Презентация, доклад мастер - класса Фразеология

Содержание

Определение задач. Постановка целей.  Какие универсальные учебные действия будут формироваться в ходе нашего занятия? (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные).)Какую цель поставим для себя?- узнать как можно больше о фразеологизмах, проведя определённую работу.

Слайд 1

Конкурсное задание «Мастер - класс»


Ширукова Зарема Мусарбиевна
Учитель кабардинского языка и

литературы
МКОУ «СОШ№3» с. п. Аргудан
Конкурсное задание «Мастер - класс» Ширукова Зарема МусарбиевнаУчитель кабардинского языка и литературы МКОУ «СОШ№3» с. п.

Слайд 2 Определение задач. Постановка целей. 
Какие универсальные учебные действия будут формироваться в ходе

нашего занятия? (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные).)
Какую цель поставим для себя?- узнать как можно больше о фразеологизмах, проведя определённую работу.

Определение задач. Постановка целей.  Какие универсальные учебные действия будут формироваться в ходе нашего занятия? (личностные, регулятивные,

Слайд 3Цель: учиться употреблять фразеологические обороты в зависимости от речевой ситуации, обогащать

свой словарный запас
Задачи: формировать речевые умения, обогащать свою речь. - развивать умение работать самостоятельно с дополнительной литературой, - расширять кругозор, повышать эрудицию, самостоятельно добывать знания. - прививать любовь к кабардинскому слову, развивать устную и письменную речь.



Цель: учиться употреблять фразеологические обороты в зависимости от речевой ситуации, обогащать свой словарный запасЗадачи: формировать речевые умения,

Слайд 4 Постановка проблемы.
Моя четырехлетняя дочь как-то спросила, скоро ли наступит лето.
Скоро. Ты

и оглянуться не успеешь. Лина стала как-то странно вертеться. Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нет.
О чем говорится в этом тексте? Почему ребенок не понял взрослого?
Как вы думаете, чему будет посвящено   сегодняшнее занятие? (Оно  будет посвящено особым выражениям в нашей речи – фразеологизмам). 
Постановка проблемы. Моя четырехлетняя дочь как-то спросила, скоро ли наступит лето.Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.

Слайд 5 Есть ли необходимость в изучении фразеологизмов?
В настоящее время

возникла проблема отсутствия знаний о фразеологизмах.
Оказалось, что многие из старшеклассников с большим трудом находят фразеологические обороты в тексте, не понимают их значение, не умеют употреблять фразеологизмы в речи).
Ведь фразеологические обороты – особый пласт кабардинского языка, часть культуры нашего народа, – должны возвратиться в нашу речь и обогатить её. Фразеологизмы украшают речь, делают её выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.

Есть ли необходимость в изучении фразеологизмов?  В настоящее время возникла проблема отсутствия знаний

Слайд 7Выявление источников информации.
Из каких источников мы можем узнать фразеологизмы  и

их особенности, углубить познания о сферах употребления фразеологизмов?

Выявление источников информации.  Из каких источников мы можем узнать фразеологизмы  и их особенности, углубить познания о сферах

Слайд 8 Игра «Угадай фразеологизм»

Игра «Угадай фразеологизм»

Слайд 9Игра «Угадай фразеологизм»
И фэр техын-
снимать стружку

Игра «Угадай фразеологизм»   И фэр техын- снимать стружку

Слайд 10 Игра «Угадай фразеологизм»

Игра «Угадай фразеологизм»

Слайд 11Игра «Угадай фразеологизм»
Джэд лъэбжьанэу тхын – как курица лапой

Игра «Угадай фразеологизм» Джэд лъэбжьанэу тхын – как курица лапой

Слайд 12 Игра «Угадай фразеологизм»

Игра «Угадай фразеологизм»

Слайд 13 Лъапэк1э къэк1ухьын

Ходить по струнке

Игра «Угадай фразеологизм»

Лъапэк1э къэк1ухьын      Ходить по стрункеИгра «Угадай фразеологизм»

Слайд 15Игра «Угадай фразеологизм»
И 1э и лъэ зэтедзауэ щысын

- Бить баклуши
Игра «Угадай фразеологизм»  И 1э и лъэ зэтедзауэ  щысын - Бить баклуши

Слайд 16 Игра «Угадай фразеологизм»

Игра «Угадай фразеологизм»

Слайд 17Игра «Угадай фразеологизм»
1эпэдэгъэлэл –Тяп да ляп

Игра «Угадай фразеологизм»  1эпэдэгъэлэл –Тяп да ляп

Слайд 18Игра «Угадай фразеологизм»

Игра «Угадай фразеологизм»

Слайд 19Игра «Угадай фразеологизм»
Пэк1э зешэн водить за нос

Игра «Угадай фразеологизм»Пэк1э зешэн водить за нос

Слайд 20 Игра «Угадай фразеологизм»

Игра «Угадай фразеологизм»

Слайд 21Игра «Угадай фразеологизм»
1эбэк1э зымыщ1э – валится из рук

Игра «Угадай фразеологизм»1эбэк1э зымыщ1э – валится из рук

Слайд 22Фразеологическое лото.
Соедините стрелками правильные ответы
Фразеологизмы

Лексическое значение
1.Тхъупсыр къегъэжэхын 1. Привлекать внимание своим видом
Не в меру расхвалить кого- либо 2. Быть заметным
2.Нэгум къыщ1эхуэн 3.Касающийся всех
Бросаться в глаза
3.Уафэм къехуэха хуэдэ 4. Похвалить
Как с неба свалилось
4. Зи лъэ вакъэ изылъхьэхэр 5.Быть безгранично счастливым
Поголовно
5.Пэк1э зешэн 6.Трын - трава
водить за нос
6. Гум жьы дихужын 7. Испытывать состояние блаженства
Вздохнуть свободно 8. Появился совсем неожиданно
7.Быть на седьмом небе 9. Обманывать
8.Ар зырик1щ
9.Хватать звезды с неба

Фразеологическое лото.Соедините стрелками правильные ответы  Фразеологизмы

Слайд 23Такие неразделимые словосочетания называются фразеологизмами. Слово фразеологизм состоит из двух корней фраза и логос, т. е. это

устойчивые сочетания слов, в котором одно слово нельзя заменить другим.
Фразеологизмы нельзя составить самому. Они, как и пословицы, придумывались народом и шлифовались веками, их нужно запоминать.
Употребляли в речи некоторые из них, не подозревая, что это фразеологизмы.
- Украшают ли фразеологизмы нашу речь?
- Нужны ли они?

Такие неразделимые словосочетания называются фразеологизмами. Слово фразеологизм состоит из двух корней фраза и логос, т. е. это устойчивые сочетания слов, в котором одно

Слайд 24Найди фразеологизм.
Найди фразеологизм.
Цель: развивает умение отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний.
Даны пары

предложений со свободными словосочетаниями и фразеологизмами.
Куда дул ветер, туда и относило дым. Он всегда чувствовал, куда дует ветер. (Жьыр дэнэк1э къыщепщэми)
За то, что я не выучил уроки, мне намылили голову. Ребенку намылили голову, но мыло попало и в глаза. Ругать - ешхыдэн
На глаз больного наложили повязку. Расстояние мы определили на глаз. (Зы нэк1э еплъын.)

Найди фразеологизм. Найди фразеологизм.Цель: развивает умение отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний.Даны пары предложений со свободными словосочетаниями и

Слайд 25Прочитайте стихотворение, попробуйте найти в нём фразеологизм и объяснить его смысл:
Дружнее

этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят:
Водой не разольёшь.

Прочитайте стихотворение, попробуйте найти в нём фразеологизм и объяснить его смысл:Дружнее этих двух ребятНа свете не найдёшь.О

Слайд 26
Водой не разольёшь - очень дружны, неразлучны сыт щыгъуи зэгъусэу

Водой не разольёшь - очень дружны, неразлучны сыт щыгъуи зэгъусэу

Слайд 27Укажите сначала фразеологизмы со значением бездельничать, затем со значением обманывать и, наконец, со значением быстро.


Сломя голову; сидеть сложа руки; валять дурака; бить баклуши; водить за нос; собак гонять; вводит в заблуждение; высунув язык; со всех ног.

Укажите сначала фразеологизмы со значением бездельничать, затем со значением обманывать и, наконец, со значением быстро. Сломя голову; сидеть сложа руки; валять

Слайд 28Псынщ1эу, къэгъэпц1эн, и 1ит1ыр зэтедзауэ щысын
Быстро – сломя голову,

и щхьэр щ1экъауэ, высунув язык, и бзэгур къилэлу, со всех ног, и лъэ къызэрихьк1э, во весь дух
Бездельничать - сидеть сложа руки, бить баклуши, валять дурака, и 1ит1ыр зэтедзауэ,
Обманывать - водить за нос, собак гонять, вводить в заблуждение къэгъэпц1эн

Псынщ1эу, къэгъэпц1эн, и 1ит1ыр зэтедзауэ щысын Быстро – сломя голову, и щхьэр щ1экъауэ, высунув язык, и бзэгур

Слайд 29Музыкальная пауза

Музыкальная пауза

Слайд 30 Вспомните, какие фразеологизмы мы употребляем, когда говорим:
Об очень большой тесноте в

помещении. 
О полной тишине. 
О человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину, ответственность за чужой проступок. 
Об удачливом, счастливом человеке. 
О том, кто сам не пользуется и другим не дает. 
Задание написано совершенно четко, определенно.
В разговоре он находчив, знает, как ответить. 
Вспомните, какие фразеологизмы мы употребляем, когда говорим: Об очень большой тесноте в помещении. О полной тишине. О человеке,

Слайд 31(Яблоку негде упасть)
1эпэ дэуп1э и1экъым
(Слышно, как муха пролетит)
Бадзэ лъатэ ф1эк1а умыщ1эу
(Козёл

отпущения ) мыхьыр зымыхьыр
(В рубашке родился)
Джанэ щыгъыу къалъхуащ
(Собака на сене) быдэ
(Черным по белому) хужьрэ ф1ыц1эу
(За словом в карман не лезет) И жып и1эбэнукъым

(Яблоку негде упасть)1эпэ дэуп1э и1экъым(Слышно, как муха пролетит)Бадзэ лъатэ ф1эк1а умыщ1эу(Козёл отпущения ) мыхьыр зымыхьыр(В рубашке родился)

Слайд 32Как две капли воды 
Англичане говорят, что такие люди похожи друг на

друга как две горошины, шведы – как две ягоды, немцы и чехи – как яйцо и яйцо. А как говорят русские?
Как две капли воды 
А как говорят кабардинцы?
Къепсрэ къилъэтауэ                                                                       

Как две капли воды Англичане говорят, что такие люди похожи друг на друга как две горошины, шведы –

Слайд 33 Продолжите фразеологические обороты.
Нем как…

Бдзэжьейм хуэдэщ
Упрям как… Шыдым хуэдэу ерыщщ
Голоден как… Дыгъужь нэщ1а хуэдэщ
Хитёр как… Бажэм хуэдэу бзаджэщ
Бросать слова на … Псалъэр жьым хэпхъэн
Вывести на чистую … Къэумысын
Держать язык за … Бзэ быдэ и1эн

Продолжите фразеологические обороты. Нем как…

Слайд 34Оцени свою работу
И 1эщхьэлъащхьэр дэхьеяуэ
Тяп да ляп -1эпэдэгъэлэлу



и 1э и лъэ зэтедзауэ

Засучив рукава

В поте лица

бил баклуши

Оцени свою работуИ 1эщхьэлъащхьэр дэхьеяуэ  Тяп да ляп -1эпэдэгъэлэлу   и 1э и лъэ зэтедзауэ

Слайд 35 Я надеюсь, что украшение своей речи фразеологизмами станет у вас хорошей

привычкой. Я показала несколько упражнений для работы с фразеологизмами. В этой работе важно, чтобы дети поняли огромное значение фразеологии, в которой ярче всего проявляется богатство, сила
и красота языка. А вам, уважаемые конкурсанты, я желаю, чтобы любой конкурс давался без сучка без задоринки, а жюри всегда быть на седьмом небе от счастья!

Я надеюсь, что украшение своей речи фразеологизмами станет у вас хорошей привычкой. Я показала несколько упражнений

Слайд 36Спасибо за работу!

Спасибо за работу!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть