Слайд 1
Методы и приемы развития пространственных ориентировок.
Слайд 2Трудности:
1. Затруднена пространственно - временная ориентация:
не показывает по инструкции объекты
в окружающем пространстве, на поверхности стола .
не понимают сложные речевые конструкции, употребление предлогов.
2. Не ориентируются на плоскости тетрадного листа:
не могут выполнить команду отступить вправо, влево, вверх или вниз.
не способны определить, что находится справа от.. или слева от …, правее или левее.
3. При чтении и письме они совершают такие специфические ошибки:
смешение сходных по написанию букв (б-д, п-т …);
перестановка букв в слоге;
неправильное изображение элементов букв;
зеркальное написание.
Слайд 4Формирование понятий.
Вверху, внизу, сбоку, в углу, в середине, прямо.
Верхний
(нижний) левый (правый) угол.
Середина квадрата (прямоугольника), круга.
Друг за другом, между, напротив.
Вдалеке, вдали, в глубине, вверху, внизу, позади, впереди.
На одном расстояние, в одном ряду, один за другим, середина правой (левой, верхней, нижней) стороны.
Употребление и понимание предлогов.
На, над, под, за, перед…
Слайд 5Задачи развития:
1. Формирование у детей пространственных
представлений, введение в их словарь соответствующих терминов:
формирование понятий «правая сторона» и «левая сторона» применительно к своему телу;
формирование представлений о пространственном расположении объектов относительно тела ребёнка, введение в пассивный и активный словарь детей соответствующих понятий «близко», «далеко», «высоко», «низко».
формирование представлений о расположении нескольких объектов друг относительно друга и введение в пассивный и активный словарь детей соответствующих понятий: «правее чем …», «левее чем …», «выше чем …» и т. д.
Слайд 6 2. Формирование у детей умения ориентироваться на плоскости листа, доски.
Формирование понятий «верх» и «низ» тетрадного листа, «правая» и «левая» сторона листа, «правый нижний угол», «правый верхний угол» и т.д.
Формирование умения перемещать в указанном направлении (слева направо, справа на налево и т. д.), отсчитывать нужное количество клеток (линеек) в указанном направлении и проводить линии соответствующей длины и ориентации.
Формирование у детей понятия диагональных направлений и умения перемещать объекты по диагонали. Введение в пассивный и активный словарь детей понятий: «вправо вверх», «вправо вниз», «простой наискосок» (угол наклона 45 градусов).
Слайд 73. Формирование у детей слухового сосредоточения и координации «ухо - рука».
4. Формирование у детей зрительного сосредоточения и координации «глаз - рука».
5. Развитие способностей к ориентации в трёхмерном пространстве (работа в технике оригами).
6. Развитие мелкой моторики.
Слайд 8Методика “Графический диктант”.
Особенность методики: изображение фигур под диктовку.
Назначение методики:
совершенствовать
системы: глаз – рука, ухо – рука;
формировать графические навыки;
развивать способности слухового и зрительного анализа;
развивать пространственную ориентацию на листе бумаги.
Слайд 9Организация выполнения.
Работа выполняется фронтально (можно малой группой или
индивидуально) в специальной
тетради в клетку или на листочке.
Построение фигуры учащимися идет под диктовку в полной тишине. Когда педагог начинает диктовать диктант, никакие другие слова он произносить не может. И уж тем более повторять одно и то же направление дважды.
Во время диктовки соблюдается длительная пауза между «шагами» задания, чтобы дети успевали провести линию, само направление движения слегка подчеркивается голосом (налево, направо, вниз, вверх). Перед выполнением необходимо уточнить направление “влево” и “вправо” (не путают ли их дети) и точку начала работы, подобрать карандаш для письма.
Если ребёнок сбился, то он тихо кладёт карандаш и спокойно
дожидается, пока педагог не закончит диктовать. Только после этого можно выяснить ошибку.
Слайд 10
.
Инструкция
Тренировочное задание.
Графический диктант можно выполнять в двух вариантах:
1. Ребенку предлагают
образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку.
2. Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения свое изображение орнамента или фигуры с образцом в пособии.
Слайд 11Работа с трафаретами.
Обводим указательными пальцами левой и правой руки по линиям
на трафарете.
Проводим данные линии – «дорожки» указательными пальчиками в воздухе стоя.
Проводим данные линии – «дорожки» указательными пальчиками по столу сидя или стоя, кому как удобно. (Можно использовать не поверхность стола, а салфетку из линолеума).
Обводим линии на трафарете цветными фломастерами левой и правой рукой одновременно.
Самостоятельно копируем линии на чистом листе бумаги.
Слайд 12По этим дорожкам, которые вы нарисовали, будут бегать зверьки, а кто,
догадайтесь сами.
Загадка:
На носу рога торчат,
Неприветлив, мрачен взгляд,-
Очень вспыльчив, очень строг
Африканский … (носорог).
Слайд 13Графический диктант:
от начальной точки 2 клетки вниз, 1 клетка вниз на
уголок вправо, 1 вправо, 1 вверх на уголок вправо, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1вниз, 2 клетки вниз на уголок вправо, 7 вправо, 3 клетки вниз на уголок вправо, 1 влево, 1 вверх на уголок влево, 1 вверх, 7 вниз, 1 влево, 3 вверх, 1 влево, 3 вниз, 1 влево, 3 вверх, 3 влево, 3 вниз, 1 влево, 3 вверх, 1 влево, 3 вниз, 1 влево, 3 вверх, 1 клетки вверх на уголок влево, 1 вверх, 1 вверх на уголок влево, 1 вверх на уголок влево, 2 влево, 1 вверх на уголок влево, 2 влево, 1 вверх на уголок влево. 1 вправо, 2 влево, 1 клетки вверх на уголок вправо, 1 вверх, 1 вверх на уголок вправо, соединить в начальной точке.