Слайд 1Формирование
метапредметных УУД
на уроках ИЗО
Разработала:
Калинина М. А.
учитель изобразительного искусства
Слайд 2Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей
развитие личности ученика. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной системе, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт.
Слайд 3В результате изучения всех предметов общего образования у учащихся сформируются ключевые
компетенции: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные (универсальные учебные действия) как основа умения учиться.
Так оказалось, что реализовать новый стандарт, ориентированный на развитие личности ребенка, невозможно без метапредметного подхода.
Слайд 4Результаты освоения программы по предмету
Предметные
Личностные
Метапредметные
Межпредметные понятия
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Самостоятельность в планировании и осуществлении учебной
деятельности
Способность использовать УУД в познавательной и социальной практике
Способность к построению индивидуальной образовательной траектории
Владение навыками учебно-исследовательской , проектной и социальной деятельности
Организация учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками
УУД
Слайд 5Метапредметные результаты
образовательной деятельности
Мета-(с греч. μετά- — между, после, через),
часть сложных
слов, обозначающая: абстрагированность, обобщённость, промежуточность, следование за чем-либо,
переход к чему-либо другому, перемену состояния, превращение
Это овладение основными УУД:
1. регулятивными,
2. коммуникативными,
3. познавательными;
Т.е. способами деятельности, применяемыми как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов
Слайд 6Определение мета предметного урока
Метапредметный урок - применение метапредметных и универсальных учебных
действий в связи с жизненными потребностями. На метапредметном уроке должны формироваться универсальные действия, необходимые для процесса познания в принципе.
Слайд 7Требования ФГОС к метапредметным результатам освоения основной программы следующие:
активное использование речевых
средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Слайд 8Метапредметные результаты образовательной деятельности – это способы, применимые как в рамках
образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.
Слайд 9МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД
НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Слайд 10Содержание учебного курса предметов «Музыка» и «ИЗО» в рамках «Стандартов второго
поколения» для общеобразовательной школы основано на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности, личности творческой, способной генерировать идеи, воплощая их в жизнь.
Слайд 11Предмет «Изобразительное искусство» последовательно формирует:
умения наблюдать окружающую жизнь на основе эмпатических
и эстетических переживаний, то есть с позиций прекрасного и безобразного, высокого и низкого, трагического и комического.
- развиваются ассоциативные качества мышления ребенка, которые являются действенным механизмом для творческой мобильности мышления, умения образовывать неожиданные связи, быстрее и ярче определять главное в явлении, способности целостного его видения.
- развиваются способности самостоятельной активности в действиях с различными материалами, понимание связей между характером материала и продиктованными этим характером свойствами результата.
- развивается способность действовать в неопределенных правилами и образцами обстоятельствах, где необходима выдумка, неординарность решения.
Слайд 12В качестве метапредметных средств обучения следует назвать:
— использование средств информационных технологий
для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного материала.
Например, самостоятельный подбор материала для сообщений.
Слайд 13— умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с
поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач.
Например, это работа на конкурсы и выставки
Слайд 14— владение умением творческого видения с позиций художника, т.е.умением сравнивать, анализировать,
выделять главное, обобщать.
Например, работа с натурными постановками как на уроках ИЗО, так и на любом уроке при объяснении нового материала. Анализ работ художников, формирование умения самостоятельно выразить свое художественное видение в соответствии с поставленной задачей.
Слайд 15— владение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе
выполнения как индивидуальных так и коллективных творческих работ. Проекты и их защита на уроках ИЗО.
Например подготовка проекта учащимися на темы «Искусство Японии», «Древние города России» - 4 класс.
Слайд 16формируются способы ориентации растущего человека в истории культуры, в национальных и
глобальных аспектах культуры, в способах культурной самоиндентификации, что чрезвычайно важно, актуально в условиях современных социальных процессов. Это важнейшая сторона в современном содержании предмета «Изобразительное искусство», имеющая широкое метапредметное значение.
Например: экскурсии, в том числе интерактивные, знакомство с художниками родного края и т.д.
Слайд 17Вывод: Современные дети, которые будут продолжать свою трудовую деятельность примерно в
середине начавшегося века и далее, будут жить в мире, который нам трудно сегодня представить. Однако, нам необходимо сегодня стремиться к влиянию на этот будущий мир: только нашей сегодняшней заботой можно обеспечить его человечность. А человечность – это результат развития культуры в обществе. Образно говоря, культура это не «сундук с традициями», а живое, растущее древо, — то есть позитивный, реализованный, осмысленный и освоенный новыми поколениями результат социального опыта.