Слайд 1Методика преподавания предмета
«Окружающий мир»:
Методика преподавания естествознания
Методика преподавания обществознания
Слайд 2Если планета – в твоих руках, то…
Слайд 3Вопросы для контроля
1. Что является предметом изучения методики преподавания естествознания и обществознания?
2. Почему
методика входит в систему педагогических наук?
3. Что является объектом изучения методики преподавания (Е и О) как науки?
4. Чем определяется классификация наук о природе?
5. В чем отличие науки от учебного предмета?
6. С какими науками связана методика преподавания естествознания и обществознания?
7. Каковы методы исследования методики преподавания (Е и О) как науки?
8. Какие проблемы стоят перед методикой на современном этапе развития школы?
Слайд 4К. Д. Ушинский:
«Одна педагогическая практика без теории – то же,
что знахарство в медицине»
Ошибочно думать, что педагогическое мастерство – это искусство, зависящее от врожденных способностей человека и владения предметом.
Учитель, несомненно, должен хорошо знать научное содержание предмета, но без владения методикой преподавания он не сможет добиться усвоения этих знаний детьми.
Слайд 5Курс «Методики преподавания естествознания, обществознания» готовит будущих учителей начальных классов к
преподаванию естественнонаучных и обществоведческих предметов образовательного компонента «Окружающий мир».
Изучение методики естествознания, обществознания поможет молодым учителям сознательно и творчески формулировать цели обучения, выбирать содержание, формы, методы и средства проведения учебных занятий по предметам естественнонаучного и обществоведческогого циклов в начальной школе.
Слайд 6 Методика преподавания естествознания имеет свой особый объект исследования: присущую только ей
систему научных понятий; определенные методологические основы; специфические методы исследования, поэтому является наукой и занимает особое место среди других наук.
Слайд 7Объектом изучения является процесс преподавания курса естествознания (природоведения) и обществоведения в
начальной школе.
Естествознание – это система наук о природе, совокупность естественных наук, взятая как целое.
Обществознание – это система наук об обществе, совокупность обществоведческих наук, устанавливающих закономерности функционирования и развития общества.
Методики преподавания естествознания и обществознания – это науки о системе процесса обучения и развития младших школьников, обусловленного особенностями школьного предмета.
Слайд 8Задачи методики преподавания:
правильно выделить цели начального естественнонаучного и обществоведческого образования;
определить принципы
отбора материала и содержание учебного предмета;
разработать эффективные методы, формы и средства его преподавания;
выявить оптимальные условия развития младших школьников в процессе изучения начальных курсов естествознания и обществознания.
Слайд 9
Связь методики преподавания естествознания и обществознания с другими науками
Философия служит методологическим
основанием любой науки.
Наиболее традиционной является связь методики естествознания с педагогикой.
Очевидна связь с историей педагогики.
Слайд 10Естествознание тесно связано с биологией, географией, астрономией, экологией, частично с физикой,
химией, медициной и другими естественными науками.
Обществознание тесно связано с историей, правом, географией, экономикой, этнографией, антропологией и другими обществоведческими науками.
Эта связь реализуется по линии методического отбора и конструирования содержания начального естествознания.
Слайд 11Связь методики с другими науками предполагает не механическое соединение, а их
взаимодействие и взаимообогащение.
Методика преподавания может использовать теоретические выводы других наук, их методы и результаты исследования. При этом происходит не простое заимствование данных, а их творческая переработка с учетом специфики объекта самой методики, ее теоретических и практических задач.
Слайд 12«Методика начинается с того момента, когда учитель становится руководителем познавательного процесса,
протекающего в сознании ученика».
Критерием правильности выбора принципов, методов, форм и средств обучения является учет возрастных особенностей усвоения учебного материала. Методика преподавания изменяется в связи с развитием опыта и познавательных способностей учащихся.
Слайд 13Актуальные проблемы методики преподавания:
выбор оптимальных форм, методов и средств преподавания курса
естествознания в начальной школе;
разработка эффективных механизмов интеграции естественнонаучных и обществоведческих знаний;
издание учебно-методических комплектов, обеспечивающих наиболее эффективное ознакомление младших школьников с окружающим миром;
разработка механизмов проверки знаний и умений по предметам естественнонаучного цикла.
Слайд 14Методы исследования методики преподавания (Е и О)
Научное обоснование методов исследования дает
методология, т. е. совокупность принципов и способов организации теоретической и практической деятельности.
Слайд 15К методологическим принципам относятся:
– системный подход, позволяющий рассматривать отдельные компоненты педагогического процесса
(цели и содержание образования, методы, формы и средства обучения, деятельность учителя и учащихся) не изолированно, а во взаимосвязи и взаимодействии;
– личностный подход, который требует ориентации учебного процесса на отдельную личность, признание ее уникальности, интеллектуальной и нравственной свободы;
– деятельностный подход, ставящий ребенка в позицию субъекта образовательного процесса, что предполагает самостоятельное определение цели; планирование и организацию учебной деятельности; самоконтроль и самооценку результатов деятельности;
– культурологический подход, связывающий человека как носителя определенной культуры с системой общественных и духовных ценностей.
Слайд 16К педагогическим методологическим принципам исследования относятся:
полисубъектный подход,
этнопедагогический подход,
антропологический подход, – которые позволяют
вычленить актуальные проблемы науки, установить их значимость и определить стратегию и способы их разрешения.
Слайд 17Главные требования к любому методу:
объективность, т. е. способность давать достоверный, надежный материал,
свободный от искажений, субъективного толкования и скороспелых выводов;
надежность, т. е. однозначность результатов при проведении повторных исследований и одинаковость результатов у разных исследователей;
валидность (обоснованность) – способность выбранного метода изучать именно те особенности процесса обучения, которые интересуют исследователя;
точность информации – определяется точной дифференцировкой, индивидуальным подходом.
Слайд 18Методы, которые наиболее широко применяются в методических исследованиях
Теоретические методы основаны на
применении мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, обобщения и конкретизации. К теоретическим методам относятся сравнительно-исторический анализ литературных источников, школьной документации, изучение массового опыта учителей и т. п. Эти методы помогают определить проблему исследования, поставить цели и задачи, выдвинуть гипотезу.
Эмпирические методы основаны на чувственном восприятии объектов и служат для накопления фактического материала. Это педагогическое наблюдение учебного процесса, личное преподавание, проведение эксперимента.
Социологические методы применяются с целью изучения личностных характеристик детей и педагогов, принимающих участие в исследовании. Это анкетирование и интервьюирование учителей и учащихся, опросы, тестирование, анализ уровня сформированности знаний и умений учащихся.
Математические методы (методы описательной статистики и теории статистического вывода) основаны на обработке полученных результатов методами математического анализа.
Слайд 19Основные методы педагогических исследований
1. Сравнительно-исторический анализ литературных источников, архивных материалов, документации,
программ и учебников в аспекте рассматриваемой проблемы позволяет познакомиться с методическим наследием прошлых лет и современным состоянием проблемы исследования. При этом анализируется достигнутое, отбираются ценные и отметаются не оправдавшие себя педагогические идеи.
2. Изучение массового опыта учителей помогает выявить оправданные практикой новаторские идеи и определить типичные ошибки в преподавании.
3. Педагогическое наблюдение – один из основных методов эмпирического исследования. Он определяется как непосредственное восприятие исследователем изучаемого педагогического процесса. Различаются непосредственное и опосредованное наблюдения, где действуют сам исследователь или его ассистенты. Выделяются сплошные и дискретные наблюдения.
4. Опросные методы – это методы сбора информации, основанные на непосредственном или опосредованном взаимодействии исследователя и испытуемых. Источником информации служат словесные или письменные суждения, полученные в ходе анкетирования, тестирования, контрольных срезов и т. п.
5. Педагогический эксперимент относят к основным методам педагогического исследования. Он осуществляется с целью опытной проверки гипотезы.
Слайд 20Выбор методов научного исследования осуществляется в соответствии со следующими принципами:
принцип совокупности
методов исследования, который означает, что для решения любой научной проблемы используется несколько методов, согласованных с природой исследуемого явления;
принцип адекватности метода существу изучаемого предмета и тому результату, который должен быть получен.
принцип целесообразности и оправданности нововведений.
Слайд 21Вопросы для контроля
1. Что является предметом изучения методики преподавания естествознания и обществознания?
2. Почему
методика входит в систему педагогических наук?
3. Что является объектом изучения методики преподавания (Е и О) как науки?
4. Чем определяется классификация наук о природе?
5. В чем отличие науки от учебного предмета?
6. С какими науками связана методика преподавания естествознания и обществознания?
7. Каковы методы исследования методики преподавания (Е и О) как науки?
8. Какие проблемы стоят перед методикой на современном этапе развития школы?
Слайд 22Рекомендуемая литература
Бабанский Ю. К. Введение в научное исследование по педагогике. – М.,
1988.
Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989.
Валеев Г. Х. Гипотеза педагогического исследования// Педагогика. – 1999. – № 5.
Загвязинский В. И., Закирова А. Ф. Идея, замысел и гипотеза педагогического исследования // Педагогика. – 1997. – № 2. – С. 9–14.
Коржуев А. В. Содержательная и логическая корректность педагогических исследований // Педагогика. – 1999. – № 3. – С. 8–12.
Кыверялг А. А. Вопросы методики педагогических исследований. – Таллин, 1971.
Немов Р. С. Психология: Учебник для студ. пед. вузов: В 3-х кн. – 3-е изд. – М., 1999. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.
Педагогика. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей/ Под ред. П. И. Пидкасистого. – М., 1995.
Педагогика: пед. теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Ширяев и др.; под ред. С. А. Смирнова. 2-е изд. – М., 1999.