Слайд 1Инженерно-геологические обследования вдоль трассы.
Слайд 2
Инженерно-геологические изыскания должны обеспечивать комплексное изучение инженерно-геологических условий района проектируемой дороги.
Слайд 3
Включают в себя :
Геологическое строение
Сейсмотектонические, геоморфологические, гидрологические условия.
Состав и состояние грунтов
Слайд 4
А также составление прогноза возможных изменений инженерно-геологических условий в сфере взаимодействия
проектируемых объектов с геологической средой с целью получения необходимых материалов для обоснования проектной подготовки строительства, в том числе мероприятий инженерной защиты объекта строительства и охраны окружающей среды.
Слайд 5Состав инженерно-геологических изысканий
Слайд 6
Сбор и обработка материалов прошлых лет
Рекогносцировочное обследование
Слайд 7Проходка горных выработок.
В процессе бурения геолог изучает образцы грунта, производит их
визуальное описание в полевом журнале, документирует глубины, с которых они извлечены, и отбирает необходимое количество образцов для дальнейших лабораторных исследований.
Слайд 8
Локальный мониторинг компонентов геологической среды
Слайд 9
Составление прогноза изменений инженерно-геологических условий
Слайд 10Гидрологические исследования
Отмечаются глубины, на которых были вскрыты водоносные горизонты и установившийся
уровень подземных вод, отбираются пробы воды.
Слайд 11Полевые исследования грунтов
образец грунта тщательно упаковывается в полиэтиленовую пленку для сохранения
естественной консистенции и влажности. Образец сопровождается этикеткой, на которой указан адрес объекта, номер скважины и глубина, с которой он был отобран.
Слайд 12Геофизические исследования
Полевые виды инженерно-геологических исследований обладают рядом преимуществ перед лабораторными, главным
из которых является то, что они изучают свойства пород при естественных условиях их залегания.
Одним из основных и распространенных полевых методов является – статическое зондирование.
Слайд 13Лабораторные анализы и испытания
В лаборатории изучаются физические, химические и механические
свойства грунтов.
Выясняется гранулометрический состав, определяются плотность, влажность и пористость, коррозионная активность, пластичность и текучесть.
Для образцов ненарушенной структуры (монолитов) в обязательном порядке проводятся испытания на компрессию и сдвиг.
Для песчаных грунтов определяется коэффициент фильтрации. Для органоминеральных грунтов выявляется степень их заторфованности.
Слайд 14Камеральная обработка материалов изысканий
Последняя фаза инженерно-геологических изысканий – камеральная обработка и
составление Технического отчета.
Во время камеральной обработки происходит анализ и сопоставление данных, полученных при бурении, материалов полевых испытаний грунтов, лабораторных исследований, строительных норм и правил.
Выполняется статистическая обработка, составляются сравнительные таблицы, вычерчиваются геологические колонки и разрезы, делаются выводы и даются рекомендации.
Слайд 16
Линейные инженерно-геологические обследования при изысканиях автомобильных дорог
Слайд 17
Линейное инженерно-геологическое обследование трассы автомобильной дороги заключается в инженерно-геологической съемке притрассовой
полосы. В равнинной местности эта съемка сводится к почвенно-грунтовой профильной съемке полосы трассы шириной 200 м (по 100 м в каждую сторону от оси трассы).
Слайд 18
Почвенная профильная съемка заключается в установлении пространственного размещения разновидностей почв вдоль
трассы проектируемой дороги и обследовании гидрогеологических условий притрассовой полосы, с заложением для этой цели необходимого количества выработок с подробным попикетным описанием притрассовой полосы.
Слайд 20
Наиболее распространенными разведочными выработками при инженерно-геологическом обследовании трассы являются шурфы.
Шурф представляет
собой прямоугольную выработку размером (0,8×1,7 м) или (1,0×2,0) м.
При использовании механических шурфокопателей, шурфы имеют круглое сечение различных диаметров. Наименьший диаметр в этом случае может быть рекомендован - 0,8 м.
Слайд 21
Шурфы закладываются по оси трассы на глубину - до уровня подземных
вод (верховодки или грунтовых вод при близком их залегании), но не менее двух метров.
В тех случаях, когда шурфом вскрывается водоносный горизонт и дальнейшая проходка шурфа затруднительна, углубление его производится бурением. Такая комбинированная выработка носит название шурфоскважины.
Между шурфами для уточнения границ почвенно-грунтовых разностей закладываются прикопки глубиною 0,75-1,0 м.
Слайд 22Буровые скважины
Буровые скважины закладываются при высоком залегании подземных вод, когда требуется
установить мощность водоносного слоя, характер водоупорного, слоя и т.д.
Слайд 23Геологические обследования в сложных условиях
Слайд 25
Инженерно-геологические обследования в горной местности имеют особое значение. Само проложение трассы
здесь в значительной мере диктуется особенностями геологического строения, устойчивостью склонов, наличием современных физико-геологических процессов (оползней, осыпей, обвалов, снежных лавин и т.п.).
Слайд 26
Очертания поперечных профилей скальных выемок определяются в зависимости от характера и
состояния горных пород, в силу чего правильная оценка их свойств и учет других природных факторов очень важны для проектирования.
Слайд 27
Инженер-геолог при работе в горной местности должен уже в поле ясно
и отчетливо представлять себе контуры земляного полотна будущей дороги и заранее определить и по возможности точно учесть все неблагоприятные факторы, которые могут возникнуть при строительстве и отрицательно сказаться на устойчивости как земляного полотна, так и других дорожных сооружений.
Слайд 28
В попикетном описании трассы должны быть приведены соображения, касающиеся проектирования поперечного
профиля насыпи и выемки, которые учитываются при разработке проекта дороги. Плохая обнаженность, залесенность и труднодоступность местности не могут служить оправданием недостаточно полного изучения инженерно-геологическихусловий.
Слайд 29
При реконструкции автомобильных дорог производят инженерно-геологическое обследование полосы прилегающей к проектируемой
дороге и существующего земляного полотна, а также участков затронутых природными процессами, влияющими на состояние реконструируемой дороги.
Слайд 30
Обследование существующего земляного полотна производят с учетом природных особенностей отдельных участков
проектируемой дороги с фиксированием состояния откосов насыпей и выемок, водоотводных и укрепительных сооружений; устанавливают границы участков с неустойчивым земляным полотом и пучинистых участков.
Слайд 31
При обследовании существующего земляного полотна разведочные выработки закладывают на бровках земляного
полотна, откосах, у подошвы насыпей и бровок выемок. Глубина выработок должна быть не менее, чем на 0,5 метра больше высоты насыпи. В тех случаях, когда предусматривается уширение существующего земляного полотна, закладываются дополнительные выработки в притрассовой полосе.
Слайд 32
При обследовании существующей насыпи на болоте глубина скважин должны быть достаточными
для определения величины посадки насыпи за счет выторфовывания или уплотнения грунтов основания и ее длительной устойчивости.
Скважины закладывают и количестве 3 - 5 в пределах поперечного профиля земляного полотна и по одной у его основания.
Слайд 33МЕСТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА
Как правило, при изысканиях такие места обходят
трассой. Если обход невозможен инженерно-геологические изыскания на таких участках производят по индивидуальным программам. В таких случаях количество, глубина, размещение выработок определяются инженерно-геологическими условиями и указываются в программе работ.
Слайд 34
К местам индивидуального проектирования относятся:
- насыпи выше 12 метров и насыпи
на слабых основаниях;
Слайд 35
выемки глубиной более 12 метров в нескальных грунтах и в скальных
более 16 метров, а также выемки в глинистых переувлажненных грунтах. Выемки глубиной более 5 м в глинистых грунтах в районах с избыточным увлажнением, а также в глинистых грунтах, резко снижающих прочность и устойчивость в откосах при воздействии климатических факторов;
Слайд 36
оползни, осыпи; участки, подверженные селевым выносам; участки, опасные в отношении обвалов и
лавин; растущие овраги; места образования наледей; пучинистые участки; участки с погребенными льдами и мерзлотными формами, буграми пучения и т.п.
Слайд 37 районы развития карста
При обследовании закарстованного участка необходимо установить геологические,
гидрологические и геоморфологические условия проявления и развития карста, распространение, характер и интенсивность проявления, историю и закономерность его развития. Отмечается количество, расположение, характер и размеры карстовых пустот. Дается оценка развития карста под влиянием природных и техногенных факторов в период строительства и эксплуатации.
Слайд 40Инженерно-геологические работы в местах развития оврагов
При производстве обследования устанавливается интенсивность роста
Слайд 41
Скважины углубляются ниже дна оврага на 5 - 6 метров. Из
пройденных выработок отбираются образцы грунтов для лабораторных определений пластичности, естественной влажности, плотности и содержания солей, агрессивности воды по отношению к бетону, угла внутреннего трения и сцепления.
Инженерно-геологическое обследование, необходимое для проектирования укреплений на оврагах, производится в той части оврага, которая может повлиять на устойчивость дороги.