Слайд 2Тема: «Дискуссия –
уровень культуры общения»
Цели:
Ознакомить студентов с правилами ведения
дискуссии.
Развивать уровень культуры общения.
Воспитывать уважение и толерантность к собеседнику.
Слайд 31. Орг. Момент - 5 мин.
2. Обмен информацией – 2 мин.
3. О «Дискуссии» - 5 мин.
4. Игра «Таможня» - 5мин
5. Правила дискуссии – 3 мин.
6. «Дискуссия» - 10 мин.
7. Анализ дискуссии – 5 мин.
План
Слайд 4Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией,
а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.
Обмен информацией
Восприятие и понимание
Слайд 5О “Дискуссии”
Латинское слово "дискуссия" означает рассмотрение, подробное исследование какого-либо вопроса, публичное
обсуждение какой-либо проблемы.
Дискуссия - это спор по правилам не для того, чтобы переспорить и навязать свое мнение, а чтобы вместе с товарищами найти истину, решить проблему.
Слайд 6Дискуссия
поможет в решении задач:
1) акцентировать внимание на актуальных проблемах жизнедеятельности;
2)
выработать общее мнение по этим проблемам;
3) побудить к практическим действиям;
4) выявить тех, кто болеет за дела коллектива, готовы предложить реальный вариант решения наиболее сложных проблем и,
может быть, организовать дело,
интересное и полезное.
Слайд 7Как проводить дискуссию?
План проведения дискуссии, как правило, таков:
I. Зачин.
Ведущим в
начале дискуссии важно побудить к разговору, "завести" участников дискуссии, "накалить страсти".
Этому могут способствовать вступительное слово ведущего, постановка серии острых вопросов, выступление "агитбригады" и т.д.
Слайд 8II. Собственно дискуссия - публичное обсуждение проблемы.
Дискуссия - дело во
многом стихийное и непредсказуемое.
Трудно сразу определить, как она развернется, и какие мнения будут преобладать.
Очень многое зависит от состава участников дискуссии, от их психологического настроя, от социальной ситуации, от места и времени проведения дискуссии.
Но многое также зависит от организаторов и ведущих, от их эрудиции, нравственных качеств, способности контактировать с подростками, умений слушать, спорить, держать себя в руках и управлять дискуссией.
Слайд 9 III. Завершение.
Дискуссия завершается общим решением и рекомендациями.
Ведущие говорят свое
заключительное слово, выделяя основные идеи состоявшегося разговора и расставляя при этом акценты.
Нужно обязательно поблагодарить участников.
Слайд 10Игра «Таможня»
«Наша группа – пассажиры, идущие на рейс самолета. Один из
них контрабандист. Он пытается вывести из страны уникальное ювелирное изделие. Итак, кто хочет быть таможенником»? Взявший на себя эту роль выходит. Один из участников группы, по желанию, прячет у себя ключ, после чего впускают «таможенника». Мимо него проходят «пассажиры», он пытается определить, кто из них «провозит контрабанду».
Обсуждение: признаки лжи и правды?
Слайд 11Правила дискуссии
1. Правило уважения человека - основное правило дискуссии.
Отношение к людям (как к присутствующим, так и к отсутствующим) на дискуссии неизменно внимательное, вежливое, уважительное. Мы стараемся ничем человека не обидеть, а тем более - не оскорбить. Человека мы принимаем таким, каков он есть, без всяких условий. Для нас равно значит, думает ли человек, как все, или думает иначе.
Слайд 122. Правило внимательного слушания. Мы помним, что слушать и слышать -
не одно и то же. Нужно стараться понять того, кто говорит, даже если не согласен с его мнением. На дискуссии закон един: слушают все, говорит один. Реплики с мест принимаются, но выступающие не перебиваются.
Слайд 133. Правило свободного микрофона. Высказываться может каждый, но после того, как
выступающий закончит говорить или истечет время выступления. Ведущий имеет исключительное право передавать микрофон кому-либо. Если ведущий не передает микрофон никому, то первым его "берет" тот, кто раньше других приготовился (поднял руку) и ближе других находится к закончившему выступление.
Слайд 144. Правило двух минут для выступления. Свободный микрофон можно "держать в
одних руках" не дольше двух минут. За это время можно успеть сказать главное.
5. Правило логичности и аргументированности. Лучшее выступление - то, которое хорошо продумано, последовательно изложено и убедительно аргументировано. Лучшие аргументы - факты и логика. Выступающие стараются излагать свои мысли четко и понятно.
Слайд 156. Правило честного поведения. На дискуссии уважается честность, а не упрямство.
Участники дискуссии стараются держаться естественно. Выступающие говорят внятно, понятно, не искажая фактов, слов и мыслей других людей. Если участник дискуссии в чем-либо не уверен или в чем-то не прав, он честно в этом признается, а если прав - то не зазнается.
7. Правило поднятой руки. Если же ты хочешь сказать важное, подними руку - и тебя будут слушать. Если кто-то поднял руку - все выслушивают его внимательно, не перебивая. Если рук поднято несколько, то очередность выступающих определяет ведущий
Слайд 16Дискуссия на тему
«Качество подготовки специалистов среднего звена»
Из числа студентов выбирается
ведущий, цель которого выяснить
В чём причина низкой подготовки специалистов?
Что нужно сделать чтоб из учебного заведения выпускались квалифицированные специалисты?
Слайд 17Вопросы
Почему производство не довольно уровнем подготовки специалистов?
Как Вы оцениваете качество предоставляемых
услуг в данном учебном заведении?
Почему преподавание профессоров не дает положительных результатов?
Что нужно сделать что бы улучшать подготовку студентов?
Какие изменения вы внесли бы в образовательный процесс, если бы вас назначали директором?
Слайд 18Анализ дискуссии
При анализе обращается внимание на то, как участники дискуссии восприняли
предложенные для обсуждения вопросы, какие новые проблемы поднимались во время дискуссии, какова актуальность, обоснованность, содержательность предложений и возможность их реализации в процессе моделирования и построения воспитательной системы.
Анализу могут быть подвергнуты как содержание выступлений, так и ход (процессуальная сторона) дискуссии и ее результативность (достижение цели, выполнение задач и т.д.). Предметом анализа может также стать коммуникативная культура участников дискуссии.