Слайд 1Системно –деятельностный подход
(проектная задача на уроках в начальной школе)
Цветкова Ольга Борисовна,
МКОУ
Чикская СОШ №6
Коченёвского района
Новосибирской области
Слайд 2В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход (ФГОС НОО п.7)
переход к стратегии
социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель основной результат образования;
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения
Слайд 3В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:
становление
гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее понятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
(ФГОС НОО п. 8)
Слайд 4Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели.
Формирование
универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться, навыков решения творческих задач и навыков поиска
формирование у детей мотивации к обучению
оказание помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Слайд 5использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских
(дизайнерских), технологических и организационных задач
приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
ФГОС НОО п. 12.6
Слайд 6ФГОС НОО п. 14
Создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности
ФГОС НОО
п. 19.9
В процессе оценки достижения планируемых результатов…должны использоваться разнообразные методы и формы…(… проекты, практические работы,
творческие работы…)
ФГОС НОО п. 12.6
Слайд 7 Работа над проектами не заменяет традиционную систему, а органично дополняет, расширяя
ее.
Серия взаимосвязанных проектов может быть запланирована каждым педагогом, но выбор проекта будут осуществлять дети и все результаты детей пойдут в портфель индивидуальных достижений.
Слайд 8Проектная задача может быть:
предметной
метапредметной
«Путешествие на планету Математикус», «Доктор Айболит»
Слайд 9Возрастные психолого-физиологические особенности детей
Темы проектов учащихся этого возраста должны быть
тесно связаны с предметным содержанием
Проблема проекта должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.
Слайд 10Используем методы:
• проблемное введение в тему урока; постановку цели и задач урока
совместно с учащимися (проблемно-диалогическое обучение);
• совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;
• групповые работы на учебных занятиях по разным предметам;
• выдвижение идеи (мозговой штурм);формулировку предположения (гипотезы);
обоснованный выбор способа выполнения задания;
• составление аннотации к прочитанной книге, картотек;
• поиск дополнительной литературы;
• подготовку доклада (сообщения);
• самоанализ и самооценку, рефлексию;
• поиск альтернативных способов решения
проблемы и т.п.
Подготовительный этап
Слайд 11Как обеспечить эффективность выполнения проектной задачи?
1-ый этап – знакомство с темой.
Учитель находит повод для
знакомства с темой и
привлекает внимание детей
Слайд 12
нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать
проблемой, перспективой практической и социальной пользы
Слайд 13
2-ой этап – выбор своих тем в рамках общей темы
Слайд 143-ий этап – сбор информации по выбранным темам
4-ый этап – завершение
работы над темой
5-ый этап – выбор проектов
Слайд 15Проекты различаются
По результату: изделие, мероприятие, знания, решённая проблема
По времени: краткосрочные,
длительные
По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные
Слайд 166-ой этап – работа над проектами, проведение самопрезентации (при необходимости взрослые
помогают)
7-ой этап – презентация проектов (дети представляют свои поделки (изделия), результаты своих исследований и решение проблем.
Слайд 17Продуктами проектных задач могут быть:
рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет,
рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, электронная презентация, праздник и т.д.
Слайд 18Общие правила для педагогов – руководителей проектов
Старайтесь подходить ко всему творчески
Ориентируйтесь
на процесс исследовательского поиска
Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности
Старайтесь меньше заниматься наставлениями
Слайд 19Общие правила для педагогов – руководителей проектов
Оценивая, помните – лучше десять
раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать
помогайте им осваивать новое, но не делайте за ученика то, что он может сделать самостоятельно.
Не сдерживайте инициативы детей
Слайд 20Общие правила для педагогов – руководителей проектов
Учите способности добывать информацию, а
не проглатывать ее в готовом виде.
Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию.
Слайд 21Главное правило
Я-учитель выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор,
а как равноправный соучастник их добывания.
Я-учитель некий вдохновитель для любой интересной и познавательной деятельности обучающихся.
Какова же роль учителя?
Слайд 22Вывод
Обучение детей решению проектных задач способствует формированию ключевых компетентностей обучающихся и
подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности.
Организует образовательный процесс (а не процесс обучения и воспитания отдельно) для каждого ребенка как комфортную образовательную среду (каждый ребенок имеет право выбрать тот проект, который ему хочется).
Слайд 23
«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь,
но ради бога, размышляйте,
и хотя и криво,
да сами».
Г.Э. Лессинг
Слайд 24Практическая работа
Иллюстрированное пособие
«Способы проверки орфограмм»
Предмет: русский язык
Техническое задание группы
Распределить задания
внутри группы
Рассмотреть материалы и определить способ проверки орфограмм, который предстоит изложить в своей части пособия
Составить рассказ о способе проверки орфограмм
Проиллюстрировать конкретными примерами описанный способ проверки орфограмм
Слайд 25Результат , который должны получить - это
иллюстрированное пособие, в котором будут
чётко, наглядно, доступно описаны известные способы проверки орфограмм
Слайд 26Задание 1.
Распределите работу в группе и подпишите имена исполнителей каждого из
способов:
Определение название способа.
Составление рассказа о способе.
Иллюстрирование способа примерами.
Составление собственного задания для проверки усвоения способа.
Разработка критериев оценки усвоения способа.
Слайд 27Задание 2.
Чящя и чюдовище
Маркеша. Мне сегодня приснился страшный сон. Я очень
хочу рассказать его Кузе, но он что-то не идет. Запишу-ка я свой сон, чтобы не забыть его…
Сон Маркеши
Гулял я в лесной чяще, заслушался как поют птици, и заблудился. Цэлый день бродил по лесу. Стал пробираться через кусты шыповника. Укололся о шып и упал. Смотрю, в кустах – чюдовище! Сощюрил я глаз и попросил пощяды. И вдруг – чюдо! Проснулся.
Но Кузя в это время тоже не терял
времени даром. Он сочинял сказку
для Маркеши…
Слайд 28Задание 3.
Составьте рассказ о своём способе проверки орфограмм
Задание 4.
Проиллюстрируйте конкретными примерами
описанный вами способ проверки
Задание 5.
Придумайте задание, при выполнении которого можно проверить у других детей, как они освоили
данный способ
Слайд 29Задание 6.
Укажите критерии, по которым можно определить, что ученик овладел этим
способом
Задание 7.
Используя полученные материалы, составьте на отдельном листе общий иллюстрированный текст на тему «Способы проверки орфограмм»
Слайд 31Настольная игра «Падежи»
Тема, цели, задачи
Творческие группы
Идеи
Распределение работы
Слайд 33Презентация, самооценка, трудности