Презентация, доклад лекции на тему: Подготовка детей к поступлению в дошкольное учреждение и школу

Содержание

Подготовка детей к поступлению в дошкольное учреждение и школу.Адаптация детей в организованных коллективах.

Слайд 1ГАУ ДПО РБ «Центр повышения квалификации» Подготовка детей к поступлению в дошкольное

учреждение и школу Тимиргалеева Т.В. -преподаватель
ГАУ ДПО РБ  «Центр повышения квалификации»        Подготовка детей к

Слайд 2Подготовка детей к поступлению в дошкольное учреждение и школу.
Адаптация детей в

организованных коллективах.
Подготовка детей к поступлению в дошкольное учреждение и школу.Адаптация детей в организованных коллективах.

Слайд 3Актуальность темы

Поступление детей в ДДОУ и школу являются одними

из критических, переломных этапов детского возраста.
Исходя из этого, профилактика нежелательных последствий адаптационного периода к образовательным учреждениям, снижение заболеваемости детей при поступлении их в дошкольные учреждения и школу являются одним из важнейших вопросов поликлинической педиатрии.


Актуальность темы  Поступление детей в ДДОУ и школу являются одними из критических, переломных этапов детского возраста.

Слайд 4 Научные исследования показали, что характер адаптации ребенка к

ДДОУ является прогностическим тестом для характеристики состояния здоровья детей при их адаптации к детскому саду, школе, больнице и санаторию.
Поэтому организация правильной профилактической работы с детьми раннего и дошкольного возраста в детской поликлинике является залогом их оптимального состояния здоровья как в течение адаптации, так и на протяжении всего периода пребывания в дошкольном учреждении и при поступлении в школу.
Научные исследования показали, что характер адаптации ребенка к ДДОУ является прогностическим тестом для характеристики

Слайд 5
При поступлении в ясли и детский

сад у многих детей отмечаются реакции «биологической осторожности» или протеста, которые выражаются в виде плача, страха, агрессии или общей заторможенности, негативизма.
Социальные контакты, речевая активность, приобретенные навыки снижаются, вплоть до исчезновения.


При поступлении в ясли и детский сад у многих детей отмечаются реакции

Слайд 6 У них снижается аппетит, нарушается сон. Отмечается снижение

массы тела, задержка темпов нервно-психического развития.

Могут появляться соматовегетативные расстройства в виде энурезов, заикания, тиков и других проявлений.

В ряде случаев снижается иммунитет.

Из этого следует, что большая по объему работа по подготовке детей в образовательные учреждения является одним из основных разделов медико-педагогического обслуживания детей в детских поликлиниках.
У них снижается аппетит, нарушается сон. Отмечается снижение массы тела, задержка темпов нервно-психического развития.

Слайд 7Нормативные документы:

Методические рекомендации №11-11/26-6 от 16.07.85г.

«Подготовка детей в детских поликлиниках

к поступлению в дошкольное учреждение и организация жизни детей в период адаптации».
Нормативные документы:Методические рекомендации №11-11/26-6 от 16.07.85г. «Подготовка детей в детских поликлиниках к поступлению в дошкольное учреждение и

Слайд 8Приказ Минздрава РФ и Минобразования РФ от 30.06. 1992г. №186/272

«О

совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях».
Приказ Минздрава РФ и Минобразования РФ от 30.06. 1992г. №186/272 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в

Слайд 9Приказ Минздравмедпрома РФ от 14.03.1995г. №60
«Об утверждении инструкции по проведению

профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов».
Приказ Минздравмедпрома РФ от 14.03.1995г. №60 «Об утверждении инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного

Слайд 10
Приказ Минздрава РФ от 03.07.2000г. №241 «Об утверждении «Медицинской карты ребенка

для образовательных учреждений».


Приказ Минздрава РФ от 03.07.2000г. №241 «Об утверждении «Медицинской карты ребенка для образовательных учреждений».

Слайд 11Приказ Минздрава РФ от 30.12. 2003г. №621
«О комплексной оценке состояния

здоровья детей».
Приказ Минздрава РФ от 30.12. 2003г. №621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей».

Слайд 12Методические рекомендации №206-ВС от 15.01.08г. «Проведение профилактических мероприятий, направленных на охрану

и укрепления здоровья обучающихся в общеобразовательных учреждениях».


Методические рекомендации №206-ВС от 15.01.08г.  «Проведение профилактических мероприятий, направленных на охрану и укрепления здоровья обучающихся в

Слайд 13Методические рекомендации №207-ВС от 15.01.08г.
«Об организации деятельности медицинских работников, осуществляющих

медицинское обеспечение обучающихся в общеобразовательных учреждениях».
Методические рекомендации №207-ВС от 15.01.08г. «Об организации деятельности медицинских работников, осуществляющих медицинское обеспечение обучающихся в общеобразовательных учреждениях».

Слайд 14Виды подготовки к ДДОУ
Подготовка





ОБЩАЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ
Виды подготовки к ДДОУПодготовка      ОБЩАЯ

Слайд 15Общая подготовка
Это проведение профилактических мероприятий по систематическому, начиная с периода

новорожденности, обслуживанию детей на педиатрическом участке с целью обеспечения:

1. Гармоничного физического и нервно-психического развития;

2. Оптимального состояния здоровья;

3. Благоприятного семейного воспитания.

Правильное проведение общей подготовки значительно сокращает объем специальной подготовки.

Общая подготовка Это проведение профилактических мероприятий по систематическому, начиная с периода новорожденности, обслуживанию детей на педиатрическом участке

Слайд 16Специальная подготовка
Эта подготовка начинается с 3-х месячного возраста,

если ребенок идет в ясельную группу до 1,5 лет,
если после 1,5 лет в детский сад– то с 6 месяцев и включает:

Санитарно-просветительную работу с
родителями в виде тематических бесед:



Специальная подготовка   Эта подготовка начинается с 3-х месячного возраста, если ребенок идет в ясельную группу

Слайд 17 «Значение подготовки ребенка для профилактики трудностей адаптации»;

«Особенности режима, питания

и ухода за ребенком 1, 2, 3 года жизни»;

«Значение гимнастики и массажа в профилактике трудностей адаптации»;

«Профилактика травматизма у детей раннего возраста»;

«Значение и методы закаливания в профилактике трудностей адаптации»;

Установлено, что наиболее тяжело протекает период адаптации у детей в возрасте от 10 месяцев до 1года 6 месяцев.

«Значение подготовки ребенка для профилактики трудностей адаптации»; «Особенности режима, питания и ухода за ребенком 1, 2,

Слайд 18Кроме того, для направления в ДДОУ существует ряд медицинских противопоказаний:

Все болезни

в остром периоде;

Инфекционные заболевания до окончания сроков изоляции;

Бациллоносительство;

Злокачественные заболевания;

Любые формы туберкулеза;

Недостаточность кровообращения;

Психические заболевания, требующие индивидуального ухода и лечения.

Кроме того, для направления в ДДОУ существует ряд медицинских противопоказаний:Все болезни в остром периоде;Инфекционные заболевания до окончания

Слайд 19Рекомендации родителям для успешной подготовки детей к ДДОУ:
Организовать для ребенка оптимальный

режим дня, близкий к режиму, который принят в ДДОУ, куда поступает ребенок;


Вырабатывать у ребенка положительное отношение к детскому саду и смене социального окружения;

Воспитывать доброжелательность ко взрослым и детям;


Рекомендации родителям для успешной подготовки детей к ДДОУ:Организовать для ребенка оптимальный режим дня, близкий к режиму, который

Слайд 20Искоренять вредные привычки
(сосание пустышки, засыпание при укачивании, стремление быть

постоянно на руках у взрослых, кормление с игрушками и уговорами);

Формировать у ребенка навыки опрятности и возрастные навыки при кормлении, одевании

(самостоятельно держать ложку, протягивать ножки и ручки для одевания, уметь пользоваться горшком, мыть руки);

Организовать рациональное питание ребенку, предлагая разнообразное меню, как в детском саду.

Искоренять вредные привычки (сосание пустышки, засыпание при укачивании, стремление быть постоянно на руках у взрослых, кормление с

Слайд 212. Диспансеризация детей за 2-3 месяца до поступления в ДДОУ по

3 этапам скрининг - программы (проведение лабораторных исследований, осмотр специалистов, заключение врача-педиатра).




2. Диспансеризация детей за 2-3 месяца до поступления в ДДОУ по 3 этапам скрининг - программы

Слайд 22

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ОСМОТРАХ ДЕТЕЙ, ПОСЕЩАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ



Слайд 23
3. Оздоровление и лечение детей

в зависимости от уровня их здоровья

(по V группам здоровья)
и результатов последней диспансеризации.

3. Оздоровление и лечение детей в зависимости от уровня их здоровья (по V группам здоровья) и результатов

Слайд 244. Профилактику острых заболеваний (ОРВИ, гриппа и др.)
за 1-2

месяца до поступления в детское учреждение с применением средств, направленных на повышение защитных сил организма:

Проведение общих и местных закаливающих мероприятий;


Введение элементов дыхательной гимнастики и ЛФК (дома или в условиях детской поликлиники);


Назначение участковым врачом-педиатром витаминов С, группы В, препаратов шиповника, интерферона.

4. Профилактику острых заболеваний (ОРВИ, гриппа и др.) за 1-2 месяца до поступления в детское учреждение с

Слайд 255.Запрещается проведение профилактических прививок в течение месяца перед поступлением в дошкольное

учреждение.


Разрешается поступление ребенка в ДДОУ без проф.прививок.


Первая прививка назначается после окончания периода адаптации в ДДОУ, но не раньше, чем через 1 месяц.
5.Запрещается проведение профилактических прививок в течение месяца перед поступлением в дошкольное учреждение. Разрешается поступление ребенка в ДДОУ

Слайд 266.Оформление документации ( в ф.112/у, ф. 026/у, ф.063/у): -делается запись в истории развития

ребенка о начале и окончании подготовки; -о результатах диспансеризации и проведенном оздоровлении, указывается группа здоровья и медицинская группа для занятий физкультурой;
6.Оформление документации ( в ф.112/у, ф. 026/у, ф.063/у):  -делается запись в истории развития ребенка о начале

Слайд 27-оценивается физическое и нервно-психическое развитие ребенка;

-указываются полученные профилактические прививки и реакции

на них;

-указываются контакты с инфекционными больными.


-оценивается физическое и нервно-психическое развитие ребенка; -указываются полученные профилактические прививки и реакции на них; -указываются контакты с

Слайд 28-составление выписного эпикриза для детского учреждения по определенной схеме с обязательными

рекомендациями участкового врача-педиатра на период адаптации по: 1. режиму; 2. питанию; 3. физическому воспитанию; 4. индивидуальному подходу; 5. оздоровительно-лечебным мероприятиям для профилактики острых заболеваний, обострений хронических очагов и фоновых состояний.





-составление выписного эпикриза для детского учреждения по определенной схеме с обязательными рекомендациями участкового врача-педиатра на период адаптации

Слайд 297. Необходимо обеспечить преемственность в работе детской поликлиники и дошкольного учреждения

по подготовке и ведению детей в период адаптации путем взаимного обмена информацией.





7. Необходимо обеспечить преемственность в работе детской поликлиники и дошкольного учреждения по подготовке и ведению детей в

Слайд 30
В детской поликлинике необходимо дважды проводить прогнозирование течения адаптации ребенка в

ДДОУ –

1 – В начале проведения подготовки (здесь планируются профилактические мероприятия по облегчению адаптации);

2 - Подводится итог эффективности мероприятий и даются индивидуальные рекомендации по ведению ребенка в адаптационный период.

В детской поликлинике необходимо дважды проводить прогнозирование течения адаптации ребенка в ДДОУ – 1 – В начале

Слайд 31После приема участковым педиатром ребенок направляется в кабинет здорового ребенка (КЗР).

Медсестра КЗР:

дает родителям памятку по организации жизни ребенка в дошкольном учреждении;

обучает мать специальному комплексу массажа и гимнастики;

обучает методике закаливания;



После приема участковым педиатром ребенок направляется в кабинет здорового ребенка (КЗР). Медсестра КЗР: дает родителям памятку по

Слайд 32АДАПТАЦИЯ –(adaptacio –лат. –приспособление), в данном случае, к новым условиям окружающей

среды, т.е. социальным условиям, происходит смена домашней обстановки на организованный коллектив.

Легкая – до 20 дней;

Средне- тяжелая -20-40 дней;

Тяжелая I – до 60 дней;

Тяжелая II – свыше 60 дней.

АДАПТАЦИЯ –(adaptacio –лат. –приспособление), в данном случае, к новым условиям окружающей среды, т.е. социальным условиям, происходит смена

Слайд 33Мероприятия для облегчения адаптации к посещению ДДОУ, правила ведения ребенка в

период адаптации к ДДОУ.

Укороченное время пребывания, новый режим вводят ребенку постепенно;
Домашний режим должен быть приближен к детсадовскому;
В первые 1-2 дня разрешается присутствие родителей, если ребенок сильно плачет, отказывается есть и спать;
В первые дни кормить и укладывать спать так, как ребенок привык дома, насильно не кормить, компенсировать недоедание дома;
Нового ребенка необходимо тепло одевать, следить, чтобы он не переохлаждался, чтобы ручки и ножки были теплыми;
Чаще предлагать теплое питье, учитывая повышенное мочеиспускание, слезотечение, сухость слизистых оболочек;
Не заставлять обязательно выполнять физкультурные упражнения;
В первые дни организовать игровую деятельность отдельно от других детей, постепенно вовлекая в игру;
Поведение нового ребенка отмечать в листе адаптации.





Мероприятия для облегчения адаптации к посещению ДДОУ, правила ведения ребенка в период адаптации к ДДОУ. Укороченное время

Слайд 34Классификация тяжести адаптации детей к ДДОУ

Классификация тяжести адаптации детей к ДДОУ

Слайд 35
После завершения адаптации врач ДДОУ пишет

эпикриз, где оценивается тяжесть адаптации, указываются проведенные мероприятия, намечается план дальнейшего наблюдения и оздоровления. Этот эпикриз передается в детскую поликлинику в отделение ОМПДП в образовательных учреждениях.

Продолжается санитарно-просветительная работа с родителями по вопросам преемственности и единства воспитания и ухода за ребенком в условиях семьи и ДДОУ.

При необходимости ребенок консультируется психологом, педагогом, психоневрологом.


После завершения адаптации врач ДДОУ пишет эпикриз, где оценивается тяжесть адаптации, указываются

Слайд 38Подготовка детей к поступлению в школу
Подготовка детей

к школе ведется постоянно во всем периоде дошкольного детства.
Неорганизованных детей готовит детская поликлиника, организованных- медицинские работники ДДОУ.
В соответствии с нормативными документами в первые классы школы принимаются дети седьмого или восьмого года жизни по усмотрению родителей. К 1 сентября ребенку должно быть не менее 6 лет 6 месяцев.
В школу ребенок должен прийти функционально «зрелым». Установлено, что у «незрелых» школьников учебная деятельность оказывает неблагоприятное влияние на функциональное состояние организма и здоровье, они часто становятся неуспевающими и не могут адаптироваться на протяжении всего 1 года обучения.
Определение готовности детей к обучению в школе проводится врачом по психофизиологическим и медицинским критериям.



Подготовка детей к поступлению в школу    Подготовка детей к школе ведется постоянно во всем

Слайд 39Медицинские критерии
Уровень биологического развития (определяется по физическому развитию и количеству

постоянных зубов – не менее 2-6);

Уровень резистентности – не более 3 острых заболеваний в год;

Состояние здоровья – 1, 2 или 3 (в состоянии компенсации) группа здоровья;

Отсутствие тяжелых заболеваний за прошедший год.

Медицинские критерии Уровень биологического развития (определяется по физическому развитию и количеству постоянных зубов – не менее 2-6);Уровень

Слайд 40Психолого-педагогические критерии
Школьная зрелость по психометрическому тесту Керна-Йерасека – 3-8 баллов;

Сформированность школьных

умений и навыков;

Освоение программы детского сада в полном объеме;

Качество звукопроизношения без дефектов;

Уровень психического развития по возрасту;
Смена игровой мотивации учебной.

Психолого-педагогические критерииШкольная зрелость по психометрическому тесту Керна-Йерасека – 3-8 баллов;Сформированность школьных умений и навыков;Освоение программы детского сада

Слайд 41Тест Керна-Йерасека

Тест Керна-Йерасека

Слайд 46Школьная зрелость
Или готовность ребенка

к систематическому обучению в школе – это совокупность соматических, биологических и психофункциональных признаков организма ребенка, говорящих о способности к успешному обучению без проявлений дезадаптации.
Школьная зрелость       Или готовность ребенка к систематическому обучению в школе –

Слайд 47
Непосредственно перед оформлением в школу ребенка повторно осматривают те специалисты.;
Проводятся

лабораторные исследования (ОАК, ОАМ, кал на яйца глистов);
Оценивается эффективность проведенного лечения и состояние здоровья ребенка;
Оценивается функциональная готовность к поступлению в школу.

Алгоритм врачебного заключения:
Клинический диагноз (основной, сопутствующий);
Оценка физического развития;
Оценка нервно-психического развития;
Группа здоровья;
Медицинская группа для занятий физкультурой;
Медико-педагогическое заключение о готовности к обучению;
Рекомендации по оздоровлению, режиму, питанию.

Непосредственно перед оформлением в школу ребенка повторно осматривают те специалисты.; Проводятся лабораторные исследования (ОАК, ОАМ, кал на

Слайд 48Адаптация к школе
Первый этап –ориентировочный (фаза острой адаптации) – от 10

дней до 2-3 месяцев.
Второй этап – неустойчивое приспособление (фаза подострой адаптации), когда формируются оптимальные варианты реакции на стрессовые воздействия.
Третий этап – компенсаторная фаза –организм находит оптимальные варианты реагирования на нагрузку.

Длительность адаптации детей к обучению индивидуальна, в среднем 5-6 недель, особенно сложные первые 4 недели.
Адаптация к школеПервый этап –ориентировочный (фаза острой адаптации) – от 10 дней до 2-3 месяцев.Второй этап –

Слайд 49Проявления дезадаптации у детей в условиях школы
Частая острая заболеваемость;
Невротические реакции;
Неуспеваемость в

учебной деятельности;
Нарушения поведения(тревожность, агрессивность, нарушение общепринятых норм поведения);
Проявления дезадаптации у детей в условиях школыЧастая острая заболеваемость;Невротические реакции;Неуспеваемость в учебной деятельности;Нарушения поведения(тревожность, агрессивность, нарушение общепринятых

Слайд 50Мероприятия по облегчению адаптации к первому классу
Учебные занятия должны проводиться

только в первую смену;
Пятидневная учебная неделя;
Организация облегченного учебного дня в середине учебной недели;
Проведение не более 4 уроков в день;
Продолжительность уроков должна составлять 35 минут;
Организация в середине учебного дня динамической паузы в течение 40 минут;
Обучение без домашних заданий и балльной оценки знаний обучающихся.


(Согласно САНПИНу по общеобразовательным школам).
Мероприятия по облегчению адаптации к первому классу Учебные занятия должны проводиться только в первую смену;Пятидневная учебная неделя;Организация

Слайд 51Медицинские корригирующие мероприятия по снижению явлений дезадаптации
Повышение неспецифической реактивности организма

ребенка (вит.С, элеутерококк);
Воздействие на метаболические звенья эмоционального стресса (глютаминовая, липоевая, пантотеновая кислота- курсом 10 дней);
Мероприятия общего плана, направленные на предупреждения инфицирования, утомления и совершенствования приспособительных механизмов (экстракт валерианы, оптимизация расписания, проветривание, контроль освещенности, рациональное питание, физкультминутки, динамические паузы).
Медицинские корригирующие мероприятия по снижению явлений дезадаптации Повышение неспецифической реактивности организма ребенка (вит.С, элеутерококк);Воздействие на метаболические звенья

Слайд 52Использованная литература
1. Участковый педиатр: Справочное руководство/ Под ред. М.Ф. Рзянкиной, В.П.Молочного.-

3-е изд.- Ростов-на-Дону, 2006.-313 с.
Использованная литература1. Участковый педиатр: Справочное руководство/ Под ред. М.Ф. Рзянкиной, В.П.Молочного.- 3-е изд.- Ростов-на-Дону, 2006.-313 с.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть