антуан
де Сент Экзюпери, поэт Поль Элюар, Эдит Пиаф и многие другие.
Эдит Пиаф
Антуан де Сент Экзюпери
Поль Элюар
Слайд 7
Среди участников Сопротивления было много
русских, которые эмигрировали во Францию во время гражданской войны. Они помогали партизанам, боролись против оккупантов. Все они погибли.
Вики Оболенская
Тамара Волконская
Ариадна Скрябина
Мать Мария
Слайд 8
Во французском Сопротивлении сражались более 30 отрядов советских партизан.
Легендарный
Базиль – лейтенант Советской Армии Василий Порик.
Слайд 9
Во время второй мировой войны на территории оккупированных Германией европейских
стран была создана огромная сеть концлагерей , которые стали местом массового уничтожения миллионов людей. В годы войны в них подверглись жестокой эксплуатации 18 миллионов человек. 11 миллионов погибли.
Крупнейшими фашистскими лагерями являются Бухенвальд, Освенцим, Дахау, Майданек, Треблинка, Равенсбрюк, Маутхаузен.
Слайд 10
Один из самых крупных концлагерей третьего рейха Равенсбрюк .
В переводе
с немецкого языка Равенсбрюк- вороний мост. Для узниц лагеря он стал «мостом смерти».
Слайд 11
В феврале 1943 года в лагерь привезли новую партию женщин-
536 военнопленных участниц обороны Севастополя, в числе которых были Е.И.Волошина, Т.П.Пономаренко, и многие другие .
Т.П. Пономаренко
Е.И. Волошина
Слайд 12
Члены интернациональной подпольной организации «Коммунистическое кольцо»
Зденка Неелова
Мари- Клод
Вайян-Кутюрье
Е.Л.
Слайд 13
Участница Сопротивления,
руководитель слесарной команды
Равенсбрюка Шарлотта Мюллер.
Слайд 14
Среди узников Равенсбрюка было много детей, прибывших с матерями или
родившихся уже в лагере. В декабре 1944 года в Равенсбрюке жили около 400 детей. Судьба их была трагичной: незадолго до освобождения большинство из них фашисты отправили с транспортом.
Слайд 15
Говрилюк Ю.А. 09.11.1936-24.01.2009
Колесник Г.Т. 11.07.1925-27.07.2009
Попова Л.Ф. 26.12.1936-28.03.2012
Казакова Л.П. 10.10.1926-16.03.2012
Харитонова В.М.
15.03.1926-26.12.2012
Узники фашистских лагерей, проживавшие в городе Радужный :
Харитонова В.М.
Попова Л.Ф.
Казакова Л.П.
Слайд 16 Узники концлагерей, проживающие в г. Радужный в настоящее время
Тихомиров С.А.
Гавриченков
Слайд 17Знаете ли вы, что такое фашизм?
Результаты анкетирования учащихся
Знаете ли вы, когда
началась Великая Отечественная война?
Слайд 18
Знаете ли вы, какая страна начала военные действия?
Читаете ли книги,
смотрите фильмы о войне?
Слайд 19Знаете ли вы, что такое фашистские концлагеря?
Знаете ли вы о юных
героях Великой Отечественной войны и их подвигах?
Слайд 20
Воспоминания узницы концлагеря Равенсбрюк №17470 Волошиной Екатерины Ивановны и переписка
с ее семьей, а также с членом международного комитета узников Равенсбрюка Муратовой Л.С.
Слайд 21
Проанализировав результаты можно сделать вывод, что знания учащихся о международной
антифашистской борьбе поверхностные из-за недостатка информированности. Результаты анкетирования подтверждают актуальность исследуемой темы.
Изучение материалов, данные интервью и анкетирования подтверждают нашу гипотезу, что глубокие знания истории международного сопротивления фашизму, усвоение уроков нацистской политики помогают в преодолении расовой, этнической, религиозной нетерпимости, в воспитании толерантного отношения к людям разных политических и религиозных взглядов, уважительного отношения к их культуре и убеждениям. Это позволит достичь взаимопонимания, жить в мире и дружбе.
Слайд 22
Выводы. Изучив литературу, архивные материалы, воспоминания ветеранов Великой Отечественной
войны , мы пришли к следующим выводам:
- единство народов в борьбе против общего врага – гитлеровской Германии оказало значительное влияние на исход войны; международная солидарность, мужество и стойкость перед лицом врага, вера в победу,
-организованность и самодисциплина помогли узникам победить смерть и достойно пройти послевоенный жизненный путь;
-мы, внуки и правнуки победителей, не должны допустить предания забвению драматических и героических событий 1941 - 1945 годов.
Слайд 23
Практическая значимость. Данная работа показала, что изучение истории борьбы против
фашизма дает возможность формирования гражданской позиции, воспитания патриотизма и толерантного отношения к народам других стран. Материалы данного исследования могут быть использованы на уроках истории, обществознания, иностранных языков, на элективных курсах, классных часах и во внеклассной работе, а также для проведения мероприятий, посвященных 70-летию Великой Победы на городском уровне (школы и библиотеки города). Статьи, посвященные Французскому Сопротивлению и борьбе узников в фашистских лагерях, находятся в музее 411 батареи г. Одессы, историко-краеведческом музее г. Овидиополь (Одесская область), районной детской библиотеки г. Овидиополь, в ассоциации борцов антифашистского сопротивления и узников нацистских репрессий (РАБАС) г. Ростов-на-Дону, а также в комитете ветеранов войны и труда, вооруженных сил и правоохранительных органов г. Радужный.