Слайд 1 Малочисленные народы Крайнего Севера: Сойоты,Юкагиры,Тофалары,
Чулымцы ,Саамы
Руководитель: Сен-Дун-Шен Евдокия Алексеевна
Выполнил: Дьяконов
Аркадий ученик 10 класса
Слайд 2Сойоты
Сойоты являются потомками саянских самодийцев, бывших частью древнейшего населения Восточных Саян, оставшиеся в
пределах своей прародины. Впоследствии подверглись тюркизации, которая охватила прежде всего язык и лишь частично затронула хозяйство, материальную культуру и мировоззренческую систему.
Слайд 3Язык Сойотов
Изначально сойоты говорили на языке, который относился к самодийской группе уральской языковой
семьи. Впоследствии сойоты были подвержены тюркизации и перешли на сойотско-цаатанский язык (близкий к тувинскому), ещё имеющий среди них некоторое хождение, и распространённый также в Монголии в цаатанском варианте.
Слайд 4Рацион занятий Сойотов
Основным занятием сойотов на протяжении веков, как и сейчас,
является кочевое оленеводство и яководство.
В основе традиционной социальной организации — объединение нескольких родов, во главе которых стоит совет из родовых старейшин. Известны роды иркит, хаасуут и онхот.
Слайд 5Юкагиры
самоназвание деткиль, одул, ваду, алаи) — восточно-сибирский народ. Относятся к древнейшему
(аборигенному) населению северо-восточном Происхождение именования «юкагир» точно не установлено, возможно, было дано этому народу русскими, вероятно, через посредство эвенков (тунгусов) и в XX веке закрепилось как официальное наименование. восточной Сибири.
Слайд 6Язык Юкагиров
Юкагиры делились на ряд племён, наиболее крупными из которых были
ходынцы, анаулы, чуванцы. Последние ассимилировались и полностью перешли на русский язык.
Юкагирский язык делится на северо-юкагирский (тундровый) и южно юкагирский (колымский) язык, которые входят либо в уральско-юкагирскую семью, либо в изолированную юкагирскую семью.
Слайд 7Рацион занятий Юкагиров
рыболовство (с помощью неводов), оленеводство, охота на диких
оленей,
Численность и расселение
По данным переписи 2002 г. численность юкагиров была 1509 человек. Расселены, в основном, в бассейне реки Колымы, в Республике ( Саха) Якутия (1097 чел.), Чукотском автономном округе (185 чел.), Магаданской области (79 чел.)
Новосибирской области (1 чел.) — по данным на 2013 год.[3] В Якутии юкагиры в основном сосредоточены в национальном юкагирском муниципальном образовании «Олёринский Суктул» Нижнеколымского улуса.
Слайд 8Саамы
малочисленный финно-угорский народ; коренной народ Северной Европы. Скандинавы называли их lappar
или lapper, русские — «лопари», «лопляне» или «лопь»[8], от этого наименования происходит название Лапландия (Лаппония, Лаппоника), то есть «земля лопарей». Область знаний, сферой изучения которой является этнография, история, культура и языки саамов, называется «лопаристикой», или «лапонистикой»[9].
Слайд 9Рацион занятий Саамов
Основными занятиями саамов в зависимости от территории обитания той
или иной группы и природных условий являлись оленеводство, рыболовство, морская и сухопутная охота.
В XIX — начале XX вв. саамы вели полукочевой образ жизни, совершая небольшие по протяжённости сезонные перекочёвки.
Слайд 10Немного о еде
Зимой основной пищей саамов было оленье мясо. Для предохранения
от цинги употребляли мороженое мясо и свежую оленью кровь. Чаще мясо жарили, вялили, варили, добавляя в похлёбку муку, ягоды. Первое жидкое блюдо варили из куропаток. Долгое время ритуальной пищей считалось медвежье мясо.
Летом основу пищевого рациона составляла рыба, прежде всего озёрная (щука, сиг, налим, окунь и др.). Её варили, жарили, вялили. От русских саамы научились запекать рыбу в тесте.
Меньшее значение имела растительная пища. Заготавливали внутренний слой сосновой коры, который после сушки и толчения добавляли в похлебку. Из муки (покупной) пекли лепёшки.
Из напитков наибольшее распространение получил чай. Доение важенок (самок оленя) у кольских саамов не практиковалось.
Слайд 11Тофалары
Тофаларский язык относится к саянской группе восточно-тюркских языков. По переписи населения
2002 г. в Иркутской области из 723 тофаларов родным языком владели 114 чел. (16 %), русским — все 723 чел. (100 %)[6]. Для тофаларского языка разработана письменность, изданы букварь и учебные пособия.
Тофаларский язык мог исчезнуть, так и оставшись неизученным белым пятном. В 1990 году начинается изучение родного языка в детских садах и школах Тофаларии. Но в настоящее время, несмотря на создание тофаларской письменности, попытки организовать изучение тофаларского языка в начальной школе, попытки возрождения национальных традиций и обрядов, в целом направленных на защиту и сохранение тофаларского языка и культуры, социальные функции и социальная база тофаларского языка продолжает сокращаться.
Слайд 12Рацион занятий Толафаров
Традиционно тофалары являются полукочевым народом. Основными занятиями были охота
и рыболовство, у северных групп также отгонное оленеводство, преимущественно транспортного направления.
Традиционным жилищем тофаларов являлся чум конической формы, из жердей, зимой крытый ровдугой (замшей из шкуры изюбря или лося), летом — берестой. Чум делился на женскую (справа от входа) и мужскую (слева) половины.
Слайд 13Немного о еде
Основу рациона тофаларов составляло мясо, в том числе дичи
и оленина; ржаные хлебцы, выпекаемые в золе или на камнях; в качестве приправ и приложений — многочисленные корни и дикорастущие растения (дикий лук, черемша, ягоды, кедровые орехи и т. д.). Из-за уплаты тяжелых податей, в отдельные годы питание было довольно скудным. Как среди мужчин, так и женщин было распространено табакокурение.
Слайд 14Чулымцы
Чулымское названия: томские карагасы, чулымские люди, чулымские татары, чулымские тюрки, чулымские
хакасы) — тюркский народ, один из коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. В 2002 году численность чулымцев в России составляла 656 человек, в 2010 году — 355 человек[6]. Входит в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации
Слайд 15Чулымский язык
Чулымский язык принадлежит к хакасской подгруппе уйгуро-огузской группы восточнохуннской ветви
тюркских языков и включает нижнечулымский (Асиновский и Зырянский районы на юго-востоке Томской области) и среднечулымский (выше по течению Чулыма) диалекты. По новой классификации нижнечулымское наречие относится к северо-алтайской группе западнотюркской ветви языков, а среднечулымское наречие — к хакасской группе восточнотюркской ветви языков ветви языков.В начале XXI века нижнечулымское наречие уже исчезло.
Слайд 16Рацион Занятий Чулымцов
Свои поселения чулымцы создавали на берегах рек и озёр,
что было обусловлено важной ролью рыболовства в их жизни. Рыбу они ловили неводами, сетями, острогами, ловушками. Зимой чулымцы переселялись на охотничьи стойбища. К началу XX века ведущим направлением охоты был пушной промысел. Чулымцы хорошо умели обрабатывать дерево, из которого они вырезали чашки, миски, ложки, долбили лодки и ступы, изготавливали нарты, лыжи, луки и самострелы. В их быту широко употреблялась разнообразная посуда из бересты; из неё делали также ларцы, колчаны для стрел, футляры для ножей