Презентация, доклад Методические аспекты обучения решению олимпиадных задач на уроках математики и во внеурочное время

Содержание

Говоря об олимпиадных задачах, необходимо иметь в виду следующие вопросы:возможно ли, и насколько эффективно использовать олимпиадные задачи при изучении математики на уроках;все дети могут решать олимпиадные задачи или только одаренные;какова эффективность обучения учащихся решению нестандартных, нетривиальных

Слайд 1Выпускная квалификационная работа на тему: «Методические аспекты обучения решению олимпиадных задач на

уроках математики и во внеурочное время» Выполнила: студентка 6 курса БЕСКРОВНАЯ Елена Ильинична Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент Фрундин В. Н.
Выпускная квалификационная работа на тему:  «Методические аспекты обучения решению олимпиадных задач на уроках математики и во

Слайд 2Говоря об олимпиадных задачах, необходимо иметь в виду следующие вопросы:

возможно ли,

и насколько эффективно использовать олимпиадные задачи при изучении математики на уроках;
все дети могут решать олимпиадные задачи или только одаренные;
какова эффективность обучения учащихся решению нестандартных, нетривиальных задач.
Говоря об олимпиадных задачах, необходимо иметь в виду следующие вопросы:возможно ли, и насколько эффективно использовать олимпиадные задачи

Слайд 3Цель работы:
разработка дидактических материалов по теме «Олимпиадные задачи по

математике» и методических рекомендаций по их применению, направленных на повышение эффективности подготовки учащихся к математическим олимпиадам
Цель работы:  разработка дидактических материалов по теме «Олимпиадные задачи по математике» и методических рекомендаций по их

Слайд 4Объектом исследования является процесс обучения учащихся решению олимпиадных задач на уроках

математики и во внеурочное время.

Предмет исследования: методические рекомендации для обучения учащихся решению олимпиадных задач некоторых типов на уроках математики и внеурочное время.
Объектом исследования является процесс обучения учащихся решению олимпиадных задач на уроках математики и во внеурочное время.Предмет исследования:

Слайд 5Задачи работы:
проанализировать методическую и психолого-педагогическую литературу и дать определение понятию «олимпиадная

задача»;
изучить зарождение и развитие российских математических олимпиад и раскрыть их функцию по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в школе;
определить теоретические аспекты построения решения олимпиадных задач;
разработать методические рекомендации по некоторым типам олимпиадных задач (принцип Дирихле, задачи на делимость, задачи на игровую стратегию, задачи на раскраску).
Задачи работы:проанализировать методическую и психолого-педагогическую литературу и дать определение понятию «олимпиадная задача»;изучить зарождение и развитие российских математических

Слайд 6Глава 1. Математические олимпиады в системе школьного образования

1.1. Становление и развитие

математических олимпиад
1.2. Общие подходы к построению решения олимпиадных задач по математике
Глава 1. Математические олимпиады в системе школьного образования1.1. Становление и развитие математических олимпиад1.2. Общие подходы к построению

Слайд 7Становление и развитие математических олимпиад
1. Олимпиады в Древней Греции 776 г.

до н.э.;
2. Математические турниры ( 16 в.);
3. Этвешское соревнование (1896 г.);
4. Олимпиадное движение в России:
а) самая первая олимпиада на территории СССР проводилась 3 ноября 1933 г.;
б) первая ленинградская олимпиада (1934 г.);
в) московские математические олимпиады (1935 г.);
г) от школьных до всесоюзных математических олимпиад (1933 г., 1959г., 1961г.).

Становление и развитие математических олимпиад1. Олимпиады в Древней Греции 776 г. до н.э.;2. Математические турниры ( 16

Слайд 8Укажем направления работы учителя математики по подготовке школьников к математической олимпиаде:

распределение

по соответствующим темам школьного курса основных идей, встречающихся при решении олимпиадных задач;
осуществление взаимосвязи задач одного типа с типами, которые были рассмотрены ранее;
формулировка задач, решение которых не может быть выполнено учениками;
постановка заданий поиска нескольких методов решения одной задачи;
Укажем направления работы учителя математики по подготовке школьников к математической олимпиаде:распределение по соответствующим темам школьного курса основных

Слайд 9обобщение задачи, распределение найденного метода на более широкий класс задач;
анализ результатов

деятельности школьников по решению задач повышенной сложности;
обучение стратегии поиска решения задачи;
письменное оформление решений задач, т.е. точное изложение сведений с помощью математического языка;
личный пример учителя;
вовлечение в работу со статьями журнала "Квант";
внеурочные занятия (лекции, решение задач);
внеурочные занятия для разбора нестандартного олимпиадного материала;
подготовка школьников (всех желающих) к последующим этапам олимпиады.
обобщение задачи, распределение найденного метода на более широкий класс задач;анализ результатов деятельности школьников по решению задач повышенной

Слайд 10Методы решения олимпиадных задач
доказательство от противного;
принцип Дирихле;
правило крайнего;
решение с конца;
поиск инварианта;
построение

контрпримера;
математическая индукция;

рекурсия;
метод итераций;
подсчёт двумя способами;
метод аналогий;
провокационный метод;
вспомогательное построение;
переход в пространство большего числа измерений;
вспомогательная раскраска.


Методы решения олимпиадных задачдоказательство от противного;принцип Дирихле;правило крайнего;решение с конца;поиск инварианта;построение контрпримера; математическая индукция;рекурсия;метод итераций;подсчёт двумя способами;метод

Слайд 11весь процесс решения задачи можно разделить на восемь этапов:

l-й этап

- анализ задачи;
2-й этап - схематическая запись задачи;
3-й этап - поиск способа решения задачи;
4-й этап - осуществление решения задачи;
5-й этап - проверка решения задачи;
6-й этап - исследование задачи;
7-й этап - формулирование ответа задачи;
8-й этап - анализ решения задачи.
весь процесс решения задачи можно разделить на восемь этапов: l-й этап - анализ задачи; 2-й этап -

Слайд 12Основные рекомендации для поиска решения математических задач

1. Прочтя задачу, надо попытаться

установить, к какому виду задач она принадлежит.
2. Если узнали в ней стандартную задачу знакомого вида, то необходимо применить для ее решения известное общее правило.
3. Если же задача не является стандартной, то следует действовать в следующих направлениях:
а) вычленять из задачи или разбивать ее на подзадачи стандартного вида (способ разбиения);
б) ввести в условие вспомогательные элементы: вспомогательные параметры, вспомогательные построения (способ вспомогательных элементов);
в) переформулировать ее, заменить ее другой равносильной задачей (способ моделирования).
4. Для того чтобы легче было осуществлять указанные способы, полезно предварительно построить наглядную вспомогательную модель задачи - ее схематическую запись.
5. Решение нестандартных задач есть искусство, которым можно овладеть лишь в результате глубокого постоянного самоанализа действий по решению задач и постоянной тренировки в решении разнообразных задач.
Основные рекомендации для поиска решения математических задач1. Прочтя задачу, надо попытаться установить, к какому виду задач она

Слайд 13Глава 2. Методические рекомендации по решению олимпиадных задач на уроках математики

и во внеурочное время

2.1. Принцип Дирихле
2.2. Задачи на делимость
2.3. Задачи на раскраску
2.4. Задачи на игровую стратегию






Глава 2. Методические рекомендации по решению олимпиадных задач на уроках математики и во внеурочное время2.1. Принцип Дирихле2.2.

Слайд 14Принцип Дирихле




ФОРМУЛИРОВКА 1. «Если в n клетках сидит n+1 или больше

зайцев, то найдётся клетка, в которой сидят по крайней мере два зайца».
Принцип Дирихле можно сформулировать на языке множеств и отображений.

ФОРМУЛИРОВКА 2. «При любом отображении множества P, содержащего n+1 элементов, в множество Q, содержащее n элементов, найдутся два элемента множества P, имеющие один и тот же образ».
Принцип ДирихлеФОРМУЛИРОВКА 1. «Если в n клетках сидит n+1 или больше зайцев, то найдётся клетка, в которой

Слайд 15ЗАДАЧА1. В каждую вершину правильного стоугольника помещено одно из чисел {1;

2; 3; ...; 49}. Докажите, что существует четыре вершины А, В, С, D данного стоугольника, которые образуют параллелограмм ABCD, такие, что а +b=c + d, где а, b, с, d — числа, стоящие соответственно в вершинах А, В, С и D.

РЕШЕНИЕ: Всего имеется пятьдесят диагоналей правильного стоугольника, которые являются диаметрами окружности, около него описанной. Если PQ - такая диагональ и в вершинах Р и Q стоят соответственно числа р и q, то 0≤|р- q |≤48,
то есть | р- q | = 0, 1, 2, ..., 48. Поэтому по принципу Дирихле найдутся две диагонали PQ и RS такие, что | р - q | = | r - s |. Кроме того, ясно, что PQRS — прямоугольник (рис. 1). Переобозначив теперь долж­ным образом вершины прямоу­гольника PQRS (без ограничения общности можно считать, напри­мер, что p ≤ q и r ≤ s), получим нужное утверждение задачи.

ЗАДАЧА1. В каждую вершину правильного стоугольника помещено одно из чисел {1; 2; 3; ...; 49}. Докажите, что

Слайд 16Задачи на делимость
Теоремы
1) Если а делится на b, b делится на

с, то а делится на c:
(a:b и b:c)→(a:c).
2) Если а делится на m, то и ab делится на m (b- любое целое число) :
(a: m) →( ab: m).
3) Если а делится на m и b делится на m, то и a+b делится на m:
(a: m и b: m)→((a+b): m).
4) Если а+b делится на m и а делится на m, то и b делится на m:
((a+b): m и a: m) →( b: m).
5) Если а делится на m и а делится на k,причем m и k взаимно просты, то а делится на произведение mk:
(a: m и a : k и (m, k)=1)→( a: mk ).
6) Если аb делится на m и а взаимно просто с m, то b делится на m:
(ab : m и (a, m)=1) →( b: m).
Задачи на делимостьТеоремы1) Если а делится на b, b делится на с, то а делится на c:(a:b

Слайд 17ЗАДАЧА2. Некоторое двузначное число кратно трем. Если между его цифрами вставить

нуль и к полученному трехзначному числу прибавить удвоенную цифру его сотен, то получится число, в 9 раз большее первоначального. Найти исходное двузначное число.

РЕШЕНИЕ:
1)Число 10а+b делится на 3, значит, а+b делится на 3. Число 100а + b имеет ту же сумму цифр, поэтому тоже делится на 3.
2) Новое число 100а+b+2а=102а+b по условию делится на 9, значит, и на 3, но 102 делится на 3, поэтому b делится на 3, а так как а + b делится на 3, то а делится на 3. По условию 102а + b = 9(10а + b) или 3а = 2b, откуда, а де­лится на 2, но а делится и на 3, следовательно, а делится на 6; так как а однозначно и не нуль, то а=6, откуда 2b=18 и b = 9.

ЗАДАЧА2. Некоторое двузначное число кратно трем. Если между его цифрами вставить нуль и к полученному трехзначному числу

Слайд 18Задачи на раскраску

Задачи на раскраску

Слайд 19ЗАДАЧА 3. . Бесконечный лист бумаги разлинован в клетку. Каждая клетка

окрашена в один из шести цветов. Докажите, что всегда найдутся четыре клетки одного цвета, центры которых являются вершинами прямоугольника со сторонами, параллельными прямым линиям на бумаге.

РЕШЕНИЕ:
Возьмем горизонтальную полосу шириной 7 клеток. Так как число вертикальных столбиков в ней бесконечно, а число способов их раскраски конечно, то найдутся два одина­ково окрашенных вертикальных столбика.
Рассмотрим один из них. Поскольку в нем 7 клеток и они окрашены не более чем в 6 различных цветов, то по принципу Дирихле в этом столбике найдутся две одинаково окра­шенные клетки. Тогда в другом из двух вер­тикальных столбиков, о которых говорилось выше, две соответствующие клетки, т. е. на­ходящиеся на тех же горизонталях, окрашены в тот же цвет.

ЗАДАЧА 3. . Бесконечный лист бумаги разлинован в клетку. Каждая клетка окрашена в один из шести цветов.

Слайд 20Задачи на игровую стратегию

Задачи на игровую стратегию

Слайд 21ЗАДАЧА 4. Двое играют в такую игру. Первый записывает один под

другим два ряда по 10 чисел так, чтобы выполнялось следующее правило: если число b записано под числом a, а число d под числом c , то a+d = b+c. Второй игрок, зная это правило, хочет определить все написанные числа. Ему разрешается задавать первому вопросы типа: « Какое число стоит в первой строке на третьем месте?», или « Какое число стоит во второй строке на девятом месте?» и т.п. За какое наименьшее число таких вопросов второй игрок сможет узнать все числа?

РЕШЕНИЕ:
Перебрав всевозможные варианты ответа и найдя правильный, можно перейти к доказательству условий необходимости и достаточности.
Достаточность. Задав 11 вопросов, можем узнать все числа первой строки и одно число второй строки. Обозначим их через a1 , a2, . . . , a10, bk Тогда число bi, стоящее под ai , найдем из равенства bi = ai+ bk - ak.

ЗАДАЧА 4. Двое играют в такую игру. Первый записывает один под другим два ряда по 10 чисел

Слайд 22Необходимость. Пусть мы задали 10 вопросов. Возможны два случая.
В каждом столбце

узнали по одному числу. Тогда из четырех любых чисел a, d , b, c (b стоит под a, d−под c) известны лишь 2 числа, поэтому уравнение a+d = b+c содержит 2 неизвестных, значит, имеет бесконечно много решений.
В одном из столбцов мы знаем оба числа a и b. Тогда в остальных 9 столбцах мы знаем лишь 8 чисел, значит, в одном из столбцов неизвестны оба числа, для которых поэтому возможны бесконечно много значений.
Теперь мы показали, что и в 1) и 2) случае 10 вопросов не хватает для однозначного решения. Следовательно, наименьшее число вопросов равно 11.

Необходимость. Пусть мы задали 10 вопросов. Возможны два случая.В каждом столбце узнали по одному числу. Тогда из

Слайд 23Выводы
В работе были решены следующие задачи:

проанализировали методическую и психолого-педагогическую литературу;
изучили

зарождение и развитие российских математических олимпиад;
изучили различные трактовки понятия «олимпиадная задача»;
определили теоретические аспекты построения решения олимпиадных задач.
разработали методические рекомендации по решению следующих олимпиадных задач: принцип Дирихле, задачи на делимость, задачи на игровую стратегию, задачи на раскраску.
ВыводыВ работе были решены следующие задачи:проанализировали методическую и психолого-педагогическую литературу; изучили зарождение и развитие российских математических олимпиад;изучили

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть