Презентация, доклад мастер -класс Приёмы формирования читательской грамотности

Содержание

Тема: «Приёмы формирования читательской грамотности» “Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться”. Э.Тоффлер

Слайд 1Мастер-класс
УЧАСТНИКА КОНКУРСА
«Учитель года - 2017»



УЧИТЕЛЬ
РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
МБОУ «Тасеевская СОШ

№1»
Железовская Ирина Алексеевна
Мастер-классУЧАСТНИКА КОНКУРСА«Учитель года - 2017»УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫМБОУ «Тасеевская СОШ №1»Железовская Ирина Алексеевна

Слайд 2Тема: «Приёмы формирования читательской грамотности»

“Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не

тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться”. Э.Тоффлер
Тема: «Приёмы формирования читательской грамотности» “Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать,

Слайд 3Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы с текстом

на уроках русского языка и литературы как одной из форм эффективной подготовки к сдаче ОГЭ и ЕГЭ.




Задачи:
-       продемонстрировать коллегам приемы работы с текстом;
-       прокомментировать эффективность применения данных приемов;
-       отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе (работа в группах).

Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы с текстом на уроках русского языка и литературы

Слайд 4ПРИЁМЫ
«Верите ли вы….»
«Мозаика. Реконструкция текста»
Кластер
«Тонкий» «толстый» вопрос
«Лингвистическая сказка»
Реставрация текста. «Письмо с

дырками»
Опорный конспект или «конкурс шпаргалок»
Концептуальная таблица
Комплексный анализ текста
Синквейн

ПРИЁМЫ«Верите ли вы….»«Мозаика. Реконструкция текста»Кластер«Тонкий» «толстый» вопрос«Лингвистическая сказка»Реставрация текста. «Письмо с дырками»Опорный конспект или «конкурс шпаргалок»Концептуальная таблицаКомплексный

Слайд 5«Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять

о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

«Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для

Слайд 6Цель: -развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но

и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).
ЗАДАЧИ: - научить осознанно, правильно, выразительно читать; -извлекать из текстов интересную и полезную информацию; - самостоятельно выбирать книги для чтения; - работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях); - высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; - развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном).

Цель: -развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать

Слайд 7Приём «Верите ли вы…»
Может быть началом урока. Учащиеся, выбирая "верные

утверждения" из предложенных учителем описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).

Приём «Верите ли вы…» Может быть началом урока. Учащиеся, выбирая

Слайд 8ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ

1. Прием «Мозаика». «Реконструкция текста».
 Эффективен при изучении, например, 

в 5 классе тем: “Текст”, “ Тема текста”, “Темы широкие и узкие”.

Текст разделяется на части (предложения, абзацы).
Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.
В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.

ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ1. Прием «Мозаика». «Реконструкция текста».  Эффективен при изучении, например,  в 5 классе тем: “Текст”, “

Слайд 9фигуры речи
Эпифора
Бессоюзие
Параллелизм
Ритоpическое обращение
Многосою
зие
Риторический вопрос
Умолчание
Анафора
Градация





2.КЛАСТЕР

фигуры речиЭпифораБессоюзие ПараллелизмРитоpическое обращениеМногосоюзие Риторический вопросУмолчаниеАнафораГрадация2.КЛАСТЕР

Слайд 10КЛАСТЕР

КЛАСТЕР

Слайд 11

  3. Приём «Тонкий и толстый вопрос»

 

Слайд 124. Лингвистическая сказка.


Тим и Том – два

человечка, которые никогда не ссорятся и ходят в больших друзьях. А не ссорятся они потому, что любят все разное: Том любит только то, что начинается с твердого согласного звука, а Тим- то, что с мягкого. Том любит торт, а Тим – печенье. Тим пишет стихи, а Том раскрашивает картинки.

Подчеркните названия тех конфет, которые любит Том:
«Белочка», «Маска», «Кара-Кумы», «Мишка», «Любимые», «Ночка», «Пилот», «Коровка».
4. Лингвистическая сказка.    Тим и Том – два человечка, которые никогда не ссорятся и ходят

Слайд 135. Реконструкция текста. «ПИСЬМО С ДЫРКАМИ». 

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На_________небе мгла носилась;
Луна,

как________пятно,
Сквозь________ _______желтела,
И ты __________сидела-
А нынче погляди в окно:
__________небесами
_________коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
_______лес чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.



5. Реконструкция текста. «ПИСЬМО С ДЫРКАМИ». Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,На_________небе мгла носилась;Луна, как________пятно,Сквозь________ _______желтела,И ты __________сидела-А нынче погляди

Слайд 146.  «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок»
Для формирования читательского умения находить и извлекать

информацию из текста предлагаем задания, в которых требуется работать с графической информацией: извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисунками, названия столбиков диаграммы, название таблиц, схем); понимать язык графика, схемы, диаграммы.
Технология приема: 
Составить опорный конспект по изучаемой теме и «озвучить» его.
Принять участие в «конкурсе шпаргалок».



6.  «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок»Для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста предлагаем задания, в

Слайд 15

  7. Концептуальная таблица    Прием "концептуальная таблица" особенно полезен, когда предполагается сравнение

трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит. привести конкретный пример


     7. Концептуальная таблица    Прием

Слайд 17
8. Комплексный анализ текста. Интерес к этому приему работы с текстом продиктован необходимостью

подготовки учащихся к выпускным экзаменам в 9, 11 классах. Работа над анализом текста начинается в 5 классе на уроках русского языка и продолжается до 11 с учетом возраста и полученных знаний.

8. Комплексный анализ текста. Интерес к этому приему работы с текстом продиктован необходимостью подготовки учащихся к выпускным экзаменам в

Слайд 18

9. СИНКВЕЙН
Пишется по определенным правилам:  1 строка – одно существительное, выражающее главную тему

синквейна;  2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль;  3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы; 4 строка – фраза, несущая определенный смысл;  5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). 
9. СИНКВЕЙНПишется по определенным правилам:  1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна;  2 строка – два прилагательных,

Слайд 19

М.Ю. Лермонтов «Тучи»
Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто

как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные... Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания.

М.Ю. Лермонтов «Тучи»Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

Слайд 20

Работа в группах
Основные признаки текста
Когда мы разговариваем с другом, отвечаем

на уро­ке или пишем сочинение, то употребляем не отдельные предложения, а целые тексты. Мы связываем предложе­ния темой и основной мыслью в единое целое, или в текст.
Предложения, составляющие текст, расположены в определённой последовательности, связаны между собой по смыслу и с помощью языковых средств.
Текст может быть представлен в устной или пись­менной форме. Непроизнесённого, ненаписанного, нена­печатанного текста быть не может.
Каждый текст, даже самый небольшой, имеет чёткие границы: начало и конец.
Заголовок, если он есть в тексте, отражает обычно тему текста или его основную мысль.
Тема текста — то, о чём написан текст. Основная мысль текста — то, что хотел сказать нам автор текста, ради чего этот текст написан.
Текст обязательно даёт информацию (от лат. informatio — представление, понятие о чём-либо) о чём-то или о ком-то.
Все части текста определённым образом упорядочены, организованы, разделены на абзацы. Каждый абзац на­чинается с красной строки.

Работа в группахОсновные признаки текста Когда мы разговариваем с другом, отвечаем на уро­ке или пишем сочинение, то

Слайд 21

Рефлексия
БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ – для меня было многое важным и

интересным.

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ – использованные приемы в мастер-классе буду применять в своей деятельности.

СРЕДНИЙ – для меня было недостаточно данной информации

БЕЗЫМЯННЫЙ - не все приёмы работы с текстом представлены ясно.

МИЗИНЕЦ - данные приёмы мне известны, но я их не применяю
РефлексияБОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ   – для меня было многое важным и интересным. УКАЗАТЕЛЬНЫЙ   –

Слайд 22

Рецепт счастья
Возьмите чашку терпения, влейте туда полное сердце любви, бросьте две

пригоршни щедрости, плесните туда же юмора, посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и всё это хорошенько перемешайте. Потом намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своём пути. (Р.Шапиро)

Рецепт счастьяВозьмите чашку терпения, влейте туда полное сердце любви, бросьте две пригоршни щедрости, плесните туда же юмора,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть