Слайд 1
Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области
« Ефремовская школа для обучающихся с
ОВЗ»
Межличностные отношения
у подростков-воспитанников
школ-интернатов.
Воспитатель: Журавлева Н.В.
Слайд 2Без многого может обходиться человек, но только не без человека.
Карл Людвиг Берне
Слайд 3
Межличностные отношения среди
подростков – одна из главных тенденций переходного возраста. Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания. Поведение же подростков по своей сути является коллективно-групповым.
Слайд 4Подростки стремятся к общению. Межличностное общение – один из основных видов
деятельности подростков. Оно в подростковом возрасте очень значимо и предельно избирательно. В процессе общения происходит формирование личности подростка. В подростковый период у детей происходят психические и физиологические изменения, связанные с половым созреванием: Эти изменения влияют на характер и уровень межличностных отношений.
Слайд 5У старших подростков складывается две разные системы межличностных взаимоотношений: со взрослыми;
со сверстниками. Отношения со взрослыми остаются неравноправными.
Слайд 6 Подростки считают себя взрослыми и протестуют против обращения
с ними как с маленькими. В основе конфликта – расхождение в понимании подростком своих прав и обязанностей и прав и обязанностей взрослых. Подросток требует расширения своих прав, но при этом у него сохраняются в психологии и поведении чисто детские черты: недостаточно серьезное отношение к своим обязанностям, отсутствие способности действовать самостоятельно. Отношения со сверстниками строятся как равно партнерские и управляются нормами равноправия. Подросток отдаляется от взрослых, так как считает, что его не могут понять и сближается со сверстниками. Отношения характеризуются как товарищеские, дружеские и деловые. На данном этапе взросления появляется интерес к противоположному полу. Это является мотивом для саморазвития, стремления стать лучше. Овладение нравственными нормами – важнейшее личностное приобретение подросткового возраста. Подросток вырабатывает собственную взрослую линию поведения. Подростки открывают мир вокруг себя и свой внутренний мир. Формируется система взглядов на мир, самого себя и других людей – мировоззрение. Круг общения подростка расширяется.
Слайд 7Процесс воспитания в нашем педагогическом коллективе происходит в тесном сотрудничестве воспитателей,
учителей, психолога, социального работника, медицинских работников. Он носит коррекционную направленность. Воспитательная работа нашего коллектива направлена на развитие личности в целом, ее интеллектуальной, эмоциональной и волевой областей через качество знаний, связь с жизнью, творчество, труд. Рассмотрим межличностные отношения подростков в трех направлениях: отношения с малознакомыми людьми; с близким окружением /воспитатели/; отношения между собой.
Слайд 8 Нарушения интеллекта влияют на развитие межличностного общения. Мотив общения –
личный интерес. Из общения с малознакомыми людьми, дети стремятся извлечь выгоду. Дети не могут разглядеть мотивы и потребности партнеров по общению, имеют неправильное представление о людях, поэтому не могут установить полноценный контакт с ними. Общение детей характеризуется низким самоконтролем. Общение представляет собой недостаточно организованный процесс, носит импульсивный характер. Часто можно наблюдать, что дети не умеют держать дистанцию в общении с малознакомыми или незнакомыми взрослыми, общаются с ними как со своими ровесниками, легко переходят на «ты»: Несмотря на присутствие недостатков в таком общении, оно приносит свои плюсы для развития личностных качеств детей.
Слайд 9Часто в школу-интернат приезжают гости. Дети с огромным желанием общаются с
ними, мотивация такого общения – положительные эмоции, связанные с получением подарков, играми, приносящими радость общения, совместными делами, расширение круга друзей. Гости беседуют с ребятами, интересуются их проблемами, а для детей важно, когда их понимают, им сопереживают и поддерживают. Общение с малознакомыми людьми оказывает положительное влияние на развитие личностных и поведенческих качеств. Совместные дела, общие переживания, нестандартность обстановки, расширение взаимосвязей и взаимоотношений позволяют нейтрализовать отрицательную направленность ребенка, наполнить общение положительным содержанием, придать ему общественную значимость и направленность.
Слайд 10После общения с гостями настроение детей заметно улучшается, дети становятся более
общительными, идут с желанием на сотрудничество с воспитателем.
В старшем подростковом возрасте ребята начинают ценить не только личностные качества, но и профессионализм, эрудицию, разумную требовательность взрослых. Большое значение в воспитательном процессе играет принцип единых требований. Все работающие воспитатели ответственно подходят к проблеме воспитания, формирования личности подростка.
Слайд 11Дети, находящиеся в школе-интернате, испытывают дефицит любви, внимания, доброжелательности, положительных эмоционально
насыщенных, устойчивых контактов. Это сказывается на нравственной стороне личности. Совместные дела помогают изменить ситуацию, так как устанавливается взаимный контакт воспитателя и детей. Включаясь в общие дела, воспитатель устанавливает доверительные отношения с детьми. В основе такого взаимодействия лежит творческое дело, коллективное трудовое или учебное задание. При подготовке к мероприятию, воспитатель распределяет роли, учитывая особенности и возможности каждого ребенка, учитывая желания ребят. В процессе подготовки мероприятия происходит переосмысление поступков, существующих нравственных ценностей детей. Этот момент благоприятен для формирования нравственной стороны личности. Ребята рассуждают о том, что такое добро и зло, взаимовыручка и милосердие, правда и ложь. Дети раскрываются в процессе работы, стремятся сблизиться с воспитателем, учатся правильному общению.
Слайд 12В группе есть дети, которым нельзя доверить самостоятельное исполнение дела, так
как дети с серьезным нарушением эмоционально-волевой сферы не выполнят порученное трудовое дело. Они пойдут по легкому пути, работая на территории, поднимут несколько бумажек и скажут, что они все сделали. Дети прекрасно понимают, что поступают неправильно, но им трудно заставить себя. К каждому ребенку воспитатель подходит избирательно. Одному можно дать самостоятельность в исполнении дела, другому – нельзя, нужно находиться рядом и направлять его работу, но контроль обязателен в любом случае.
Слайд 13Подростки стремятся к общению, но общаться не умеют. Воспитатели учат детей
слушать, понимать собеседника, помогают развить рефлексивные способности. Часто можно наблюдать разговор подростков, который из-за неумения выслушать и понять перерастает в спор или в конфликт. У детей высокая конфликтность в отношениях. По мере воспитания детей, сплочения коллектива, целенаправленной работы по нравственному воспитанию, эта проблема в подростковом возрасте отодвигается на задний план.
Слайд 14Подросток стремится найти близкого друга, потребность в общении, на данном этапе,
становится более глубокой по своему содержанию. Расширяется область духовного и интеллектуального общения, появляется новая форма эмоционального общения – любовь. Эмоции детей ограничены, недолговременны, бедны, нет глубины привязанности, поэтому дружба, любовь чаще носит недолговременный характер. На вопрос: « За что он тебе нравится?», можно услышать ответ: «Он хороший!» При правильном воспитании сфера чувств обогащается.
Слайд 15Сильные эмоции у подростков вызывает внешность. Мальчики и девочки начинают следить
тщательно за своим внешним видом. Они стремятся одеться по моде, быть чистыми и аккуратными, при работе парикмахеров высказывают свои пожелания. Дети подросткового периода начинают пользоваться одеколоном и духами, следят тщательно за гигиеной своего тела. Если до подросткового периода внешний вид, личная гигиена были под тщательным контролем воспитателя, то теперь воспитатель контролирует лишь результат.
Слайд 16Положение в системе межличностных отношений не являются чем-то застывшим. Существует динамика
развития. Сегодня подросток входит в группу детей, завтра он с этими ребятами не общается. Причины этого в саморазвитии подростка, в изменении его взглядов, интересов, целей, убеждений.
Почему дети общаются с тем или иным подростком, почему дружат с тем мальчиком, а не с другим? Причины лежат в эмоциональной сфере, в наличии общих интересов, в нравственных качествах подростка.
Слайд 17Если ребенок честный, всегда помогает, не жадный, не курит, не дерется,
аккуратный, хорошо играет в футбол, хорошо учится, следит за собой, если девочка привлекательная, тогда дети стремятся дружить с таким ребенком. Если же ребенок неопрятен, дерется, неуживчивый характер, вспыльчивый, грубый, упрямый, то такого подростка дети если и не отталкивают, то просто сторонятся. Такие дети создают отрицательную эмоциональную атмосферу в группе. В отношениях со сверстниками подростки учатся общению, проходят школу социальных отношений,' развивают навыки взаимопонимания, взаимодействия и взаимовлияния; Ребята стремятся объединиться по интересам. Это может быть совместная игра, просмотр спортивных передач или новостей.
Слайд 18В подростковом возрасте межличностные отношения очень значимы и предельно избирательны. Положение
подростка в системе межличностных отношений зависит от качеств самой личности; от нравственного уровня коллектива, который предъявляет требования к личности; от общественного мнения, которое господствует в данном коллективе; от отношения воспитателя к этому подростку.
Слайд 19Все особенности психофизического здоровья оказывают влияние на межличностные отношения подростков со
своими сверстниками.
Так нарушение речи приводит к тому, что ребенок растет малообщительным, т.к. неправильная речь вызывает насмешки у других детей, работа по исправлению дефектов речи приводит к тому, что ребенок, учась говорить, правильно произносить звуки, расширяет свой круг общения, находит друзей.
Слайд 20Межличностные отношения образуются и проявляются в общении. В процессе общения подросток
формируется как личность. Уровень развития личности и многогранность ее сторон зависит от коррекционного воспитания, направленного на исправление недостатков характера и интеллекта. В основе возможности исправления дефекта лежит диалектическая природа развития ребенка. Степень влияния дефектов психики можно ослабить до такого уровня, что дети смогут жить в обществе среди нормальных людей и чувствовать себя полноценными гражданами. Задача воспитания будет выполнена, если сам ребенок или подросток и его окружение не будет ощущать дефекта своего характера и интеллекта в процессе общения, выйдет из стен школы-интерната достойным гражданином нашего общества.