Слайд 1Мастер-класс
УЧАСТНИКА КОНКУРСА
«Учитель года - 2017»
УЧИТЕЛЬ
РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
МБОУ «Тасеевская СОШ
№1»
Железовская Ирина Алексеевна
Слайд 2Тема: «Приёмы формирования читательской грамотности»
“Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не
тот, кто не умеет читать,
а тот, кто не научился при этом учиться”.
Э.Тоффлер
Слайд 3Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы с текстом
на уроках русского языка и литературы как одной из форм эффективной подготовки к сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
Задачи:
- продемонстрировать коллегам приемы работы с текстом;
- прокомментировать эффективность применения данных приемов;
- отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе (работа в группах).
Слайд 4ПРИЁМЫ
«Верите ли вы….»
«Мозаика. Реконструкция текста»
Кластер
«Тонкий» «толстый» вопрос
«Лингвистическая сказка»
Реставрация текста. «Письмо с
дырками»
Опорный конспект или «конкурс шпаргалок»
Концептуальная таблица
Комплексный анализ текста
Синквейн
Слайд 5«Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять
о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Слайд 6Цель: -развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но
и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).
ЗАДАЧИ: - научить осознанно, правильно, выразительно читать; -извлекать из текстов интересную и полезную информацию; - самостоятельно выбирать книги для чтения; - работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях); - высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; - развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном).
Слайд 7Приём «Верите ли вы…»
Может быть началом урока. Учащиеся, выбирая "верные
утверждения" из предложенных учителем описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).
Слайд 8ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ
1. Прием «Мозаика». «Реконструкция текста».
Эффективен при изучении, например,
в 5 классе тем: “Текст”, “ Тема текста”, “Темы широкие и узкие”.
Текст разделяется на части (предложения, абзацы).
Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.
В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.
Слайд 9фигуры речи
Эпифора
Бессоюзие
Параллелизм
Ритоpическое обращение
Многосою
зие
Риторический вопрос
Умолчание
Анафора
Градация
2.КЛАСТЕР
Слайд 11
3. Приём «Тонкий и толстый вопрос»
Слайд 124. Лингвистическая сказка.
Тим и Том – два
человечка, которые никогда не ссорятся и ходят в больших друзьях. А не ссорятся они потому, что любят все разное: Том любит только то, что начинается с твердого согласного звука, а Тим- то, что с мягкого. Том любит торт, а Тим – печенье. Тим пишет стихи, а Том раскрашивает картинки.
Подчеркните названия тех конфет, которые любит Том:
«Белочка», «Маска», «Кара-Кумы», «Мишка», «Любимые», «Ночка», «Пилот», «Коровка».
Слайд 135. Реконструкция текста. «ПИСЬМО С ДЫРКАМИ».
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На_________небе мгла носилась;
Луна,
как________пятно,
Сквозь________ _______желтела,
И ты __________сидела-
А нынче погляди в окно:
__________небесами
_________коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
_______лес чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Слайд 146. «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок»
Для формирования читательского умения находить и извлекать
информацию из текста предлагаем задания, в которых требуется работать с графической информацией: извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисунками, названия столбиков диаграммы, название таблиц, схем); понимать язык графика, схемы, диаграммы.
Технология приема:
Составить опорный конспект по изучаемой теме и «озвучить» его.
Принять участие в «конкурсе шпаргалок».
Слайд 15
7. Концептуальная таблица
Прием "концептуальная таблица" особенно полезен, когда предполагается сравнение
трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит. привести конкретный пример
Слайд 17
8. Комплексный анализ текста. Интерес к этому приему работы с текстом продиктован необходимостью
подготовки учащихся к выпускным экзаменам в 9, 11 классах. Работа над анализом текста начинается в 5 классе на уроках русского языка и продолжается до 11 с учетом возраста и полученных знаний.
Слайд 18
9. СИНКВЕЙН
Пишется по определенным правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему
синквейна;
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль;
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы;
4 строка – фраза, несущая определенный смысл;
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Слайд 19
М.Ю. Лермонтов «Тучи»
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто
как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные...
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
Слайд 20
Работа в группах
Основные признаки текста
Когда мы разговариваем с другом, отвечаем
на уроке или пишем сочинение, то употребляем не отдельные предложения, а целые тексты. Мы связываем предложения темой и основной мыслью в единое целое, или в текст.
Предложения, составляющие текст, расположены в определённой последовательности, связаны между собой по смыслу и с помощью языковых средств.
Текст может быть представлен в устной или письменной форме. Непроизнесённого, ненаписанного, ненапечатанного текста быть не может.
Каждый текст, даже самый небольшой, имеет чёткие границы: начало и конец.
Заголовок, если он есть в тексте, отражает обычно тему текста или его основную мысль.
Тема текста — то, о чём написан текст. Основная мысль текста — то, что хотел сказать нам автор текста, ради чего этот текст написан.
Текст обязательно даёт информацию (от лат. informatio — представление, понятие о чём-либо) о чём-то или о ком-то.
Все части текста определённым образом упорядочены, организованы, разделены на абзацы. Каждый абзац начинается с красной строки.
Слайд 21
Рефлексия
БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ – для меня было многое важным и
интересным.
УКАЗАТЕЛЬНЫЙ – использованные приемы в мастер-классе буду применять в своей деятельности.
СРЕДНИЙ – для меня было недостаточно данной информации
БЕЗЫМЯННЫЙ - не все приёмы работы с текстом представлены ясно.
МИЗИНЕЦ - данные приёмы мне известны, но я их не применяю
Слайд 22
Рецепт счастья
Возьмите чашку терпения, влейте туда полное сердце любви, бросьте две
пригоршни щедрости, плесните туда же юмора, посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и всё это хорошенько перемешайте. Потом намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своём пути. (Р.Шапиро)