Слайд 1ГАУ ДПО РБ
«Центр повышения квалификации»
Подготовка детей к поступлению в дошкольное
учреждение и школу
Тимиргалеева Т.В. -преподаватель
Слайд 2Подготовка детей к поступлению в дошкольное учреждение и школу.
Адаптация детей в
организованных коллективах.
Слайд 3Актуальность темы
Поступление детей в ДДОУ и школу являются одними
из критических, переломных этапов детского возраста.
Исходя из этого, профилактика нежелательных последствий адаптационного периода к образовательным учреждениям, снижение заболеваемости детей при поступлении их в дошкольные учреждения и школу являются одним из важнейших вопросов поликлинической педиатрии.
Слайд 4 Научные исследования показали, что характер адаптации ребенка к
ДДОУ является прогностическим тестом для характеристики состояния здоровья детей при их адаптации к детскому саду, школе, больнице и санаторию.
Поэтому организация правильной профилактической работы с детьми раннего и дошкольного возраста в детской поликлинике является залогом их оптимального состояния здоровья как в течение адаптации, так и на протяжении всего периода пребывания в дошкольном учреждении и при поступлении в школу.
Слайд 5
При поступлении в ясли и детский
сад у многих детей отмечаются реакции «биологической осторожности» или протеста, которые выражаются в виде плача, страха, агрессии или общей заторможенности, негативизма.
Социальные контакты, речевая активность, приобретенные навыки снижаются, вплоть до исчезновения.
Слайд 6 У них снижается аппетит, нарушается сон. Отмечается снижение
массы тела, задержка темпов нервно-психического развития.
Могут появляться соматовегетативные расстройства в виде энурезов, заикания, тиков и других проявлений.
В ряде случаев снижается иммунитет.
Из этого следует, что большая по объему работа по подготовке детей в образовательные учреждения является одним из основных разделов медико-педагогического обслуживания детей в детских поликлиниках.
Слайд 7Нормативные документы:
Методические рекомендации №11-11/26-6 от 16.07.85г.
«Подготовка детей в детских поликлиниках
к поступлению в дошкольное учреждение и организация жизни детей в период адаптации».
Слайд 8Приказ Минздрава РФ и Минобразования РФ от 30.06. 1992г. №186/272
«О
совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях».
Слайд 9Приказ Минздравмедпрома РФ от 14.03.1995г. №60
«Об утверждении инструкции по проведению
профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов».
Слайд 10
Приказ Минздрава РФ от 03.07.2000г. №241 «Об утверждении «Медицинской карты ребенка
для образовательных учреждений».
Слайд 11Приказ Минздрава РФ от 30.12. 2003г. №621
«О комплексной оценке состояния
здоровья детей».
Слайд 12Методические рекомендации №206-ВС от 15.01.08г.
«Проведение профилактических мероприятий, направленных на охрану
и укрепления здоровья обучающихся в общеобразовательных учреждениях».
Слайд 13Методические рекомендации №207-ВС от 15.01.08г.
«Об организации деятельности медицинских работников, осуществляющих
медицинское обеспечение обучающихся в общеобразовательных учреждениях».
Слайд 14Виды подготовки к ДДОУ
Подготовка
ОБЩАЯ
СПЕЦИАЛЬНАЯ
Слайд 15Общая подготовка
Это проведение профилактических мероприятий по систематическому, начиная с периода
новорожденности, обслуживанию детей на педиатрическом участке с целью обеспечения:
1. Гармоничного физического и нервно-психического развития;
2. Оптимального состояния здоровья;
3. Благоприятного семейного воспитания.
Правильное проведение общей подготовки значительно сокращает объем специальной подготовки.
Слайд 16Специальная подготовка
Эта подготовка начинается с 3-х месячного возраста,
если ребенок идет в ясельную группу до 1,5 лет,
если после 1,5 лет в детский сад– то с 6 месяцев и включает:
Санитарно-просветительную работу с
родителями в виде тематических бесед:
Слайд 17 «Значение подготовки ребенка для профилактики трудностей адаптации»;
«Особенности режима, питания
и ухода за ребенком 1, 2, 3 года жизни»;
«Значение гимнастики и массажа в профилактике трудностей адаптации»;
«Профилактика травматизма у детей раннего возраста»;
«Значение и методы закаливания в профилактике трудностей адаптации»;
Установлено, что наиболее тяжело протекает период адаптации у детей в возрасте от 10 месяцев до 1года 6 месяцев.
Слайд 18Кроме того, для направления в ДДОУ существует ряд медицинских противопоказаний:
Все болезни
в остром периоде;
Инфекционные заболевания до окончания сроков изоляции;
Бациллоносительство;
Злокачественные заболевания;
Любые формы туберкулеза;
Недостаточность кровообращения;
Психические заболевания, требующие индивидуального ухода и лечения.
Слайд 19Рекомендации родителям для успешной подготовки детей к ДДОУ:
Организовать для ребенка оптимальный
режим дня, близкий к режиму, который принят в ДДОУ, куда поступает ребенок;
Вырабатывать у ребенка положительное отношение к детскому саду и смене социального окружения;
Воспитывать доброжелательность ко взрослым и детям;
Слайд 20Искоренять вредные привычки
(сосание пустышки, засыпание при укачивании, стремление быть
постоянно на руках у взрослых, кормление с игрушками и уговорами);
Формировать у ребенка навыки опрятности и возрастные навыки при кормлении, одевании
(самостоятельно держать ложку, протягивать ножки и ручки для одевания, уметь пользоваться горшком, мыть руки);
Организовать рациональное питание ребенку, предлагая разнообразное меню, как в детском саду.
Слайд 212. Диспансеризация детей за 2-3 месяца до поступления в ДДОУ по
3 этапам скрининг - программы
(проведение лабораторных исследований, осмотр специалистов, заключение врача-педиатра).
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ОСМОТРАХ ДЕТЕЙ, ПОСЕЩАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
Слайд 23
3. Оздоровление и лечение детей
в зависимости от уровня их здоровья
(по V группам здоровья)
и результатов последней диспансеризации.
Слайд 244. Профилактику острых заболеваний (ОРВИ, гриппа и др.)
за 1-2
месяца до поступления в детское учреждение с применением средств, направленных на повышение защитных сил организма:
Проведение общих и местных закаливающих мероприятий;
Введение элементов дыхательной гимнастики и ЛФК (дома или в условиях детской поликлиники);
Назначение участковым врачом-педиатром витаминов С, группы В, препаратов шиповника, интерферона.
Слайд 255.Запрещается проведение профилактических прививок в течение месяца перед поступлением в дошкольное
учреждение.
Разрешается поступление ребенка в ДДОУ без проф.прививок.
Первая прививка назначается после окончания периода адаптации в ДДОУ, но не раньше, чем через 1 месяц.
Слайд 266.Оформление документации
( в ф.112/у, ф. 026/у, ф.063/у):
-делается запись в истории развития
ребенка о начале и окончании подготовки;
-о результатах диспансеризации и проведенном
оздоровлении, указывается группа здоровья и медицинская группа для занятий физкультурой;
Слайд 27-оценивается физическое и нервно-психическое развитие ребенка;
-указываются полученные профилактические прививки и реакции
на них;
-указываются контакты с инфекционными больными.
Слайд 28-составление выписного эпикриза для детского учреждения по определенной схеме с обязательными
рекомендациями участкового врача-педиатра на период адаптации по:
1. режиму;
2. питанию;
3. физическому воспитанию;
4. индивидуальному подходу;
5. оздоровительно-лечебным мероприятиям для профилактики острых заболеваний, обострений хронических очагов и фоновых состояний.
Слайд 297. Необходимо обеспечить преемственность в работе детской поликлиники и дошкольного учреждения
по подготовке и ведению детей в период адаптации путем взаимного обмена информацией.
Слайд 30
В детской поликлинике необходимо дважды проводить прогнозирование течения адаптации ребенка в
ДДОУ –
1 – В начале проведения подготовки (здесь планируются профилактические мероприятия по облегчению адаптации);
2 - Подводится итог эффективности мероприятий и даются индивидуальные рекомендации по ведению ребенка в адаптационный период.
Слайд 31После приема участковым педиатром ребенок направляется в кабинет здорового ребенка (КЗР).
Медсестра КЗР:
дает родителям памятку по организации жизни ребенка в дошкольном учреждении;
обучает мать специальному комплексу массажа и гимнастики;
обучает методике закаливания;
Слайд 32АДАПТАЦИЯ –(adaptacio –лат. –приспособление), в данном случае, к новым условиям окружающей
среды, т.е. социальным условиям, происходит смена домашней обстановки на организованный коллектив.
Легкая – до 20 дней;
Средне- тяжелая -20-40 дней;
Тяжелая I – до 60 дней;
Тяжелая II – свыше 60 дней.
Слайд 33Мероприятия для облегчения адаптации к посещению ДДОУ, правила ведения ребенка в
период адаптации к ДДОУ.
Укороченное время пребывания, новый режим вводят ребенку постепенно;
Домашний режим должен быть приближен к детсадовскому;
В первые 1-2 дня разрешается присутствие родителей, если ребенок сильно плачет, отказывается есть и спать;
В первые дни кормить и укладывать спать так, как ребенок привык дома, насильно не кормить, компенсировать недоедание дома;
Нового ребенка необходимо тепло одевать, следить, чтобы он не переохлаждался, чтобы ручки и ножки были теплыми;
Чаще предлагать теплое питье, учитывая повышенное мочеиспускание, слезотечение, сухость слизистых оболочек;
Не заставлять обязательно выполнять физкультурные упражнения;
В первые дни организовать игровую деятельность отдельно от других детей, постепенно вовлекая в игру;
Поведение нового ребенка отмечать в листе адаптации.
Слайд 34Классификация тяжести адаптации детей к ДДОУ
Слайд 35
После завершения адаптации врач ДДОУ пишет
эпикриз, где оценивается тяжесть адаптации, указываются проведенные мероприятия, намечается план дальнейшего наблюдения и оздоровления. Этот эпикриз передается в детскую поликлинику в отделение ОМПДП в образовательных учреждениях.
Продолжается санитарно-просветительная работа с родителями по вопросам преемственности и единства воспитания и ухода за ребенком в условиях семьи и ДДОУ.
При необходимости ребенок консультируется психологом, педагогом, психоневрологом.
Слайд 38Подготовка детей к поступлению в школу
Подготовка детей
к школе ведется постоянно во всем периоде дошкольного детства.
Неорганизованных детей готовит детская поликлиника, организованных- медицинские работники ДДОУ.
В соответствии с нормативными документами в первые классы школы принимаются дети седьмого или восьмого года жизни по усмотрению родителей. К 1 сентября ребенку должно быть не менее 6 лет 6 месяцев.
В школу ребенок должен прийти функционально «зрелым». Установлено, что у «незрелых» школьников учебная деятельность оказывает неблагоприятное влияние на функциональное состояние организма и здоровье, они часто становятся неуспевающими и не могут адаптироваться на протяжении всего 1 года обучения.
Определение готовности детей к обучению в школе проводится врачом по психофизиологическим и медицинским критериям.
Слайд 39Медицинские критерии
Уровень биологического развития (определяется по физическому развитию и количеству
постоянных зубов – не менее 2-6);
Уровень резистентности – не более 3 острых заболеваний в год;
Состояние здоровья – 1, 2 или 3 (в состоянии компенсации) группа здоровья;
Отсутствие тяжелых заболеваний за прошедший год.
Слайд 40Психолого-педагогические критерии
Школьная зрелость по психометрическому тесту Керна-Йерасека – 3-8 баллов;
Сформированность школьных
умений и навыков;
Освоение программы детского сада в полном объеме;
Качество звукопроизношения без дефектов;
Уровень психического развития по возрасту;
Смена игровой мотивации учебной.
Слайд 46Школьная зрелость
Или готовность ребенка
к систематическому обучению в школе – это совокупность соматических, биологических и психофункциональных признаков организма ребенка, говорящих о способности к успешному обучению без проявлений дезадаптации.
Слайд 47
Непосредственно перед оформлением в школу ребенка повторно осматривают те специалисты.;
Проводятся
лабораторные исследования (ОАК, ОАМ, кал на яйца глистов);
Оценивается эффективность проведенного лечения и состояние здоровья ребенка;
Оценивается функциональная готовность к поступлению в школу.
Алгоритм врачебного заключения:
Клинический диагноз (основной, сопутствующий);
Оценка физического развития;
Оценка нервно-психического развития;
Группа здоровья;
Медицинская группа для занятий физкультурой;
Медико-педагогическое заключение о готовности к обучению;
Рекомендации по оздоровлению, режиму, питанию.
Слайд 48Адаптация к школе
Первый этап –ориентировочный (фаза острой адаптации) – от 10
дней до 2-3 месяцев.
Второй этап – неустойчивое приспособление (фаза подострой адаптации), когда формируются оптимальные варианты реакции на стрессовые воздействия.
Третий этап – компенсаторная фаза –организм находит оптимальные варианты реагирования на нагрузку.
Длительность адаптации детей к обучению индивидуальна, в среднем 5-6 недель, особенно сложные первые 4 недели.
Слайд 49Проявления дезадаптации у детей в условиях школы
Частая острая заболеваемость;
Невротические реакции;
Неуспеваемость в
учебной деятельности;
Нарушения поведения(тревожность, агрессивность, нарушение общепринятых норм поведения);
Слайд 50Мероприятия по облегчению адаптации к первому классу
Учебные занятия должны проводиться
только в первую смену;
Пятидневная учебная неделя;
Организация облегченного учебного дня в середине учебной недели;
Проведение не более 4 уроков в день;
Продолжительность уроков должна составлять 35 минут;
Организация в середине учебного дня динамической паузы в течение 40 минут;
Обучение без домашних заданий и балльной оценки знаний обучающихся.
(Согласно САНПИНу по общеобразовательным школам).
Слайд 51Медицинские корригирующие мероприятия по снижению явлений дезадаптации
Повышение неспецифической реактивности организма
ребенка (вит.С, элеутерококк);
Воздействие на метаболические звенья эмоционального стресса (глютаминовая, липоевая, пантотеновая кислота- курсом 10 дней);
Мероприятия общего плана, направленные на предупреждения инфицирования, утомления и совершенствования приспособительных механизмов (экстракт валерианы, оптимизация расписания, проветривание, контроль освещенности, рациональное питание, физкультминутки, динамические паузы).
Слайд 52Использованная литература
1. Участковый педиатр: Справочное руководство/ Под ред. М.Ф. Рзянкиной, В.П.Молочного.-
3-е изд.- Ростов-на-Дону, 2006.-313 с.